УДК 343.779

ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№16,

Юридические науки

Кинзябулатова Гульдар Рафисовна
Намазгулова Линара Флюровна


Научный руководитель: Долгов С.Ф., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского Филиала БашГУ


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; РАССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИИ; ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ENVIRONMENTAL CRIME; INVESTIGATION OF ENVIRONMENTAL CRIME; ENVIRONMENTAL PROTECTION; ENVIRONMENTAL SAFETY.


Аннотация: Данная статья посвящена исследованию основных проблем борьбы с экологическими преступлениями в современной России. Ввиду этого, выделяются следующие цели научной работы: уголовно-правовой обзор экологических преступлений; выявление содержания нормативно-правовой базы экологической безопасности, а также причин роста экологической преступности; разработка рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной деятельности, связанной с расследованием экологических преступлений. Особенностью содержания проделанной работы является использование методов дедукции, индукции, анализа, сравнительно-правовых и формально-юридических методов.

До середины XX века мало кто задумывался о естественных правах человека, а именно о праве пребывать в благоприятной окружающей среде, дышать чистым воздухом, употреблять чистую питьевую воду. Все эти права без труда реализовывались самими гражданами и государством. Однако, быстро развивающиеся технологии позволили реализовывать крупномасштабные проекты по использованию природных ресурсов, антропогенное воздействие на окружающую среду приобрело огромный размах. Накалилась обстановка глобального экологического кризиса.

На фоне оскуднения экологической условий жизни населения в нашей стране заметно падает число выявляемых экологических преступлений (с 41 881 в 2007 г. до 22 000 в 2017 г., что составило 19 881 преступлений, или — 48,7%). К сожалению, это не говорит об уменьшении экологических преступлений, а подчеркивает рост латентности экологической преступности и о упадке законодательного регулирования данной отросли.

В первые термин «экологическое преступление» был введён в научный оборот в 1980 году. Как отмечают многие ученные, экологическая преступность — это негативное социальное поведение, которое может привести к абсолютному ухудшению состояния окружающей среды. Поэтому, в Российской Федерации огромное внимание уделяется вопросам экологии. Этому свидетельствует нормативно-правовая база национальной экологической безопасности.

Согласно основному закону, каждый человек проживающий на территории Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и её богатства. Перечень прав, обязанностей и отношений, возникающих в области охраны окружающей среды регулируются международными договорами, Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды», кодексами, законами субъектов РФ, распоряжениями Правительства РФ.

Конечно, гарантом экологической безопасности Российской Федерации является Конституция, а также главы 24 — 26, 34 УК РФ, которые устанавливают меры ответственности за действия и бездействия, причинившие вред окружающей среде, нарушившие права граждан на достоверную информацию об экологической ситуации в стране, а так же за действия, способные вызвать экологическую катастрофу.

Хотя экологические преступления носят распространенный общественно опасный характер, законодатель предусматривает всего-навсего три тяжких преступлений против экологической безопасности. К ним относятся: преступления против правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ч.3 ст. 247), незаконной вырубки лесных насаждений (ч.3 ст. 260), уничтожения или повреждения лесных насаждений (ч.3-4 ст. 261). К тому же, анализ судебной практики уголовного и природоохранного законодательства, свидетельствует о том, что максимальные размеры санкции редко применяются. Вместо этого распространены случаи, когда наказание назначается в примерно ¼ от максимального срока, также при предварительной оценке, можно сказать, что в отношении примерно 70 % экологических правонарушений, применяются административные санкций. Это характерно не только для России, но и для многих других стран.

Наибольшей проблемой, как показывает опрос следователей и прокуроров, которые занимались уголовными делами в сфере загрязнения атмосферного воздуха, незаконной вырубкой лесов, является низкая раскрываемость связанная с запоздалым поступлением материалов из лесничеств о преступлениях, выявляемых по результатам космических мониторингов, и отсутствие специальных познаний о методике расследования данных преступлений.

Ещё одну трудность представляет отсутствие специальной техники, предназначенной для осуществления оперативно-розыскных действий и выявления совершения преступлений. Например, для раскрытия преступления, связанного с уничтожением лесных массивов, нужно качественное и своевременное обследование места происшествия на стадии проверки сообщения о преступлении. Так как зачастую не установление очага возгорания, отсутствие предметов, имеющих значение для уголовного производства, приводят к отказу от возбуждения уголовного дела.

К сожалению, проблема сохранения нормальной окружающей среды становиться всё более и более актуальной. Только за январь-сентябрь 2018 года, было зарегистрировано более 18 тысяч экологических преступлений. Государство пытается воздействовать на наше правосознание с помощью проводимых в стране спортивных агитации, воспитательных мероприятий, проводимых не только в учебных заведениях. Например, 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды; ежегодно проводятся митинги в защиту прав животных; устраиваются экскурсии и субботники.

Хочется верить, что частично восстановить благоприятную среду обитания в условиях назревшего экологического кризиса все-таки возможно. И подводя итоги, хотелось бы еще раз отметить причины отсутствия строгих мер наказания, не эффективность раскрытия преступлений, выявить пути решения экологических преступлений.

Первой из причин является второстепенность рассматривания экологических преступлений, хотя ущерб нанесенных деяниями в этой сфере считается непоправимым и носят реальную угрозу национальной и всемирной безопасности.

Вторая причина — низкий уровень познания следователей и дознавателей механизма раскрытия преступлений против экологической безопасности, а также нехватка специальной техники.

Третья причина в том, что реального потерпевшего нет. Ущерб такими преступлениями наноситься обществу, а не отдельному лицу. К тому же, зачастую ответчиками выступают предприятия, а не отдельное физическое лицо, это осложняет привлечение к уголовной ответственности виновных лиц.

Таким образом, изучив данную проблему, мы приходим к выводу, что есть необходимость создания системы органов, которые будут специализированы именно на расследование экологических преступлений. В данный момент в ряде субъектов уже сделаны шаги в этом направлении. Созданы такие структурные подразделения, как экологическая полиция, природоохранные прокуратуры, в частности — Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.


Список литературы

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 10.10.2018)
  2. Бриллиантов, А. В. Уголовное право России. Части общая и особенная / А. В. Бриллиантов. — М. : Проспект, 2015. — 1184 с.
  3. Джунусова Д.Н. Экологическая преступность и ответственность за экологические преступления. URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=176 (дата обращения 10.10.2018)
  4. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений: Монография. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008.– 86 с.
  5. Жадан В.Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений / В.Н. Жадан // Молодой ученый.– 2013.–№4.– 387 с.