УДК 35.08

АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

№16,

Юридические науки

Макушева Любовь Валерьевна


Ключевые слова: ОБРАЩЕНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС; КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА; APPEAL; PUBLIC SERVICE; SOCIOLOGICAL SURVEY; PERSONNEL POLICY.


Аннотация: В статье исследуется работа государственных служащих Республики Крым с обращениями граждан. Проведено социологическое исследование среди населения по удовлетворенности рассмотрения их обращений в государственные органы для дальнейшей разработки мероприятий по увеличению эффективности деятельности государственных служащих [4].

В ходе проведения анализа работы государственных служащих по рассмотрению обращений граждан была проанализирована информация по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти Республики Крым во II квартале 2018 года с целью дальнейшего сравнения с результатами социологического опроса граждан для улучшения качества работы государственных служащих (далее ГС) [3].

Во II квартале 2018 года в Аппарат Совета министров Республики Крым поступило 7342 обращения граждан (рис. 1).


Рисунок 1. Количество обращений во II квартале 2018 года в Аппарат Совета министров Республики Крым

По результатам рассмотрения письменных, в форме электронного документа и устных обращений граждан, поступивших в адрес Аппарата Совета министров Республики Крым, даны разъяснения на 4624 обращения (63%), приняты положительные решения по 227 обращениям (3%), по 2 обращениям принято решение «не поддержано» (0,03%), направлено по компетенции 2491 обращение (34%) (рис.2) [1;3].


Рисунок 2. Результаты рассмотрения обращений

Количество поступивших обращений из городов и районов Республики Крым во II квартале 2018 года, а также активность населения на 1 тыс. человек (табл.1).

Таблица 1.

Количество обращений по городам и районам

Города, районы

II квар. 2018 года

Активность 1 тыс. насел.

II квартал 2017 года

Активность 1 тыс. насел.

Примечание

Алушта 247 5 228 4 Увеличение количества обращений на 19 (7,6%)
Армянск 45 2 19 1 Увеличение количества обращений на 26 (57%)
Джанкой 69 2 94 2 Уменьшение количества обращений на 25 (37%)
Евпатория 345 3 508 4 Уменьшение количества обращений на 163 (56%)
Керчь 238 2 380 3 Уменьшение количества обращений на 142 (60 %)
Красноперекопск 17 1 52 2 Уменьшение количества обращений на 35 (205%)
Саки 82 3 83 3 Уменьшение количества обращений на 1 (1,2%)
Симферополь 1427 4 1376 4 Увеличение количества обращений на 51 (3,5%)
Судак 45 1 73 2 Уменьшение количества обращений на 28 (62%)
Феодосия 339 3 337 3 Увеличение количества обращений на 2 (0,6%)
Ялта

 

 

689 5 631 5 Увеличение количества обращений на 58 (8%)
В среднем по городам 3543 3 3781 4 Уменьшение на 238 (7%)
Бахчисарайский 196 2 188 2 Увеличение количества обращений на 8 (4%)
Белогорский 110 2 62 1 Увеличение количества обращений на 48 (77%)
Джанкойский 36 1 64 1 Уменьшение количества обращений на 18 (48%)
Кировский 62 1 85 2 Уменьшение количества обращений на 23 (37%)
Красногвардейский 115 1 103 1 Увеличение количества обращений на 12 (10%)
Красноперекопский 23 1 24 1 Уменьшение количества обращений на 1 (4%)
Ленинский 95 2 136 2 Уменьшение количества обращений на 41 (43%)
Нижнегорский 43 1 53 1 Уменьшение количества обращений на 10 (23%)
Первомайский 31 1 53 2 Уменьшение количества обращений на 22 (55%)
Раздольненский 32 1 56 2 Уменьшение количества обращений на 24 (80,3%)
Сакский 95 1 120 2 Увеличение количества обращений на 24 (25%)
Симферопольский 375 2 328 2 Увеличение количества обращений на 47 (12,5%)
Советский 32 1 49 2 Уменьшение количества обращений на 17 (53%)
Черноморский 45 1 61 2 Уменьшение количества обращений на 16 (35%)
Средняя по районам 2509 0 2626 0 Уменьшение на 117 (4,6%)

Количество обращений по наиболее актуальным сферам в сравнении с 2017 годом представлено на рис.3.


Рисунок 3. Количество обращений по наиболее актуальным сферам в сравнении с 2017 годом

С целью дальнейшей разработки мероприятий по увеличению эффективности деятельности ГС и изучения степени удовлетворенности граждан рассмотрением их обращений в государственные органы нами был проведен социологический опрос жителей о работе исполнительных органов власти Республики Крым [2;5].

В ходе социологического опроса были опрошены 100 граждан, 80 из которых хотя бы раз обращались в государственные органы. Основной акцент при опросе делался на результат обращения и сроки рассмотрения вопроса.

Из опрошенных граждан большая часть – это лица в возрасте от 30 до 60 лет, имеющие высшее образование.

Основная часть опрошенных жители г. Симферополя (70 %), 10 % – Симферопольского района, 8 % – г. Ялты, 6 % – Бахчисарайский район, 6 % – другие города и районы.

80 % опрошенных сообщили о том, что они обращались в государственные органы, из них 50 % – один раз; 30 % – 2 и более раза, 20 % – ни разу не обращались в государственные органы­­.

По сферам вопросов большая часть опрошенных указала на жилищные вопросы (30 %), жилищно–коммунальная сфера (22%), социальная сфера (20 %), здравоохранение (20%), другие – 8 %.

Касательно формы обращения, то большая часть из опрошенных граждан (65 %) сообщила о письменном обращении, 20 % – в электронном виде и 10 % – в телефонном режиме, 5 % – на личном приёме.

75% опрошенных указали на положительное решение вопроса и выразили благодарность государственным служащим. Из них 45% – вопрос решен полностью, 30 % – частично, 25% – вопрос не решен. 30% респондентов сообщили, что их вопрос был решен в короткие сроки, 60% – в сроки, установленные законодательством и 10% – сроки рассмотрения были нарушены.

Большая часть респондентов (64 %) считает государственных служащих компетентными, из них 15 % отмечает достаточно высокий профессионализм, 20 % – не компетентными, 1 % – затрудняются ответить.

Более 80 % опрошенных указали на вежливость сотрудников государственных органов, 15 % – не доброжелательными и не вежливыми; 4 % – отмечают хамское и некорректное поведение ГС, 1 % – затруднялись ответить.

Основная часть респондентов (70 %) удовлетворена качеством предоставления услуг, 20 % – не удовлетворены, 6 % – отмечают одновременно удовлетворенность и не удовлетворенность (связано с обращениями по разным вопросам в разные органы), 4 % – затрудняются ответить.

Второй блок вопросов касался выяснения мнения граждан непосредственно о престиже работы ГС, оплате труда и получения рекомендаций по повышению качества работы.

15 % опрошенных уверены о высокой оплате труда ГС, 40 % отмечают, что оплата труда находится на среднем уровне, 25 % – низкий, 10 % – очень низкий, 10 % – затруднились ответить.

65 % респондентов отметили престижной работу на государственной службе, 25 % сообщили, что никогда бы не работали на государственной службе, 10 % – затруднялись ответить.

Респондентам также было предложено ответить на вопрос об уровне коррупции в органах исполнительной власти. 70 % опрошенных сообщили, что уровень коррупции находится на низком уровне, 20 % – средний, 10 % –высокий.

Основными рекомендациями граждан по повышению качества работы государственных служащих были: финансовая мотивация (50 %), 20 % – увеличение престижности государственной службы; 14 % – обучение и переобучение сотрудников; 6 % – ужесточение законодательства за деятельностью ГС; 4 % – ротация кадров; 3 % – предложили себя в качестве руководителя; 3 % – затруднялись ответить.

Проанализировав результаты опроса можно сделать такие выводы: 80 % опрошенных сообщили о том, что они обращались в государственные органы, при этом большая часть опрошенных указала на жилищные вопросы (30 %), у 75% опрошенных вопрос был решен положительно, 64 % респондентов считает ГС компетентными, а 80 % опрошенных указали на вежливость сотрудников государственных органов. Основная часть респондентов (70 %) удовлетворена качеством предоставления услуг, 40 % отмечают, что оплата труда ГС находится на среднем уровне, 65 % респондентов отметили престижной работу на государственной службе, 70 % опрошенных сообщили, что уровень коррупции находится на низком уровне. Основными рекомендациями граждан по повышению качества работы ГС была финансовая мотивация (50 %).

В целом прослеживается тенденция удовлетворенностью работы ГС в органах исполнительной власти Республики Крым. При этом следует отметить, что проанализированная информация по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти Республики Крым, полученная из официальных источников, близка по показателям с результатами социологического опроса граждан. Исходя из полученных результатов, можно сформировать основные пути для улучшения качества работы государственных служащих, а именно: финансовая мотивация, увеличение престижности государственной службы, обучение и переобучение сотрудников, ужесточение законодательства за деятельностью ГС, ротация кадров и ужесточение требований при приёме на работу [5].


Список литературы

  1. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 14.10.2018).
  2. Бушуева Н.И., Лакшин М.И. Адаптация муниципальной службы Республики Крым в правовое поле России (на примере муниципального образования «Администрация Бахчисарайского района») // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. №3-4.
  3. Информация о работе с обращениями граждан и организации их личного приема в Аппарате Совета министров Республики Крым во II квартале 2018 года. URL: https://rk.gov.ru/ru/structure/1445 (дата обращения 05.10.2018).
  4. Материалы научно-практической конференции «Работа с обращениями граждан и организаций: право и практика» (22 сентября 2011 года) / Под ред. П. В. Толпегина. — М.: ЛЕНАНД, 2011. — 536 с.
  5. Черкесов К.А. Обращения граждан в органы местного самоуправления, их виды и особенности правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2012. — № 4.