УДК 311

ЗАЩИТА ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МО «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»)

№16,

Социологические науки

Максимовская Александра Александровна


Ключевые слова: ЗАЩИТА ПРАВ; СВОБОД; ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА; СЕМЬЯ; ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН; АРХАНГЕЛЬСК; PROTECTION OF RIGHTS; FREEDOMS; LEGITIMATE INTERESTS OF THE CHILD; FAMILY; CITIZENS APPEALS; ARKHANGELSK.


Аннотация: В статье представлен теоретический обзор социально значимой проблемы: защиты прав, свобод и законных интересов детей на муниципальном уровне. Рассмотрены проблемы конфликтных взаимоотношений в семье. Проведен анализ обращений. Определены приоритетные направления в соблюдении прав, свобод и законных интересов детей.

Одним из важнейших механизмов защиты и восстановления законных прав и интересов ребенка является рассмотрение устных, письменных, электронных обращений граждан, ведение личного приема. В Администрации города (кабинет № 125) организована работа приемной по вопросам защиты прав ребенка, советником Главы муниципального образования «Город Архангельск» по вопросам защиты прав ребенка проводится прием граждан, осуществляется телефонное консультирование, принимаются письменные обращения, в том числе, и по электронной почте. В целях обеспечения оперативного реагирования на проблемы детей в городе Архангельске проводятся вечерние дежурства на телефоне «Горячая линия» в последнюю пятницу месяца с 17 до 19 часов.

Пресс-служба Администрации муниципального образования «Город Архангельск» оказывает содействие в информировании населения о деятельности по защите прав, свобод и законных интересов детей и семей, проведении вечерних телефонных линий через официальный Интернет-портал, городскую газету «Архангельск – город воинской славы».

Для учета и анализа деятельности по обращениям граждан ведется рабочая документация: журнал учета обращений граждан, журнал регистрации входящей и исходящей документации, карточки обращений. Общее количество обращений граждан за 2017 год по сравнению с 2016 годом увеличилось на 7% (+15 обращений). Динамика обращений за 4 года представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Тематика обращений граждан за 2014-2017 годы

Доля ежеквартальных обращений граждан за четыре года представлена в таблице 1 и на рисунке 2.

Анализ ежеквартального количества обращений граждан за 2014 – 2017 годы показывает наибольшее число обращений в осенний, зимний и весенний периоды, глобальное снижение наблюдается в летние школьные каникулы (июль – август). Также в связи с тем, что полномочия и обязанности советника не делегируются другим сотрудникам Администрации города, в периоды трудовых отпусков и командировок обращения граждан практически отсутствуют, за исключением разовых письменных и обращений по электронной почте.

Таблица 1

Доля ежеквартальных обращений граждан за 2014-2017 годы

Год Всего обращений,

%

I

Квартал

%

II

Квартал

%

III

Квартал

%

IV

Квартал

%

2014 226

100%

72

31,9%

46

20%

32

14%

76

33,6%

2015 276

100%

57

20,7%

86

31%

60

21,7%

73

26,%

2016 213

100%

61

28,6%

38

17,8%

51

23,9%

61

28,6%

2017 228

100%

65

28,6%

44

19%

41

18%

78

34%


Рисунок 2. Ежеквартальная динамика обращений за 2014-2017 годы

По сравнению с 2014 годом (таблица 2) на 0,88% возросло количество обращений граждан в приемную по правам ребенка. В частности, на 3,37% увеличилось число обращений на прием, по электронной почте на 3,37%, письменных на 33%. За четыре года сократилось число обращений по телефону на 4%, тем не менее, количество обращений граждан на телефонную линию по вопросам защиты прав детей остается преобладающим. В ходе телефонных обращений даются консультации по правовым вопросам, поясняются порядки и алгоритмы действий заявителей, начинается работа по анализу фактов обращений на предмет соблюдения прав и при выявлении фактов нарушений, принимаются меры по восстановлению прав ребенка или группы детей. В некоторых случаях заявитель направляет свое письменное обращение или приходит на прием для детального разбора ситуации в интересах детей, подготовки заявлений в органы исполнительной власти, суды и т.д.

Таблица 2

Виды обращений за 2014 — 2017 годы

Заявители Количество обращений
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
По электронной почте 4% (9) 5% (9) 7,5% (16) 5,3% (12)
Письменные 1% (3) 0,7 % (2) 2,3% (5) 1,8% (4)
По телефону 59,7% (125) 48,6% (125) 54,9% (117) 52,6% (120)
СМИ 0,4% (1)
На прием 39,4% (89) 44,9% (89) 35,2 (75) 40% (92)
Всего: 100% (226) 100% (276) 100% (213) 100% (228)

Среди видов обращений (рисунок 3) в 2017 году по сравнению с 2016 годом возросло количество обращений граждан на прием на 23% (2016 год – 75 обращений, 2017 год – 92), сократилось число письменных обращений на 20%, по телефону на 2,56%, электронной почте на 25%. От СМИ не поступало обращений по вопросам защиты прав ребенка.


Рисунок 3. Виды обращений граждан за 2017 год

Анализ источников обращений за четыре года (таблица 3) показывает рост обращений на 56,25% от законных представителей детей из замещающих семей, в том числе, опекунов, приемных родителей (2014 год – 15 обращений, 2017 год – 23), прочих лиц (соседей, педагогов, специалистов) на 53% (2014 год – 15 обращений, 2017 год – 23 обращения).

На протяжении четырех лет главными источниками обращений являются родители, в преобладающем числе, матери. На втором месте среди источников обращений – близкие родственники, большинство из них бабушки. В 2017 году по сравнению с 2014 годом на 180% увеличилось число обращений на прием родителей с детьми (2014 год – 5 детей, 2017 год – 14 детей).

Таблица 3

Источники обращений (категории заявителей) за 2014-2017 годы

Источник обращения 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Родители 60,2% (136) 54,7% (171) 57% (123) 56,6% (129)
Близкие родственники 24,8% (56) 29,7% (82) 22,5% (48) 21,05% (48)
Сообщение СМИ
Дети-сироты, дети,

оставшиеся

без попечения родителей

0,9% (2)
Лица из числа детей — сирот,

детей, ставшихся без

попечения родителей

1% (3) 1% (3)
Опекуны (попечители),

приемные родители,

усыновители

7 % (16) 8% (23) 11,7% (25) 11% (25)
Прочие лица 6,6% (15) 6,6% (14) 10% (23)
Всего групповых обращений 0,5% (1)

Проведенный анализ тематики обращений по вопросам соблюдения прав и законных интересов ребенка в количественном и процентном соотношении за четыре года представлен в таблице 4.

Таблица 4

Тематика обращений граждан по вопросам соблюдения прав и законных интересов ребенка за 2014-2017 годы

Тематика обращений граждан 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Количество % Количество % Количество % Количество %
Семейные вопросы 73 32, 3 121 43,5 60 28,2 86 37,7
Жилищные вопросы 34 15, 1 34 12 26 12,2 42 18
Образование 45 17, 7 56 20,3 41 19,2 31 13,6
Имущественные права 37 16 29 10,5 16 7,5 23 10,1
Социальные вопросы 8 3,5 19 6,9 25 11,7 18 7,9
Медицинская помощь. Охрана здоровья детей 17 7,5 7 2,5 11 5,1 5 2,2
Прочие 12 5, 3 3 1,1 34 15,9 23 10,1
Всего 226 100 276 100 213 100 228 100

На основе проведенного анализа преобладающими темами обращений в 2016 и 2017 годах являются внутрисемейные отношения. В 2017 году число обращений по проблемам семейного права ребенка по сравнению с 2016 годом возросло на 50% (2016 год – 57 обращений, 2017 год – 86), увеличилось число обратившихся по сравнению с прошлым годом на 61% по вопросам жилищных прав детей (2016 год – 26 обращений, 2017 год – 42), на 91% – по вопросам имущественных прав детей (2016 год – 12 обращений, 2017 год – 23). Напротив, сократилось число обратившихся по вопросам: медицинской помощи на 54% (2016 год – 11 обращений, 2017 – 5); прав детей в социальной сфере на 30% (2016 год – 26 обращений, 2017 год – 18); образования на 9% (2016 год – 34 обращения, 2017 год – 31).

Сравнительный анализ проблем и предмета обращений граждан в 2017 году в соотношении различных прав ребенка показывает наибольшее количество обращений по вопросам семейного права (86 обращений), что составляет 37,7 % от общего числа и находится на первом месте в ряду обращений. Среди них большая часть детских проблем связана со спорами родителей и родственников по воспитанию детей, определением порядка общения с ребенком родителей или родственников, проживающих отдельно, определением места жительства, семейными конфликтами поколений.

На втором месте вопросы жилищных прав (42 обращения), большинство из них по вопросам предоставления гражданам жилых помещений взамен аварийного, консультирования по вопросам жилищного права родителей (законных представителей).

На третьем месте среди обращений вопросы прав ребенка на образование (31 обращение).

На четвертом месте вопросы имущественных прав детей – 10% (23 обращения), в частности, неисполнение алиментных обязательств родителями и др.

На пятом месте среди общего числа обращений занимают вопросы прав детей в социальной сфере (18 обращений – 7,9%). Среди них, большинство вопросов касались оказания содействия в получении статуса малоимущих семей, оформления различных льгот и пособий детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Вопросы медицинской помощи, охраны физического, психологического, нравственного здоровья детей составили 2,19% (5 обращений) и касались своевременности и правильности медицинского диагноза детей (2), содержания детей, помещенных по социальным показаниям в больницу (2), порядку действий родителя при обнаружении участия ребенка в сетевой игре «Синий кит».

Среди прочих 23 обращений, которые составили 10,1 % от общего числа, вопросы защиты детей от конфликтующих соседей, установление пешеходных переходов, причинение побоев несовершеннолетними сверстниками, несогласие с постановлениями КДН и ЗП о мерах воздействия к несовершеннолетнему по фактам причинения побоев учащимися, постановкой на профилактический учет в органы системы профилактики.

Наиболее частыми в 2017 году были проблемы конфликтных взаимоотношений в семье, споры о детях среди бывших супругов, родителей, родственников, ненадлежащее отношение к детям ближайшего окружения, и многие другие. Выявленные проблемы находятся в плоскости человеческих, межличностных отношений, поэтому приоритетным направлением в соблюдении прав, свобод и законных интересов детей является постоянная просветительская работа с родителями (законными представителями) по повышению правовой, духовно-нравственной культуры и овладению коммуникативными навыками. Для развития инновационных форм родительского просвещения считаю важным активнее сотрудничать с общественными организациями, участвуя в разработке и реализации совместных грантовых проектов.


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Архангельской области от 25 сентября 2012 года № 400-рп «О Стратегии действий в интересах детей Архангельской области на 2012 – 2017 годы и плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Стратегии»
  2. Отчет о реализации плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей МО «Город Архангельск» на 2013-2017 гг., утвержденного Распоряжением мэрии города Архангельска от 28.12.2012 года
  3. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 № 167-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении плана мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 года»
  4. Доклад о деятельности советника Главы муниципального образования «Город Архангельск» по вопросам защиты прав ребенка в 2014 году
  5. Доклад о деятельности советника Главы муниципального образования «Город Архангельск» по вопросам защиты прав ребенка в 2015 году
  6. Доклад о деятельности советника Главы муниципального образования «Город Архангельск» по вопросам защиты прав ребенка в 2016 году
  7. Доклад о деятельности советника Главы муниципального образования «Город Архангельск» по вопросам защиты прав ребенка в 2017 году