УДК 37

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№16,

Педагогические науки

Анджиева Любовь Валерьевна
Мальчевская Марина Леонидовна (Кандидат педагогических наук, доцент)


Ключевые слова: РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; АГРЕССИЯ; ПАССИВНОСТЬ; РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД; SPEECH BEHAVIOR; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT; AGGRESSION; PASSIVITY; SPEECH ETIQUETTE; COMMUNICATIVE UUD.


Аннотация: В статье описаны проблемы речевого поведения младших школьников в начальной школе.

Сегодня одним из результатов образования провозглашается высокий уровень сформированности коммуникативной культуры. При этом эта задача ставится перед учителями начальной школы, что вполне обосновано особым возрастным этапом детей в этот период. Именно с младшего школьного возраста начинается целенаправленный процесс овладения различными продуктивным опытом повседневной коммуникации что отмечалось в исследованиях JI.M. Фридмана, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и ряда других. При этом важной составляющей эффективной коммуникации во всех этих работах выделяется речевое поведение.

В исследованиях Т.Г. Винокура речевое поведение рассматривается как сложное явление, связанное с «особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности» [1]. При этом, по его мнению, «в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье» [1]. Из анализа этого определения можно утверждать, что речевое поведение не только связано с поведением человека в обществе, но и напрямую характеризует его.

Вопросы формирования речевой культуры и речевого поведения всегда достаточно тщательно и разносторонне изучались как в психолого-педагогической литературе (А.А. Ворожбитова, Н.И. Формановская, Н.Е. Щуркова, О.М. Казарцева, и др.), а также в методической (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов). Однако изменения, происходящие в современном обществе, вновь заставляют поднимать эти вопросы и рассматривать их с точки зрения сегодняшних реалий, ведь «результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседника» [2, с. 496]. Ведь как показывает анализ практики, уровень речевого поведения младших школьников, в некоторой мере не соответствует запросам современного образования и общества в совокупности. Многие исследования по данной проблеме констатируют тот факт, что современное положение речевой культуры младших школьников можно рассматривать как кризисное. При этом отмечается, что недостатки проявляются как и в рамках речевого поведения подрастающего поколения, так и в рамках речевого этикета. Кроме того, выделяется такая характеристика речи детей, как бедность лексического запаса, неумение связно, точно и логично выразить свою мысль. Эти выводы подтверждаются и нашими исследованиями, так на основе анализа результатов диагностики изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников М. И. Рожковой, проводимые нами на базе третьих классов одной из школ г. Абакана Республики Хакасия, было выявлено, что не все дети могут легко найти общий язык со своими одноклассниками и с взрослыми, особенно учителями, так как не всегда могут подобрать нужные слова. Многие опрашиваемые сказали, что общение со своими друзьями и одноклассниками у них часто вызывает утомление 20%, либо приводит к ссорам 15%. Дети испытывают трудности в формулировании слов прощения 43%, часто не могут подобрать слова, чтобы попросить прощение или помощь в каком-либо деле 65%, а в результате не очень уверенно чувствуют себя в окружении большой группы своих товарищей 42%, предпочитая проводить время с компьютером или другими гаджетами.

Обобщенный анализ результатов данной диагностики показал, что в целом уровень коммуникации у учащихся третьих классов достаточно низок. (48%) и лишь 3 % от общего количества испытуемых показали высокий уровень сформированности коммуникации как общения.

Следующим шагом нашей работы стало изучение активного словарного запаса учащихся и уровень развития связной устной речи. При этом мы изучали частоту употребления разных частей речи: существительных, глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных в начальной форме, в сравнительной степени, в превосходной степени. Кроме того, нас интересовало точное и уместное употребление служебных частей речи (союзов, предлогов, частиц). При этом учитывалось умение построения и употребление в речи ребенка разных типов предложений, а также вводных конструкций, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. Результаты этого исследования показали, что у 61% учащихся низкий уровень активного словарного запаса, а также устной связной речи. Лишь 3% детей продемонстрировали высокий уровень.

Качественный анализ речи детей говорит, что в большинстве своем при описании ученики используют в речи существительные (100%) и глаголы (100%). Гораздо реже при выполнении задания в рассказах ребят встречались прилагательные (42%)и союзы (38%). При этом часть третьеклассников (36%) в своей речи все же используют сложные предложения с союзами. Также следует отметить, что небольшая часть учеников включает в свою речь наречия (15%) и прилагательные в сравнительной форме (10%).

Анализ текстов, составленных испытуемыми, показал недостатки в умении логично выстаивать свое высказывание (80%), бедность в использовании различных словесных конструкций (86%), нарушения ясности и точности (89%), а также отдельные ошибки в правильности употребления языковых средств (90%).

В целом же, высказывания детей в большинстве своем не отвечали требованиям построения монологического устного текста, которые предъявляются учащимся в данном возрасте, что как раз и свидетельствует о недостаточном уровне сформированности речевого поведения младших школьников.

Однако, как уже было указано выше, речевое поведение включает и этическую составляющую. При этом анализ научной и методической литературы показал, что этой части речевого поведения уделяется недостаточно внимания. Однако, по утверждению Садиловой О.П., именно чувство этической ответственности выступает регулятором речевого поведения. При этом она отмечает, что именно в начальной школе процессу воспитания этической ответственности детей в речевом поведении необходимо уделять особое внимание, так как оно играет «ключевую роль в плане формирования их коммуникативной и общей культуры» [3]. Именно поэтому нами было проведено анкетирование учащихся, направленное на выявление форсированности их речевого поведения.

Обработка результатов анкетирования показала, что третьеклассники достаточно полно владеют нормами речевого этикета в ситуации общения со сверстниками и взрослыми. Они хорошо знают правила приветствия знакомых и незнакомых людей, используют в общении со взрослыми вежливые фразы (почти 100%), но при этом не всегда включают их в речь при общении с одноклассниками (только 80%). Настораживает и тот факт, что не всегда дети готовы извиниться за свои поступки (45%), а также не считают нужным использовать правила речевого этикета в местах общего пользования, н-р, в столовой (41%).

В целом, анкетирование показало, что 18 % опрошенных имеют средний уровень сформированности речевого этикета. Большинство же детей (82%) продемонстрировали высокий уровень. Однако, следует отметить, что анкетирование в этом возврате уже не может носить вполне объективный характер, так как дети начальной школы ориентированы на социально одобряемые ответы. Именно поэтому мы анализировали и результаты наблюдения за поведением учеников в учебное и внеучебное время. При этом наблюдалась достаточна большая разница между поведением ребят на уроке и в неформальном общении со сверстниками. К сожалению, следует отметить, что в процессе наблюдения мы выделили проявления физической агрессии (38%). Причем часть детей могут позволить ее проявить даже на уроке во время спора. Большинство же детей в своем общении используют вербальную агрессию (38%), проявляющуюся через крики, использование кличек и т.п.

Таким образом, можно сказать, что результаты нашего исследования подтверждают актуальность обозначенной проблемы. При этом именно учитель начальной школы закладывает основы коммуникативной культуры человека. Все это заставляет задуматься об изменениях в организации образовательного процесса таким образом, чтобы его органической частью стала работа по эффективному развитию речевого поведения детей. Это уже отражено в требованиях Федеральных Государственных стандартов начального общего образования. Задача педагога состоит в поиске средств, методов и приемов по реализации данного направления работы. Но при этом следует помнить, что речевое поведение младшего школьника полностью зависит от обучающей среды как в школе, так и дома, а также от включения в учебный и воспитательный процесс активных методов работы, ведь нельзя научить общению без практики речевого поведения. Именно поэтому дальнейшим направлением нашей работы и будет включение интерактивных форм работы, направленных на достижение эффективных результатов в формировании речевого поведения младших школьников.


Список литературы

  1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения // М.: Наука, 1993. — 172 с. — ISBN 5-02-011563-0.
  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О.М. Казарцева — М.: Флинта, Наука, — 1998. — С. 496.
  3. О.П. Садилова, Формирование этически ответственного речевого поведения младших школьников : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01. — Сочи, 2000. — 230 с.
  4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ А, 1999.
  5. Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителя. Москва, 1984.
  6. Психологические проблемы массовой коммуникации / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1974.
  7. Граудина Л.К., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяев Е.Н. Мы сохраним тебя, русская речь! – М.: Наука, 1995
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык – Медиа, 2003
  9. Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней. – Русский язык в школе и дома. – №1, 2002
  10. Рожанский Ф.И. Сленг хиппи. – Санкт-Петербург – Париж: Европейский Дом, 1992
  11. Скворцов Л.И. Язык общения и культура (экология и язык). – М.: Просвещение, 2009