УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

№16,

Психологические науки

Минахметова Альбина Зульфатовна (Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии)


Ключевые слова: ОДАРЕННОСТЬ; СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ; ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ; ОБЩЕНИЕ; GIFTEDNESS; SOCIAL GIFTEDNESS; ADOLESCENCE; COMMUNICATION.


Аннотация: Статья посвящена изучению показателей социальной одаренности в подростковом возрасте. Компоненты социальной одаренности в подростковом возрасте реализуются в процессе общения, межличностного взаимодействия.

Одним из основных направлений в современной системе образования является проблема становления личности ребенка, его самосознания, формирования активной жизненной позиции. На сегодняшний день современная личность должна быть способной увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события и т.д.

В последнее время изучение социальной одаренности становится достаточно актуальной темой исследования. Социальную одаренность, как и одаренность в целом в научной литературе предлагают рассматривать через социальные способности, которые позволяют успешно осуществлять межличностное взаимодействие [3].

Существует большое количество подходов к изучению одаренности. Среди этих подходов выделяют западные концепции одаренности (трехкомпонентная концепция Дж. Рензулли, «пятифакторная» модель А. Танненбаума и др.) и отечественные концепции одаренности (концепция творческой одаренности А.М. Матюшкина, динамическая концепция развития А.И. Савенкова, структурно-динамической концепции одаренности и др.). Анализ отечественных и западных подходов к изучению одаренности позволил определить, что в рамках всех подходов одаренность рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое психическое явление, которое включается в себя сочетание различных качеств и свойств человека, развивающихся во взаимодействии с социальным окружением.

Как утверждает И.А. Иванова, основными факторами способствующими развитию социальных способностей выступаю социальный интеллект, эмпатия, рефлексия, наблюдательность, социально-перцептивная компетентность, самооценка [2]. А.А. Бодалев в своей работе представил обобщенные характеристики, которыми обладает социально одаренного человека. К ним относится высокий уровень эмпатии, социального интеллекта и социальной компетентности, способность воспринимать другую личность под различными углами зрения, умение достигать поставленных целей, способность поддерживать продуктивные, эмоционально положительные взаимоотношения со всеми участниками взаимодействия [1].

Социальная одаренность в подростковом возрасте реализуются в процессе общения и доминирования тех или иных особенностей, зависит от целей и видов общения, условий взаимодействия, а также индивидуально-психологических характеристик, социальной ситуации развития, моральных приоритетов и духовных ценностей социально одаренной личности.

Исследование социальной одаренности осуществлялось на выборке подростков. В исследование приняло участие 37 испытуемых подросткового возраста 13-15 лет. Исследование осуществлялось на базе СОШ №10 г.Елабуга. Компоненты социальной одаренности диагностировались с помощью следующих методик: методика «Диагностика лидерских способностей» Е.Жарикова, Е.Крушельницкого, модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» (А.А. Рукавишников), Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.

Результаты исследования с помощью методики «лидер» показали, что у большинства подростков (46%) лидерские качеств развиты на среднем уровне, т.е. учащиеся занимают должности в классном коллективе, участвуют в общественной жизни класса и редко проявляют лидерские качества. Средний показатель лидерства в группе испытуемых составляет 18,5 баллов. Данный факт говорит о том, что лидерские качества не достаточно сформированы, или проявляются частично. Выражение лидерской позиции у данной выборки носит ситуационный характер, зависит от наличия определенных лидерских качеств и от желания испытуемого.

Исследование по методике А.А. Рукавишникова показало, что большинство исследуемых подростков показали, что как сами могут устанавливать контакты с другими людьми, так и имеют потребность, чтобы другие принимали их тоже. В этом возрасте существует необходимость быть контролируемыми, так как у ребят недостаточно развита ответственность. При выборе лиц, с которыми они создают глубокие эмоциональные отношения, подростки проявляют сдержанность и осторожность. Полученные результаты говорят о том, что такие характеристики как потребность включения в отношения, потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения выступают в качестве показателей социальной одаренности. Следовательно, социальная одаренность подростков в установлении межличностных отношений достаточно развита.

На основании проведенного анализа было выявлено, что преобладающими шкалами проявления эмпатии у подростков являются эмоциональный канал эмпатии и установки, способствующие эмпатии. То есть подростки более легко входят в эмоциональный контакт с окружающими, они сопереживают и на основе этого строят межличностное общение. Установки, способствующие эмпатии проявляются в том, что подростки не избегает контактов с окружающими. Пусть эти контакты не всегда сбалансированы, но они способствую пониманию другого человека. Позволяют приобрести опыт в построении отношений, в чувствовании партнера. Это позволяет полноценно реализовать ведущую деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение.

Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что основным компонентом социальной одаренности подростков данной выборки выступает тенденция устанавливать близкие отношения с другими. Именно стремление устанавливать близкие отношения способствует проявлению лидерских способностей, эмпатии и стремления находится и эмоционально хорошо чувствовать в обществе с другими, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.

Исследование показало, что социальная одаренность у подростков данной выборки развита на среднем уровне. То есть подростки нуждаются в развитии социальной одаренности, а в частности, в развитии межличностных отношений, эмпатии и лидерских способностей.


Список литературы

  1. Бодалев А. А. Психология общения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. – 256 с.
  2. Иванова И. А. Сущность и структура социально-перцептивных способностей // Вестник СевКавТТУ Серия «Гуманитарные науки». – № 1. – (11). – 2004.
  3. Психология одаренных детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М: Академия, 1996. – 416 с.