УДК 339.543

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАМОЖЕН И ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

№16,

Юридические науки

Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна
Коротаева Наталья Сергеевна


Ключевые слова: ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ; ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ; ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА; ТАМОЖНЯ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ; УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК; ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ; E-CUSTOMS; E-DECLARATION CENTER; CUSTOMS PROCEDURE; ACTUAL CONTROL CUSTOMS; REMOTE RELEASE; ELECTRONIC CUSTOMS DECLARATION.


Аннотация: В данной статье рассматривается технология функционирования электронных таможен и центров электронного декларирования их компетенции и перспективные направления совершенствования деятельности, а также разграничение компетенций центров электронного декларирования и таможен фактического контроля.

В целях сокращения сроков совершения таможенных операций и повышения уровня информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенными органами был рекомендован переход на электронное декларирование. Данный переход обеспечит автоматическую обработку сведений, содержащихся в документах, и как следствие позволит однократно представлять документы. Принцип однократного предоставления документов при реализации электронного декларирования озвучен в «Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года» [1].

Также в Программе одним и основных направления развития таможенных органов определено внедрение лучших мировых практик таможенного администрирования («электронная таможня», механизма «единого окна» и др.).

В рамках основных направлений развития таможенной службы, целей и задач, изложенных в Программе, было принято Распоряжение ФТС России от 23.10.2015 N 324-р «Об эксперименте по разделению операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и операций, предшествующих подаче ДТ, и проведением таможенного контроля» [2]. Целевые показатели, предложенные в Программе, объединены в 14 групп, а также выделены ключевые показатели (рис. 1).


Рис. 1. Ключевые показатели решения задач Комплексной программы развития [3]

Центр электронного декларирования (ЦЭД) — это специализированный таможенный орган, в компетенцию которого включается совершение таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с помощью электронной декларации на товары (ЭДТ). В 2002 году был принят закон «Об электронной цифровой подписи», который стал нормативной правовой базой для осуществления ЭД. Дальнейшее развитие и совершенствование ЭД определило создание специализированных таможенных постов, осуществляющих ЭД. Положительная динамика объемов товарооборота определила необходимость создания единых ЦЭД, функционирование которых в полном объеме предполагается в 2021 год. ЦЭД направлены осуществление технологии «удаленного» выпуска товаров. В настоящее время функционируют 16 ЦЭД (таблица 1).

Таблица 1

Центры электронного декларирования в России

N п/п

Наименование таможен

Наименование таможенных постов (центров электронного декларирования) и таможенных постов

1 Калининградская областная таможня Калининградской ЦЭД
2 Южная электронная таможня Южный ЦЭД
3 Новороссийская таможня Новороссийский ЦЭД
4 Северо-западная электронная таможня Северо-Западный ЦЭД
5 Балтийская таможня Балтийский ЦЭД
6 Приволжская электронная таможня Приволжский ЦЭД
7 Уральская электронная таможня Уральский ЦЭД
8 Северо-Кавказская электронная таможня Северо-Кавказский ЦЭД
9 Сибирская электронная таможня Сибирский ЦЭД
10 Центральная электронная таможня Центральный ЦЭД
11 Дальневосточная электронная таможня Дальневосточный ЦЭД
12 Владивостокская таможня Владивостокский ЦЭД
13 Московская областная таможня Московский областной ЦЭД
14 Авиационная электронная Авиационный ЦЭД
15 Центральная энергетическая таможня Энергетический ЦЭД
16 Центральная акцизная таможня Акцизный ЦЭД

Центры электронного декларирования функционируют в соответствии с технологией централизованного оперативного контроля и дистанционного управления, которая представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Технология подачи декларации через ЦЭД [4]

Использование ЦЭД существенно упрощает процедуру подачи декларации, а также направлено на повышение качества взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообществ.

Переход на электронное декларирование был закреплен в ТК ЕАЭС. Динамика количества поданных в электронном виде ДТ в разрезе РТУ и таможен непосредственного подчинения представлена на рисунке 3.


Рис. 3. Сравнение количества оформленных ДТ, зарегистрированных с 1 января и поступивших в ЦБД ЕАИС ТО до 03 ноября 2016 и 2017 годов

На основании представленных данных, необходимо отметить положительную динамику увеличения количества поданных в электронном виде деклараций на товары.

Действующая технология подачи декларации через ЦЭД имеет определенные недостатки, одними из которых являются:

  1. Невозможность осуществления согласования стоимости.
  2. Высокий уровень формализации документов.
  3. Не все ЦЭД обладают кадрами с достаточным уровнем подготовки.
  4. Сокращение штата и (или) необходимость в переводе должностных лиц в другие таможенные органы.
  5. Необходимость переквалификации сотрудников таможенных органов.

В перспективе ЦЭД станет одним из элементов технологии блокчейн. Одновременно с подачей ДТ в автоматическом режиме будет формироваться налоговая декларация, при этом налог будет списываться автоматически. Основным минусом перехода к системе декларирования через ЦЭД является высокая стоимость строительства и оснащения данных объектов, которая будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Однако государственное финансирование окупится благодаря оптимизации системы налогообложения и кадровых перестановок.

Преимуществами функционирования центров электронного декларирования являются:

  1. Совершение таможенных операций без предоставления участниками ВЭД документов на бумажном носителе.
  2. Сокращение времени совершения таможенных операций.
  3. Прозрачность процесса свершения таможенных операций.
  4. Возможность осуществления выпуска товара в автоматическом режиме.
  5. Осуществление только визуального осмотра товара на сухопутных таможенных постах и в портах.
  6. Снижение логистических и транспортных издержек для участников ВЭД.
  7. Возможность хранения архивных документов по поставкам на сервере ФТС России и при необходимости использование данных документов в других операциях.
  8. Товар может располагаться на приграничных СВХ, что позволяет исключить помещение товаров под процедуру таможенного транзита.
  9. Отсутствие необходимости наличия в штате таможенного органа, осуществляющего фактический контроль, всех специалистов.
  10. Возможность применения единого центра администрирования ДТ для дальнейшего распределения ДТ в любой ЦЭД. Это позволит контролировать нагрузку таможенных органов и минимизировать взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов.

При осуществлении электронного документооборота и контроля сведений, содержащихся в данных документах, в случае необходимости, должны быть представлены декларантом на бумажном носителе в таможню фактического контроля (ТФК), которая осуществляет проверкою данных документов и направляет результаты этой в ЦЭД (рис. 4).


Рис. 4. Технология документооборота

Компетенции таможен фактического контроля:

  1. Совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров:

а) помещение под таможенные процедуры:

— таможенного склада;
— уничтожения;
— отказа в пользу государства;
— свободного склада;
— свободной таможенной зоны.

б) декларирование товаров в письменной форме;
в) декларирование товаров физических лиц;
г) декларирование многообразной тары;
д) декларирование припасов;
е) декларирование комплектных объектов;
ж) контроль соблюдения условий таможенных процедур;
з) постановление штампов в ДТ после выпуска товаров в ЦЭД.

  1. Совершение иных таможенных операций:

а) помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и её закрытие;
б) совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение;
в) применение форм таможенного контроля, отбор проб и образцов;
г) Создание и контроль функционирование околотаможенной инфраструктуры;
д) выдача паспорта шасси транспортного средства, паспорта самоходной машины, паспорта транспортного средства.

Предлагается изменить структуру и разграничить электронные таможни и ЦЭД (таблица 2).

Таблица 2

Система электронных таможен и ЦЭД

Федеральный округ

Таможня

ЦЭД

ЦФО Центральная ЭТ Центральный
СЗФО Балтийская таможня Балтийский
Северо-Западная ЭТ Северо-Западный
ЮФО Южная ЭТ Южный
Новороссийская таможня Новороссийский
СКФО Северо-Кавказская ЭТ Северо-Кавказский
ПФО Приволжская ЭТ Приволжский
УФО Уральская ЭТ Уральский
СФО Сибирская ЭТ Сибирский
ДФО Дальневосточная ЭТ Дальневосточный
Владивостокская ЭТ Владивостокский
Московская область Московская областная таможня Московский областной
Калининградская область Калининградская областная таможня Калининградский областной
Всего: 16 ЦЭД, из них:

-8 региональных;

-2 областных;

-6 специализированных.

Центральная акцизная таможня Акцизный
Центральная энергетическая таможня Энергетический
Авиационная электронная Авиационный

ФТС России планирует разграничить компетенции электронных таможен и ЦЭД. На данном этапе подготовлен пакет нормативных документов, который был подписан 25 октября 2018 года. В данных документах определены новые электронные таможенные органы, компетенции ЦЭД и полномочия ТФК. Однако компетенции ЦЭД ограничены осуществлением лишь двух процедур из 17 существующих, а именно: ИМ 40, ЭК 10. Но с вступлением данного пакета документов компетенции ЦЭД существенно расширились. Автоматизированная система взаимодействия ЦЭД и ТФК, основана на синхронизации документов для исключения сбоев.

Полномочия ЦЭД и ТФК по администрированию отдельных процедур переработки представлены на рисунке 5.


Рис. 5. Администрирование отдельных таможенных процедур переработки

Разрешение выдаётся ТФК в случае необходимости получения разрешения на переработку, а ЦЭД декларирует товары, помещаемые под переработку. Если в качестве разрешения на переработку выступает таможенная декларация, то подача такой декларации производится в ЦЭД.

Принцип таможенного контроля и компетенции аналогичны с предыдущей группой процедур. Подача декларации осуществляется в ЦЭД. Контроль за условиями процедуры, фактический контроль, отчётность, сроки в компетенции ТФК, который может вносить изменения, но при согласовании с ЦЭД (рис. 6), только в том случает, если данные процедуру не являются завершающими. [5]


Рис. 6. Администрирование таможенных процедур временного ввоза (допуска), временного вывоза, беспошлинной торговли

На рисунке 7 представлена технология подачи заявления о выпуске до подачи декларации на товары, при котором последующее декларирование проводится в одном таможенном органе, но с учётом того, что уполномоченный экономический оператор подаёт ДТ в ЦЭД, а фактический контроль осуществлет ТФК.


Рис. 7. Применение специального упрощения «Выпуск до подачи ДТ» с 25.10.2018

Согласна Приказу ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 и Приказу ФТС России от 01.11.2013 № 2081 применение данной технологии в данный момент невозможно, однако по сообщениям ФТС России 25 октября 2018 года было опубликовано разъяснение, снимающее запреты, что позволяет декларировать товары в ЦЭД.

Таким образом, центр электронного декларирования является базой для применения информационных технологий, а именно автоматической регистрации декларации на товары и автоматического и удаленного выпуска. Функционирование ЦЭД направлено на либерализацию и упрощение таможенных процедур, а также содействие развитию внешнеэкономической деятельности. Повышение эффективности проведения таможенного контроля будет достигнуто в результате разграничения компетенций ЦЭД и ТФК. На базе ТФК будут сосредоточены высококвалифицированные кадры, специализирующиеся на проведении фактического таможенного контроля.


Список литературы

  1. Комплексная программа развития ФТС России до 2020 года, URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512
  2. Распоряжение ФТС России от 23.10.2015 N 324-р «Об эксперименте по разделению операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и операций, предшествующих подаче ДТ, и проведением таможенного контроля», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190764/
  3. Целевые показатели решения задач Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года, URL: http://away.vk.com/away.php
  4. Электронное декларирование 2017 года, URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25839:-2017-9999-5367&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055
  5. Конференция Приволжского таможенного управления, Торгово-промышленной палаты Нижегородской области и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на тему: «Организация работы таможенных органов Приволжского региона в условиях функционирования Приволжской электронной таможни и Приволжского таможенного поста (центра электронного декларирования)