К ВОПРОСУ О ФОРМАХ И МЕТОДАХ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

№4,

Юридические науки

Колачева Ирина Васильевна


Ключевые слова: ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПРАВОСОЗНАНИЕ; ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА; ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ; ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; LEGAL EDUCATION; LEGAL CONSCIOUSNESS; LEGAL CULTURE; LEGAL INFORMATION; DEVIANT BEHAVIOR.


Аннотация: В статье рассмотрены основные направления воспитательного правового процесса, отражены нормативно – правовые акты, регулирующие правовое воспитание школьников. В результате исследования определены конкретные формы и методы воспитательного правового процесса школьников.

Общей задачей правового воспитания школьников является формирование человека с устойчивыми знаниями о законодательстве, правах, обязанностях. Школьники должны проявлять уважение к закону, как непреложной социальной ценности, в результате конечной целью правового воспитания будет являться формирование устойчивой ориентации на правомерное поведение, выработка нетерпимости к правонарушениям, что является базой для достижения высокого уровня правосознания и правовой культуры будущих граждан. Как пишет Ю.Ю. Бугаенко, учащиеся должны не только усвоить положения законодательства, но у них должны выработаться чувства уважения и признания права. По мнению ученого: «полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность». [1] Такая сложная и многоаспектная деятельность должна проявляться в различных формах и методах, в зависимости от специфики субъекта и объекта воспитательного процесса.

Ученые выделяют направления воспитательного правового процесса и в соответствии, с которыми могут применяться конкретные формы и методы. Во-первых, правосознание и правовая культура должны формироваться в семье. Во-вторых, деятельность по трансляции (передаче) правового опыта должна реализовываться в школьных образовательных учреждениях. При этом в процессе реализации указанных направлений нельзя забывать о самовоспитании, как неразрывной и взаимодополняющей стороны правовоспитательного процесса, которое, по мнению А.С. Бондарева следует прививать с младшего школьного возраста. [2]

В-третьих, важное направление реализации правовоспитательных целей являются образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования.

В-четвертых, немаловажную роль в правовом воспитании населения играет правовая работа, связанная с различными мероприятиями конституционного характера, например, выборы, проведение референдума.

В-пятых, существует так называемое направление «правовое информирование» – деятельность, которая заключается в пропаганде права средствами массовой информации, печатной продукции, телекоммуникационной технологии (интернет), произведениями литературы и искусства (театральные постановки, кинофильмы, романы, повести и т.д.). [3]

Таким образом, такая форма правового воспитания, как правовое информирование имеет большое значение, так как она наиболее ненавязчивая и значимая форма повышения правовой грамотности населения. Поэтому на актуальность вопроса активизации правового информирования граждан указывается на законодательном уровне. Нормативное закрепление системы правового просвещения получила в «Основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания», утвержденные Президентом РФ 28 апреля 2011 г. В них непосредственно сказано о необходимости создания всех условий, которые бы обеспечивали «развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи». [4]

Следующий нормативный правовой акт, закрепляющий перечень основных субъектов системы правового информирования и правового просвещения граждан – это ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». [5] В данном федеральном законе правовое просвещение и правовое информирование определено как одно из ведущих направлений государственной политики в области оказания гражданам бесплатной юридической помощи (ст. 4). На важность правового информирования граждан указывает и судебная практика. [6]

Что касается правового воспитания школьников, то непосредственно об этом сказано в ФЗ «Об образовании». В частности в нем сказано следующее – правовое воспитание в школе должно проходить в рамках образовательного процесса. Система воспитательных действий, должна быть направлена «на создание условий формирования у детей – уважения к праву; собственных представлений и установки, основанных на современных правовых ценностях; компетенции, достаточной для защиты прав и свобод личности и правомерной реализации ее гражданской позиции» [7].

Говоря о формах и методах правового воспитания школьников, следует учитывать, что данный процесс охватывает различные возрастные группы учащихся. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 февраля 2014г. «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» использование не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям, а также потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания оказывает негативное воздействие на качество обучения. [8] Поэтому правовое воспитание в системе образования должно представлять из себя планомерный, систематический процесс воздействия на сознание и психику несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Данный процесс должен носить комплексный характер, охватывая все этапы учебного процесса, включая внеурочную деятельность. Поэтому в данной случае приемлемы различные формы и методы воспитания.

На наш взгляд, прежде всего в образовательном учреждении необходимо создать единое правовое воспитательное пространство, которое бы позволило почувствовать атмосферу уважения к правопорядку, защищенности, как учащихся, так и педагогов. Так называемое правовое пространство должно находит воплощение в уставе, правилах учебного образовательного учреждения, в правилах взаимодействия с другими социальными институтами, а так же в совместной деятельности педагогов и учащихся, которая может проявляться в учебно-познавательной деятельности, в игровой деятельности (что особенно актуально для младших классов), смыслопоисковой деятельности (более приемлемо для старшеклассников). В данном аспекте более результативным методом правового воспитания будет так называемый проектный метод. Он позволяет непосредственным способом учащегося включить в активный познавательный процесс, в котором он (школьник), по мнению З.В. Бочкаревой: «самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт» [9]. По мнению автора: «проектный метод в правовой подготовке школьников – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал» [10]. Используя такой метод правового воспитания, школьник, по сути, становиться «полноценно развернувшейся, по-настоящему состоявшейся человеческой личностью». Проектный метод предполагает сочетание в себе различных видов деятельности – сбор информации, анализ полученных материалов, экспериментально-исследовательская работа, что говорит о реальной практической деятельности, «практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика» [11].

Основной принцип данного метода — это совместная работа учителя и ученика. Поэтому результативность и эффективность проектной работы зависит от позиции педагога, от его умения организовать рабочий процесс, проявлять уважение к выбору и мнению ученика. В то же время сами ученики имеют возможность почувствовать ответственность за сделанный выбор и выполнение работы вплоть до конечного результата, что очень важно в формировании правового мировоззрения школьников. Так же данный метод позволяет комбинировать научно-исследовательскую работу школьников с творчеством, так как результатом всей работы может выступать проигрывание конкретной ситуации, например, проведение показательных судов по конкретной юридической ситуации, проведение избирательной агитации в выборах на должности в органы школьного самоуправления и т.д. Таким образом, помещение школьника в определенное правовое пространство позволяет приблизить его к реальной правовой практики, так как правовое обучение будет основываться не только на словах и демагогических заявлениях, тем самым решается основная задача правового воспитания – воздействие на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания учащегося с целью формирования правовой культуры и правового сознания.

В педагогической литературе существует множество форм индивидуального воздействия на школьников, которые нельзя отрицать и при правовом воспитании. Многие ученые отмечают, что урок является основной формой правового воспитания среди словесных форм воспитания. Как отмечают О.А. Казначееева и В.В. Сафронов: «он является ведущим фактором формирования таких компонентов правосознания учащихся как знание и представления о праве. Урок является ведущей формой организации правового обучения и воспитания, он способствует выработке более емких и прочных правовых понятий» [12].

Таким образом, урок эта та форма правовоспитательного процесса, которая позволяет проявить большинство методов усвоения правовых знаний, усвоения навыков и умений, провести обобщение и систематизацию правовых знаний. В зависимости от того какая цель и задача будет поставлена в процессе проведения урока, будут применяться различные методы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых – убеждение, поощрение, наблюдение и т.д.

Проведение нетрадиционных уроков, на которых школьнику отводиться определенных статус позволяют приблизиться к правовой реальности. Например, урок-встреча, в котором может участвовать гость, чья профессия непосредственно связана с юридической практикой или правоохранительной деятельность. Так, при изучении деятельности правоохранительных органов целесообразно пригласить прокурорского работника или следователя полиции, школьники не только могут услышать рассказ о работе соответствующих органов, но и лично задать гостью интересующиеся вопросы. На уроках-практикумах школьники получат не только правовые знания, но и умения работы с юридическими документами, нормативные правовыми актами, навыки работы со справочными правовыми системами «Консультант-Плюс», «Гарант».

О.А. Казначеева и В.В. Сафронов считают, что урочная деятельность должна быть дополнена внеурочными мероприятиями, в особенности это касается работы с младшими школьниками. В рамках учебного процесса целесообразно будет проводить беседы со школьниками, имеющие нравственно-правовые ориентиры, беседы-инструкции, которые познакомят школьников с правилами поведения в конкретной ситуации, «беседы ситуативного характера, являющиеся непосредственной реакцией на события из жизни учащихся, требующие нравственной оценки» [13]. В старших классах следует уделять большое внимание вовлечению школьников в правореализующую деятельность, для осуществления таких правовых ролей, как потребитель, избиратель и т.д., такая деятельность будет являться своеобразным мостиком между теорией и практикой. Педагоги отмечают, что с 9 класса школьники проявляют готовность активно участвовать в выборах Президента школы, участвовать в работе совета старшеклассников, все это дает толчок к желанию получить дополнительную правовую информацию и правовой опыт. [14] Школьники, задействованные в таких мероприятиях, более ответственно относятся к своим обязанностям и поступкам, тем самым достигается цель правового воспитания – формирование гражданина с социально-активной позицией и формирование правовой личности, способной с наибольшим эффектом участвовать в создании правового и демократического государства.

Помимо урочной деятельности уместно будет проведение и других форм правового обучения, таких как лекция, практические занятия, деловые игры, профессиональные тренинги, консультации, олимпиады и т.д.

Особое внимание следует уделить формам и методам правового воспитания несовершеннолетних правонарушителей или школьников с девиантным поведением, рост которых на сегодняшний день увеличивается. [15] С.Н. Байжуминов говорит о том, что «задача правового воспитания несовершеннолетних правонарушителей заключается в том, чтобы поведение учащегося определялось не импульсами непосредственной жизненной ситуации, не сиюминутными желаниями и прихотями, а определенными принципами, которые образуют его внутренний регулятор поведения» [16]. При этом автор работы указывает на то, что «важными элементами правового воспитания несовершеннолетних правонарушителей, учащихся в средней школе, являются соединение воспитательных усилий педагогов-предметников и лиц, ответственных за организацию внеклассной воспитательной работы, активное привлечение к работе с учащимися сотрудников органов внутренних дел (прокуратуры, суда)» [17].

Мы считаем, что в отношении несовершеннолетних школьников с девиантным поведением правовое воспитание должно состоят из двух направлений. Во-первых, содержательное правовое направление, которое включает в себя усвоение школьниками учебного правового материала, способствующего формированию и развитию законопослушного поведения. Как отмечает Т.И. Колесниченков, в данном аспекте будет уместны «ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, психотехнические игры, работа с юридическими документами и различными источниками правовой информации поддерживают интерес к праву. Изучение каждого раздела должна сопровождаться диагностикой результативности правовой образованности подростка, самостоятельной творческой деятельностью учащихся. Использование активных методов позволяют подвигнуть подростка к сотрудничеству, общению, поиску истины. Интерактивные методы, подразумевающие активное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяют ученикам обогащать собственный социальный опыт, моделировать различные социальные ситуации, доказывать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение, развивать навыки проектной деятельности» [18].

На наш взгляд, наиболее приемлемым методом обучения и воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением будет являться метод «критического мышления». В нем есть преимущества, которые научат подростков критически мыслить, а значит более свободно адаптироваться к любой новой среде. Педагог, ставя перед учащимися проблему, которую надо решить, прибегая к убедительной аргументации путем критического мышления, тем самым учит подростков мыслить и находить собственное решение поставленной проблемы. Получив определенные навыки, мыслящий школьник в будущем будет способен противостоять подверженности групповому негативному влиянию сверстников. Ученые считают, что критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать. [19]

Во-вторых, в правовое воспитание «трудных» несовершеннолетних школьников должно входить социально-педагогическое направлении, которое состоит из психолого-педагогических и просветительских мероприятий. Они должны имеет адресный характер в отношении школьников и их родителей, так как тесная связь с семьей «обогащает процесс правового воспитания несовершеннолетних правонарушителей разнообразным содержанием, многогранными формами воздействия на формирование их правосознания». [20] Работа с несовершеннолетними школьниками с девиантным поведением не должна сводиться только к профилактическим беседам, их активно следует привлекать в спортивные секции, кружки и другие мероприятия трудового, духовно нравственного, художественно-эстетического характера.

Таким образом, на сегодняшний день существуют разнообразные формы и методы правового воспитания школьников, которые позволяют индивидуальное правосознание и правовую культуру развивающейся личности поднять до высокого уровня понимания основных правовых требований отвечающий интересам всего гражданского общества и государства.


Список литературы

  1. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 85. // http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-sovremennoy-molodezhi (Дата обращения: 21.11.2016г.).
  2. Бондарев А. С. Правовое самовоспитание как самостоятельный вид субъектно-субъектной правовой социализации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 2 (20). С. 7-16. // http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-samovospitanie-kak-samostoyatelnyy-vid-subektno-subektnoy-pravovoy-sotsializatsii (Дата обращения: 21.11.2016г.); Бондарев А.С. Правовая культура – цель самовоспитания. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.) / отв. ред. О.А. Кузнецова. Пермь, 2013. С. 11-14.
  3. Осипов Р.А. Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3 (104). С. 154. // http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 21.11.2016г.).
  4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом Рос. федерации 24 апр. 2011г. № Пр-1168 // Рос. газ. 2011. 14 июля.
  5. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федер. закон от 21 нояб. 2011г. № 324-ФЗ6 принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 02 нояб. 2011г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 09 нояб. 2011г. : в ред. Федер. закона от 28 нояб. 2015г. № 358-ФЗ // Рос. газ. 2011. 23 нояб.; 2015. 30 нояб.
  6. См.: Постановление Верховного суда Республики Хакасия от 21 февр. 2013г. по делу № 7н-13/2013 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс». (Дата обращения: 22.11.2016г.); Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 № 10АП-18369/2014 по делу № А41-54064/14 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс». (Дата обращения: 22.11.2016г.); Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 окт.2011г. № 15АП-10772/2011 по делу № А01-421/2006-8 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс». (Дата обращения: 22.11.2016г.).
  7. Об образовании: Федер. закон от 29 дек. 2012г. № 312-ФЗ: принят Госуд. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12 дек. 2012г.: одоб. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012г.: в ред.: Федер. закона от 03 июля 2016г. № 312-ФЗ // Рос. газ. 2012. 31 дек.; 2016. 04 июля.
  8. О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» (вместе с «Правилами проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания»): Постановление Правительства РФ от 17 февр. 2014г. № 120 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 8. Ст. 816.
  9. Бочкарева З.В. Методика правового воспитания школьников // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. №1. С. 111-112. // http://puma/article/n/metodika-pravovogo-vospitaniya-shkolnikov (Дата обращения: 23.11.2016г.).
  10. Бочкарева З.В. Указ. соч. С. 112.
  11. Бочкарева З.В. Указ. соч. С. 113.
  12. Казначеева О.А., Сафронов В.В. Сущность и содержание правового воспитания // Актуальные вопросы современной науки. 2013. № 30-2. С. 259. // http://elibrary.ru/item.asp?id=21059837 (Дата обращения: 24.11.2016г.).
  13. Казначеева О.А., Сафронов В.В. Указ. соч. С. 260.
  14. См.: Бабанова И. А. Деловые игры в учебном процессе // Научные исследования в образовании. 2016. № 7. С. 12. // http://puma/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse (Дата обращения: 24.11.2016г.).; Трухина О.Т. Использование игровых ситуаций в учебном процессе в подростковом возрасте // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 3. // http://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 24.11.2016г.).
  15. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема // Гаудеамус. 2016. № 1. С. 98-101. // http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 30.11.2016г.).
  16. Байжуминов С.Н. Правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей учащихся средней школы : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2002. С. 22.
  17. Байжуминов С.Н. Указ. соч. С. 22.
  18. Колесниченков Т.И. Правовое образование как фактор профилактики правонарушений несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3. С. 85. // http://elibrary.ru/item.asp?id=23324195 (Дата обращения: 25.11.2016г.).
  19. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Перемена. Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. 2014. № 4. С. 36-40.
  20. Байжуминов С.Н. Указ. соч. С. 24.