УДК 331.103.4

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЯХ

№16,

Юридические науки

Вячина Ирина Николаевна (Кандидат экономических наук)
Герасимов Владислав Олегович
Карпова Анастасия Михайловна


Ключевые слова: ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ; УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ; КОНТРОЛЬ; ПОКОЛЕНИЕ «Z»; МОТИВАЦИЯ; ПЕРСОНАЛ-Z; УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ; THEORY OF GENERATIONS; MANAGEMENT DECISIONS; CONTROL; GENERATION «Z»; MOTIVATION; PERSONNEL-Z; PERSONNEL MANAGEMENT.


Аннотация: В данной статье изложена актуальность использования теории поколений как одного из инструментов повышения эффективности управленческих решений. На основе данной теории предлагаются конкретные рекомендации к управлению, учитывающие особенности управленческих решений и их контроля для персонала — Z с учетом ценностей, важных для сотрудников нового поколения.

На сегодняшний день, руководители крупных и малых компаний все чаще сталкиваются с проблемами взаимодействия и организации эффективного управления своими сотрудниками. Проблемы управления, в первую очередь, связаны с недопониманием специфики постановки задач тем или иным группам сотрудников и часто сопровождаются определенными факторами, которые можно представить тремя группами:

1. Сложность (многофакторность);
2. Динамизм (изменчивость);
3. Неопределённость результатов реализации отдельных управленческих решений, проектов и финансово-хозяйственной деятельности в целом.

С развитием социально-экономических систем данные тенденции только усиливаются. Как показывает практика, эффективность управления определяется способностью руководителей разрабатывать качественные и эффективные управленческие решения, способные обеспечить реализацию поставленных задач. Проходящие процессы и изменения в бизнес-сфере предъявляют все больше новых повышенных требований к организации процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений [3]. Повышение требований обуславливаются изменениями в традиционном менеджменте, которые можно представить следующими обобщенными группами:

1. Научно-технический прогресс, развитие технологий и новых видов деятельности (технические факторы).
2. Качественные и количественные изменение трудовых ресурсов, формирование поколения «Z» (человеческий капитал).
3. Интерактивные процессы, усиливающиеся глобализации повышением скорости обмена информации, транспортизацией и др. (интегральные факторы).
4. Качественные изменение социума, изменение систем ценностей, в том числе повышение роли духовных ценностей, подъем национального самосознания (социально-культурные и морально-этические факторы). [4].

Исходя из вышесказанного, можно заметить, что немаловажным фактором при определении эффективности менеджмента в современных условиях выступает — человеческий капитал [8].

В связи с этим, все больше руководителей используют теорию поколений как один из инструментов управления. Данная теория помогает в принятии управленческих решений в области управления персоналом. Создателями этой теории являются американские психологи Нейл Хоув и Вильям Штраус. Именно они выявили различия в ценностях людей разных поколений. Знания в данной сфере помогают понять, в какой форме лучше всего принимать управленческие решения, что позволяет создать наиболее комфортные условия труда и повысить трудоспособность. Данная теория особенно эффективна в условиях кризиса, так как ввиду возникших финансовых проблем, позволяет обратить внимание на личностно-характерные особенности человека и регулировать его поведение и мотивацию, что дает возможность перенаправлять финансы в компании без потери сотрудников и снижать издержки, связанные с их уходом (Таблица 1) [7].

Таблица 1.

Сравнительная характеристика поколений XYZ

Годы рождения

Поколение «Х»

(1960-1980 гг.)

Поколение «Y»

(1980-2000 гг.)

Поколение «Z»

(2000-2020 гг.)

Исторические события, сформировавшие ценности Период «холодной войны», перестройка, СПИД, волна наркотиков, война в Афганистане. Распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, эпоха брендов. Появление мобильных телефонов. Мировой экономический кризис, развитие мобильных технологий, эпоха постмодернизма и глобализации.
Особенности · Гражданский долг и ответственность

· Наивность

· Умение подчиняться

· Равноправие полов

· Техническая грамотность

· Прагматизм

· Толерантность и терпимость

· Способность к адаптации

· Выживание

· Готовность к изменениям

· Глобальная информированность

· Индивидуализм

· Стремление учиться в течение всей жизни

· Неформальность взглядов

· На первый план для представителей этого поколения выходит немедленное вознаграждение

· Свобода

· Требуют учета их мнения в принятии решений

· Склонны к инфантильности

· Сложности в нахождении компромиссов

· Индивидуализм

· Низкая сосредоточенность

Сегодня, руководителям уже известно, каким образом нужно принимать управленческие решения для представителей старшего поколения X и Y. Практика работы с представителями этих поколений уже устоялась и закрепилась. Однако, поколение 2000-х годов уже достигло трудоспособного возраста и в данный момент руководители, столкнувшиеся с поколением Z, заметили, что привычные формы управленческих решений на новое поколение оказались малоэффективными. Было отмечено, что новое поколение мыслит и обучается совсем не так, как предыдущее. Следовательно, руководителям необходимо принять меры по модернизации своих подходов в управлении новыми сотрудниками [1]. Проведя анализ и изучив ценности нового поколения, можно выявить их следующие особенности:

1. Индивидуальность – главная тенденция нового поколения. Им присуще сильное желание отличатся от других. Учитывая этот факт, управленцам следует поощрять индивидуальность каждого сотрудника и давать возможность ее выражать.
2. Выдавая управленческие решения, не следует принуждать работать сотрудников в команде. Новое поколение привыкло полагаться на себя еще больше, чем их предшественники. Это поколение более закрытое от социума и привыкло делать ставку на собственные силы [5].
3. В случае, если работы в команде не избежать, то необходимо предоставлять индивидуальные задачи и поручения сотрудникам. Тем самым вы подчеркиваете их исключительность, и это дает гарантию, что сотрудники непременно выполнят задание.
4. Поколение Z умеют жестко отфильтровывать информацию. Вследствие этого они могут потреблять и перерабатывать информацию короткими порциями. В связи с этим им необходимо давать распоряжения максимально кратко и лаконично [5].
5. Представители поколения Z способны быстро переключать своё внимание, поэтому им можно давать несколько разноплановых задач на короткий срок. Выполняя их, сотрудники не будут ощущать, что их работа монотонна [2].
6. Необходимо избегать сравнения сотрудников с другими подчиненными. Ставя другого сотрудника в пример, вы не добьётесь положительного результата. Это поколение признает уникальность каждого человека, и поэтому сравнения людей считается не уместным.
7. Контроль над сотрудниками Z после выдачи ему задачи следует уменьшать, если они правильно выполняют все поручения. В случае ошибок контроль следует увеличить. О такой системе контроля следует договориться с персоналом заранее. Как правило, эта договоренность ими соблюдается, и в случае допущения своих ошибок они мирятся с усилением контроля над ними [8].
8. Поколение Z – это дети технологий. Они с малых лет привыкли применять в своей работе различные гаджеты. Их умение активно ими пользоваться является главным преимуществом этого поколения. Следовательно, руководителям не следует игнорировать возможность применения новых технологий в работе. Их использование позволит поднять моральный статус компании, оптимизировать рабочие процессы. С помощью локальной сети или внутреннего сайта компании можно ставить задачи и контролировать их выполнение. Внедрение в корпоративную культуру практику ведения «дневника специалиста» или блога поможет избежать лишней бюрократии.
9. Развитие технологий создает более широкие возможности для дистанционной работы. И на сегодня все больше специалистов работают на дому. С приходом нового поколения эта тенденция укрепится окончательно, поскольку специалисты Z поколения совершенно не заинтересованы во взаимоотношениях с коллегами. Поэтому для них будет более привлекательна возможность удалённой работы с гибким графиком. Многие руководители отметили повышение эффективности работы сотрудников, работающих дистанционно, в отличие от сотрудников, выполняющих ту же работу, находясь на рабочем месте[6].

Таким образом, для современного руководителя с каждым годом все ощутимее становится проблема непонимания мотивов нового поколения. Используя знания о ценностях различных поколений, полученные от изучения теории поколений, можно повысить эффективность коммуникации между руководителем и сотрудником [7]. Современным топ-менеджерам необходимо знать отличительные особенности нового поколения и уметь грамотно их использовать. Знание ценностей сотрудников поможет руководителям эффективно мотивировать коллектив и создавать наиболее комфортные условия труда, повышая экономические показатели компании, тем самым реализовывать крупные проекты не только на территории России, но и продвигать свои компании на крупных международных рынках.


Список литературы

  1. Дэвид Стиллман, Иона Стиллман Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык». М:. 2018.
  2. Кудрявцева Ю.С., Поваляева А.И. Проблемы мотивации и стимулирования персонала // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: (https://sibac.info/studconf/science/ii/27234) (дата обращения 21.09.2018).
  3. Муллахметов Х.Ш., Проблемы управления и контроля в условиях неопределённости // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 6. С. 25-34
  4. Mullakhmetov K.S. Technological Factors and Management Transformation in Social and Economic Systems // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 230-241.
  5. Теория поколений в управлении персоналом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. 4 — [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: (https://sibac.info/studconf/econom/vi/30622) (дата обращения 14.09.2018).
  6. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг Менеджмент. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: (https://psycho.ru/library/2581) (дата обращения 21.09.2018).
  7. Якимова З.В., Масилова М.Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – Т.6. № 4(21). – С. 341-345.
  8. Akhmetshin E.M., Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Dmitrieva I.S., Puryaev A.S., Ivanov E.A., Miheeva N.M. Research of human capital and its potential management on the example of regions of the Russian Federation // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Т. 21. № 2.