УДК 004.4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

№16,

Технические науки

Кравченко Сергей Вячеславович

Матюшечкин Дмитрий Сергеевич


Ключевые слова: РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА; ВЕБ-ПРОГРАММИРОВАНИЕ; ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ; 1С-БИТРИКС; AUTISM SPECTRUM DISORDERS; WEB PROGRAMMING; INTERNET TECHNOLOGIES; 1C-BITRIX.


Аннотация: В данной статье описан веб-сайт, разработанный для упрощения проведения анкетирования в процессе обследования детей с РАС. Так же разработанный веб-сайт позволяет обрабатывать собранные данные анкет представлять результат в удобном графическом виде.

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это комплексные нарушения психического развития человека, которые характеризуются социальной дезадаптацией, стереотипностью поведения и неспособностью к социальному взаимодействию и общению [1]. Обычно данные расстройства проявляются в младенчестве или в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.

Для людей, страдающих подобного вида расстройствами, разрабатывается большое количество технических и программных средств, развивающих игр и вспомогательных устройств. В частности, в Волгоградском государственном техническом университете была разработана специальная веб-система для проведения обследования детей с расстройствами аутистического спектра в специализированных учреждениях реабилитации.

Одним из важных элементов обследования и первичной диагностики ребенка с подозрениями на РАС является анкетирование родителей ребенка и специалиста, который проводит диагностику. После проведения анкетирования специалисты обрабатывают и интерпретируют полученные результаты.

Для того, чтобы автоматизировать процесс анкетирования, сделать возможным процесс удаленного и постепенного заполнения анкет, хранения и обработки результатов был реализован специальный веб-сайт.

Каждый родитель, пришедший в центр, регистрируется как пользователь сайта. В профиле родителя становятся доступны те анкеты, которые он ему необходимо пройти, а также результаты тех анкет, которые заполняют специалисты реабилитационного центра. Управлением доступностью анкет и их результатов для родителя занимаются специалисты центра, индивидуально учитывая особенности проводимой диагностики.

На рисунке 1 представлен фрагмент страницы личного кабинета тестового пользователя-родителя с доступными элементами навигации в ее левой части.


Рисунок 1 — Фрагмент страницы личного кабинета родителя

Для того, чтобы демонстрировать результаты пройденных анкет родителям ребенка, собранные данные преобразуются в понятный графический вид. Абсолютные значения показателей в баллах, которыми оперируют специалисты преобразуются в значение возраста, которому соответствует развитие ребенка в разных областях. На рисунке 2 представлен пример результата прохождения диагностики «Педагогическое обследование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» [2], который представляет собой интерактивный график с отображением того, какому возрасту соответствует тот или иной навык обследуемого ребенка. Данное выражение результатов является более наглядным и доступным для родителя.


Рисунок 2 – Пример результата прохождения диагностики (вид для родителя)

Для разработки веб-сайта было решено использовать CMS-платформу 1С-Битрикс: управление сайтом — редакцию «Старт». Удобный̆ и понятный̆ интерфейс продукта позволяет обычному пользователю персональному компьютера, не владеющему знаниями веб-технологий, быстро освоить систему и за несколько часов научиться управлять сайтом. Система предоставляет пользователю следующие возможности: управление структурой сайта, редактирование сайта в режиме реального времени в HTML-редакторе, публикация на сайте произвольных данных, автоматическое бэкапирование сайта и восстановление из резервной копии, распределение прав доступа для групп пользователей и другие. Управление сайтом выполняется через специальный графический интерфейс административного раздела.

В процессе разработки сайта было использовано большое количество готовых функций, предоставляемых самой платформой. Некоторые задачи потребовали значительного расширения существующих элементов системы, а также разработки собственных. Для представления графиков на веб-сайте была использована библиотека на языке Javascript Chart.js и расширяющий библиотеку плагин chartjs-plugin-datalabels.

Визуальное оформление веб-сайта было достигнуто за счет использования следующих инструментов:
— фреймворк bootstrap для разработки адаптивных веб-сайтов;
— иконочный шрифт Font Awesome;
— меню для сайта jQuery.mmenu;
— библиотека jQuery;
— jQuery-плагин для создания «карусели» Owl Carousel;

Система была разработана и протестирована при участии специалистов-реабилитологов областного реабилитационного центра для детей-инвалидов «Надежда» в городе Волжском Волгоградской области. После использования разработанного веб-сайта в данном центре, была собрана положительная обратная связь о работе с сайтом. Специалисты реабилитационного центра отметили сокращение количества времени на работу с анкетами, а также удобство использования сайта для параллельного заполнения анкет различными специалистами и быстрого доступа к данным о детях и родителях. Родителями была отмечена наглядность предоставляемых результатов диагностик, а также возможность прохождения некоторых видов анкет удаленно без личного посещения реабилитационного центра.


Список литературы

  1. Расстройства аутистического спектра (РАС) [Электронный ресурс] // Детский диагностический центр. : Офиц. сайт — Режим доступа : http://deti-clinica.ru/info/bolezni/rasstroystva-autisticheskogo-spektra-u-detey/ (дата обращения 15.04.2018).
  2. Хаустов, А.В. Дети с расстройствами аутистического спектра, протокол педагогического обследования / А.В.Хаустов, Е.Л. Красносельская, И.М. Хаустова // Протокол управления ДОУ. — 2014. — No1. — С. 32-50.