УДК 62
РЕСТАВРАЦИЯ КУЗОВОВ АВТОМОБИЛЕЙ
№16,
Технические науки
Юсуфджонов Ахмаджон Тохирджонович
Ключевые слова: КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ; ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА КУЗОВОВ; РЕСТАВРАЦИЯ КУЗОВА; НОВОДЕЛ; COLLECTING CARS; TECHNOLOGY OF REPAIR OF BODIES; THE RESTORATION OF THE BODY; REMAKE.
Коллекционирование старинных автомобилей на сегодняшний день пользуется наибольшим интересом среди населения. Этому подвержены многие категории людей. Одни занимаются собирательством многие годы и имеют уже приличные частные коллекции и музеи старинной автомобильной техники. Для них собирательство становится смыслом их жизни и приводит к постоянному поиску новых эксклюзивных экземпляров. Другая категория людей выделяет какую-то определенную модель или марку автомобиля и постепенно приводит ее в надлежащий вид, тем самым удовлетворяя свое самолюбие обладанием данной единицы техники. Есть еще одна категория людей, которые приобретают готовые отреставрированные автомобили считая их выгодным вложением денег, так как в отличие от современных автомобилей, цена которых с каждым годом падает, цена антикварных авто, наоборот, растет. С учетом того, что все раритетные автомобили имея преклонный возраст, доходят до нас порой в не лучшем состоянии, требуют серьезного восстановительного ремонта.
Современные технологии ремонта кузовов автомобилей на сегодняшний день имеют хорошую тенденцию развития. Этому способствует постоянно растущий парк автомобилей в нашей стране, что негативно ведет к увеличению ДТП. Каждое соударение автомобилей индивидуально и повреждения во многом зависят от скорости движения автомобилей, их масс, угла соударения и многих других факторов. Все это приводит к творческому решению задач по восстановлению геометрии кузова и ремонту его частей и элементов. Кроме того, парк автомобилей характеризуется большим разнообразием марок и моделей, что тоже накладывает отпечаток на технологию выполнения ремонтно- восстановительных работ. Каждая марка автомобиля имеет свои конструктивные особенности. Все это приводит к постоянному совершенствованию технологии ремонта кузовов, появлению нового оборудования и инструмента способного улучшить качество ремонта и значительно сократить его время. Все передовые технологии ремонта кузовов автомобилей, которые имеются на сегодняшний день, несомненно, используются при реставрации автомобилей. Но хочется отметить, что данный вид работ имеет и свои специфические особенности. Рассмотрим основные из них.
Автомобили попадают на реставрацию обычно имея серьезные повреждения коррозией. Это нормальное явление, так как они имеют довольно преклонный возраст. Также приходят автомобили, которые уже в свое время подвергались ремонту, но он был низкого качества в связи со слабым уровнем развития и технологического оснащения. Это приводило к деформации элементов кузова, так как сварочные работы выполнялись при помощи газовой сварки. Это все нужно устранить.
В настоящее время сложно, а порой практически невозможно найти новые детали кузова автомобиля. И это значительно усложняет процесс восстановления и увеличивает время, отводимое на ремонт. Приходится вырезать поврежденные коррозией и негодные части элементов кузова. Вырезают по разметке по местам не подверженным глубокой коррозии. Данные ремонтные вставки изготавливаются заново, либо подбираются от элементов кузовов современных автомобилей насколько это возможно. В настоящее время развивается направление, которое носит название новодел, то есть изготовление полных новых элементов кузова. Новые части подгоняются по месту и при помощи полуавтоматической сварки прихватываются по всему периметру. Затем провариваются сплошным швом небольшими участками чтобы не вызвать перегрев элемента и его коробление. После этого производится зачистка сварочного шва абразивным кругом и доводится лепестковыми кругами различной зернистости.
Появление автомобильных разборов в нашей стране внесло свои корректировки в технологический процесс ремонта кузовов автомобилей. Вырезаются поврежденные сегменты кузова, состоящие из нескольких его элементов, и ввариваются подобные от другого кузова с авто разбора. По этому поводу очень много противоречивых мнений, связанных с безопасностью дорожного движения. Поэтому при раскройке таких сегментов нужно грамотно выполнить разметку и провести тщательную подгонку с замерами контрольных точек кузова и выполнить качественную сварку при необходимости с элементами усиления сварочного шва. Данная технология успешно применяется при реставрации кузовов и в данном случае она вызвана производственной необходимостью — отсутствием запасных частей. Каждый реставратор знает, для того чтобы собрать один автомобиль в оригинале, нужно несколько подобных разобрать. Это оправданный шаг. Во – первых, появляется оригинальный автомобиль, в первозданном виде, который станет экспонатом. Во – вторых, он становиться материальной ценностью. Затем кузов проходит подготовительные работы к покраске и сам процесс покраски, который практически не отличается от покраски современного автомобиля.
В заключение хочется отметить, что реставрация кузова автомобиля имеет свои специфические особенности. В основу такого ремонта положено все то, что наработано при ремонте современных автомобилей, но с небольшой поправкой на его особенности. Такой ремонт носит творческий характер.
Список литературы
- Епанешников В.В.; Юсуфджонов А.Т. РЕМОНТ ТРУДНОДОСТУПНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУЗОВОВ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ – 2018 г. – № 16. Режим доступа: http://novaum.ru/public/p967 (дата обращения 20.11.2018)