УДК 351:354

СИНГАПУРСКИЙ ОПЫТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

№16,

Экономические науки

Краснов Андрей Михайлович


Ключевые слова: СИНГАПУРСКИЙ ОПЫТ; ТАМОЖНЯ; ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; СБОРЫ; ОПЕРАЦИИ; РЕФОРМА; EXPERIENCE; CUSTOMS; CUSTOMS; FEES; OPERATIONS; REFORM.


Аннотация: В настоящее время все большее внимание уделяется процессам изучения таможенного дела в различных странах для проецирования зарубежного опыта в отечественной практике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса сингапурского опыта зарубежного регулирования в современных условиях.

Сингапурская таможня считается одной из лучших в мире. Таможенная система этого государства построена на принципах партнерства между частными лицами и государством. Так, непосредственно таможенными операциями и сбором налогов занимается таможенная служба, она подчиняется Минфину. В задачи таможенных органов входит проведение таможенных операций, борьба с уклонением от уплаты таможенных сборов. Выдачей разрешающих документов и лицензий тоже занимаются таможенные структуры. Реформа таможенной службы Сингапура завершилась в 2003 году, именно тогда на базе акцизного и таможенного управления был создан единый контролирующий орган. В задачи таможни вошло содействие в развитии торгового дела, аудит и формирование статистики по итогам своей деятельности. Вся таможня делится на несколько подразделений. Ключевым из них является контрольный орган, который управляет рисками и осуществляет аудит. Структура таможни и ее функции обозначены в соответствии с требованиями ВТО. В процессе реорганизации данной структуры упор был сделан на повсеместное внедрение информационных технологий. Сами принципы работы таможни тоже были изменены. Изменения коснулись регламентов по обслуживанию клиентов, а также по взаимодействию подразделений таможни друг с другом. Отчеты по работе каждого структурного подразделения напрямую направляются к генеральному директору. Позиционирование таможни вместе с ее реформированием тоже изменилось. Теперь она воспринимается как бизнес-структура, которая занимается предоставлением государственных услуг. Таможня Сингапура уделяет больше внимание качеству своей работы, в штате таможни есть специалисты по формированию устойчивого имиджа. Принят регламент с указанием сроков проведения таможенных операций. Внедрение информационных технологий позволило ускорить подготовку ответов на обращения частных лиц и компаний.

Большая часть запросов в единой информационной системе оформляется онлайн, что позволяет, к примеру, оформить разрешительные документы на ввоз или вывоз за 10 минут. В Сингапуре еще в 1989 году была внедрена электронная система TradeNet, начавшая работу по принципу одного окна. С использованием этой системы через одно окно можно обратиться в любое из 35 государственных ведомств. Рассмотрение документов происходит тут же, ведомства отправляют ответы в течение 5-10 минут. Через данную систему подаются все разрешения.

Еще с 1986 года началась масштабная подготовка к внедрению электронной таможенной системы. Были стандартизированы формы электронных документов, разработано необходимо программное обеспечение. Всю работу по налаживанию данной системы взяла на себя частная компания в сфере информационных технологий и программирования. Многофункциональная система TradeNet – настоящая гордость Сингапура. В ней 90% операций проводятся без участия человека. Усовершенствованные алгоритмы учета и проверки кодов позволили автоматизировать все процессы. Более того, пользователи системы имеют возможность вернуть ранее уплаченные сборы, к примеру, если они отказались от использования разрешения. Доступ к данной системе является платным, сама система построена по принципу государственно-коммерческого партнерства. Система связана с банками – списания происходят тут же. Более того, все таможенные операции с использованием электронной системы можно выполнить, не выходя из дома, вне зависимости от дня недели и времени суток. Для получения любого документа вообще не предусмотрено личного посещения контрольного органа.


Список литературы

  1. Косенко В. П., Опошнян Л. И. Основы теории эффективности таможенного дела. М.: РИО РТА, 2015.
  2. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: учеб. пособие / А. Д. Ершов, В. А. Черных. М.: Изд-во РТА, 2016.
  3. Сингапурская таможня. Электронный ресурс: https://idaten.ru/tamojennoe-delo/singapurskii-opit-tamojennogo-regulirovaniya