УДК 35.08
АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
№16,
Юридические науки
Макушева Любовь Валерьевна
Ключевые слова: ОБРАЩЕНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС; КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА; APPEAL; PUBLIC SERVICE; SOCIOLOGICAL SURVEY; PERSONNEL POLICY.
В ходе проведения анализа работы государственных служащих по рассмотрению обращений граждан была проанализирована информация по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти Республики Крым во II квартале 2018 года с целью дальнейшего сравнения с результатами социологического опроса граждан для улучшения качества работы государственных служащих (далее ГС) [3].
Во II квартале 2018 года в Аппарат Совета министров Республики Крым поступило 7342 обращения граждан (рис. 1).
Рисунок 1. Количество обращений во II квартале 2018 года в Аппарат Совета министров Республики Крым
По результатам рассмотрения письменных, в форме электронного документа и устных обращений граждан, поступивших в адрес Аппарата Совета министров Республики Крым, даны разъяснения на 4624 обращения (63%), приняты положительные решения по 227 обращениям (3%), по 2 обращениям принято решение «не поддержано» (0,03%), направлено по компетенции 2491 обращение (34%) (рис.2) [1;3].
Рисунок 2. Результаты рассмотрения обращений
Количество поступивших обращений из городов и районов Республики Крым во II квартале 2018 года, а также активность населения на 1 тыс. человек (табл.1).
Таблица 1.
Количество обращений по городам и районам
Города, районы |
II квар. 2018 года |
Активность 1 тыс. насел. |
II квартал 2017 года |
Активность 1 тыс. насел. |
Примечание |
Алушта | 247 | 5 | 228 | 4 | Увеличение количества обращений на 19 (7,6%) |
Армянск | 45 | 2 | 19 | 1 | Увеличение количества обращений на 26 (57%) |
Джанкой | 69 | 2 | 94 | 2 | Уменьшение количества обращений на 25 (37%) |
Евпатория | 345 | 3 | 508 | 4 | Уменьшение количества обращений на 163 (56%) |
Керчь | 238 | 2 | 380 | 3 | Уменьшение количества обращений на 142 (60 %) |
Красноперекопск | 17 | 1 | 52 | 2 | Уменьшение количества обращений на 35 (205%) |
Саки | 82 | 3 | 83 | 3 | Уменьшение количества обращений на 1 (1,2%) |
Симферополь | 1427 | 4 | 1376 | 4 | Увеличение количества обращений на 51 (3,5%) |
Судак | 45 | 1 | 73 | 2 | Уменьшение количества обращений на 28 (62%) |
Феодосия | 339 | 3 | 337 | 3 | Увеличение количества обращений на 2 (0,6%) |
Ялта
|
689 | 5 | 631 | 5 | Увеличение количества обращений на 58 (8%) |
В среднем по городам | 3543 | 3 | 3781 | 4 | Уменьшение на 238 (7%) |
Бахчисарайский | 196 | 2 | 188 | 2 | Увеличение количества обращений на 8 (4%) |
Белогорский | 110 | 2 | 62 | 1 | Увеличение количества обращений на 48 (77%) |
Джанкойский | 36 | 1 | 64 | 1 | Уменьшение количества обращений на 18 (48%) |
Кировский | 62 | 1 | 85 | 2 | Уменьшение количества обращений на 23 (37%) |
Красногвардейский | 115 | 1 | 103 | 1 | Увеличение количества обращений на 12 (10%) |
Красноперекопский | 23 | 1 | 24 | 1 | Уменьшение количества обращений на 1 (4%) |
Ленинский | 95 | 2 | 136 | 2 | Уменьшение количества обращений на 41 (43%) |
Нижнегорский | 43 | 1 | 53 | 1 | Уменьшение количества обращений на 10 (23%) |
Первомайский | 31 | 1 | 53 | 2 | Уменьшение количества обращений на 22 (55%) |
Раздольненский | 32 | 1 | 56 | 2 | Уменьшение количества обращений на 24 (80,3%) |
Сакский | 95 | 1 | 120 | 2 | Увеличение количества обращений на 24 (25%) |
Симферопольский | 375 | 2 | 328 | 2 | Увеличение количества обращений на 47 (12,5%) |
Советский | 32 | 1 | 49 | 2 | Уменьшение количества обращений на 17 (53%) |
Черноморский | 45 | 1 | 61 | 2 | Уменьшение количества обращений на 16 (35%) |
Средняя по районам | 2509 | 0 | 2626 | 0 | Уменьшение на 117 (4,6%) |
Количество обращений по наиболее актуальным сферам в сравнении с 2017 годом представлено на рис.3.
Рисунок 3. Количество обращений по наиболее актуальным сферам в сравнении с 2017 годом
С целью дальнейшей разработки мероприятий по увеличению эффективности деятельности ГС и изучения степени удовлетворенности граждан рассмотрением их обращений в государственные органы нами был проведен социологический опрос жителей о работе исполнительных органов власти Республики Крым [2;5].
В ходе социологического опроса были опрошены 100 граждан, 80 из которых хотя бы раз обращались в государственные органы. Основной акцент при опросе делался на результат обращения и сроки рассмотрения вопроса.
Из опрошенных граждан большая часть – это лица в возрасте от 30 до 60 лет, имеющие высшее образование.
Основная часть опрошенных жители г. Симферополя (70 %), 10 % – Симферопольского района, 8 % – г. Ялты, 6 % – Бахчисарайский район, 6 % – другие города и районы.
80 % опрошенных сообщили о том, что они обращались в государственные органы, из них 50 % – один раз; 30 % – 2 и более раза, 20 % – ни разу не обращались в государственные органы.
По сферам вопросов большая часть опрошенных указала на жилищные вопросы (30 %), жилищно–коммунальная сфера (22%), социальная сфера (20 %), здравоохранение (20%), другие – 8 %.
Касательно формы обращения, то большая часть из опрошенных граждан (65 %) сообщила о письменном обращении, 20 % – в электронном виде и 10 % – в телефонном режиме, 5 % – на личном приёме.
75% опрошенных указали на положительное решение вопроса и выразили благодарность государственным служащим. Из них 45% – вопрос решен полностью, 30 % – частично, 25% – вопрос не решен. 30% респондентов сообщили, что их вопрос был решен в короткие сроки, 60% – в сроки, установленные законодательством и 10% – сроки рассмотрения были нарушены.
Большая часть респондентов (64 %) считает государственных служащих компетентными, из них 15 % отмечает достаточно высокий профессионализм, 20 % – не компетентными, 1 % – затрудняются ответить.
Более 80 % опрошенных указали на вежливость сотрудников государственных органов, 15 % – не доброжелательными и не вежливыми; 4 % – отмечают хамское и некорректное поведение ГС, 1 % – затруднялись ответить.
Основная часть респондентов (70 %) удовлетворена качеством предоставления услуг, 20 % – не удовлетворены, 6 % – отмечают одновременно удовлетворенность и не удовлетворенность (связано с обращениями по разным вопросам в разные органы), 4 % – затрудняются ответить.
Второй блок вопросов касался выяснения мнения граждан непосредственно о престиже работы ГС, оплате труда и получения рекомендаций по повышению качества работы.
15 % опрошенных уверены о высокой оплате труда ГС, 40 % отмечают, что оплата труда находится на среднем уровне, 25 % – низкий, 10 % – очень низкий, 10 % – затруднились ответить.
65 % респондентов отметили престижной работу на государственной службе, 25 % сообщили, что никогда бы не работали на государственной службе, 10 % – затруднялись ответить.
Респондентам также было предложено ответить на вопрос об уровне коррупции в органах исполнительной власти. 70 % опрошенных сообщили, что уровень коррупции находится на низком уровне, 20 % – средний, 10 % –высокий.
Основными рекомендациями граждан по повышению качества работы государственных служащих были: финансовая мотивация (50 %), 20 % – увеличение престижности государственной службы; 14 % – обучение и переобучение сотрудников; 6 % – ужесточение законодательства за деятельностью ГС; 4 % – ротация кадров; 3 % – предложили себя в качестве руководителя; 3 % – затруднялись ответить.
Проанализировав результаты опроса можно сделать такие выводы: 80 % опрошенных сообщили о том, что они обращались в государственные органы, при этом большая часть опрошенных указала на жилищные вопросы (30 %), у 75% опрошенных вопрос был решен положительно, 64 % респондентов считает ГС компетентными, а 80 % опрошенных указали на вежливость сотрудников государственных органов. Основная часть респондентов (70 %) удовлетворена качеством предоставления услуг, 40 % отмечают, что оплата труда ГС находится на среднем уровне, 65 % респондентов отметили престижной работу на государственной службе, 70 % опрошенных сообщили, что уровень коррупции находится на низком уровне. Основными рекомендациями граждан по повышению качества работы ГС была финансовая мотивация (50 %).
В целом прослеживается тенденция удовлетворенностью работы ГС в органах исполнительной власти Республики Крым. При этом следует отметить, что проанализированная информация по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти Республики Крым, полученная из официальных источников, близка по показателям с результатами социологического опроса граждан. Исходя из полученных результатов, можно сформировать основные пути для улучшения качества работы государственных служащих, а именно: финансовая мотивация, увеличение престижности государственной службы, обучение и переобучение сотрудников, ужесточение законодательства за деятельностью ГС, ротация кадров и ужесточение требований при приёме на работу [5].
Список литературы
- Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 14.10.2018).
- Бушуева Н.И., Лакшин М.И. Адаптация муниципальной службы Республики Крым в правовое поле России (на примере муниципального образования «Администрация Бахчисарайского района») // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. №3-4.
- Информация о работе с обращениями граждан и организации их личного приема в Аппарате Совета министров Республики Крым во II квартале 2018 года. URL: https://rk.gov.ru/ru/structure/1445 (дата обращения 05.10.2018).
- Материалы научно-практической конференции «Работа с обращениями граждан и организаций: право и практика» (22 сентября 2011 года) / Под ред. П. В. Толпегина. — М.: ЛЕНАНД, 2011. — 536 с.
- Черкесов К.А. Обращения граждан в органы местного самоуправления, их виды и особенности правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2012. — № 4.