УДК 330

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС

№16,

Экономические науки

Адеишвили Виктория Игоревна


Ключевые слова: ЕАЭС; ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ; СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА; МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ; ЭКСПОРТ ТОВАРОВ И УСЛУГ; EAEU; FINISHED PRODUCTS; SALES POLICY; INTERNATIONAL TRADE; EXPORT OF GOODS AND SERVICES.


Аннотация: В данной статье исследованы характерные черты организации и формирования реализации готовых товаров и услуг в государства-члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Определены наиболее значительные стороны таможенного регулирования внутреннего рынка ЕАЭС. Рассмотрены функции конкретных стран в процессе функционирования международного рынка торговли готовой продукции.

На современном этапе развития мировой экономики, большинство стран мирового сообщества задействованы в процессах экономической интеграции. Эти процессы провоцируют регулярные перемены в конкурентоспособности, величине рынков, структуре прямых зарубежных инвестиций, и ключевое – характере международных экономических отношений. Такие изменения порождают систематическую модернизацию, в том числе в области сбыта готовой продукции, товаров и услуг на зарубежных рынках, включая ЕАЭС, в который входит Российская Федерация [1].

Основное положение работы ЕАЭС – это формирование положительных экономических и торговых условий для внешнеэкономической деятельности стран, присоединившихся к данному союзу. Главная проблема анализа деятельности ЕАЭС заключается в особенности таможенного регулирования, как между странами-участницами, так и между странами-участницами и другими государствами. Ответы на основные вопросы об особенностях таможенного регулирования в ЕАЭС можно найти в таких документах, как единый таможенный тариф (далее — ЕТТ) и Таможенный кодекс (далее — ТК). В свою очередь, они имеют прямое влияние на организацию международной торговли между странами-участниками организации и стран, которые имеют к ней посредственное отношение.

Необходимо уточнить, что основным фактором развития эффективности таможенного регулирования между странами — участницами ЕАЭС является Таможенный кодекс. Благодаря этому документу произошли такие важные изменения, имеющие при этом роль положительного влияния [3]:
— применение электронного таможенного декларирования;
— автоматическое совершение ряда таможенных операций;
— использование механизма «единого окна»;
— ускорение процесса выпуска товаров и т.д.

Касаемо реальной статистики, необходимо отметить, что на сегодняшний день страны ЕАЭС производят 2,15% мирового ВВП, из которых 85% припадают на долю России. Из-за этого начали распространяться тезисы об отсутствии у ЕАЭС реальных перспектив, а также о чрезмерной политизированности интеграционного объединения. Исходя из этого, определить позицию ЕАЭС как единого субъекта международных экономических отношений является сложной задачей. ЕАЭС не столько стремится к стабильному положению своих государств-членов на мировых товарных рынках, сколько к экономическому росту и развитию в мировой системе хозяйственных отношений [2].

Несмотря на это, показатель соотношения объема торговли к ВВП страны имеет наименьшие значения у России – 48,8%. У Армении — 72,6%, у Белоруссии – 133%, у Казахстана – 65,6%, а у Киргизии – 133,6%. В мировом рейтинге по импорту товаров и услуг Казахстан занимает 45 и 57 места соответственно, а Беларусь – 60 и 74 [2].

Таким образом, отдельные страны ЕАЭС имеют перспективы для того, чтобы стать потенциальными рынками сбыта готовой продукции со стороны российских промышленных, инновационных и финансовых предприятий. В частности, речь идет о рынках стран Белоруссии и Казахстана, которые являются в большей части импортерами таких товаров с России, как нефтепродукты, химическая продукция, машиностроительная продукция, продукты питания, сельскохозяйственные товары и другие категории.

В случае торговли со странами, которые не входят в таможенный союз ЕАЭС применяются единые принципы нетарифного регулирования [4, с.24]:
— запрет ввоза/вывоза товаров;
— количественные ограничения ввоза/вывоза товаров;
— исключительное право на экспорт и импорт товаров;
— автоматическое лицензирование экспорта и импорта товаров;
— разрешительный порядок ввоза/вывоза товаров.

Таким образом, процесс организации сбыта готовой продукции и услуг в страны ЕАЭС для предприятий, является достаточно простым процессом, при этом, не имеющим больших трудностей с таможенным регулированием при экспорте/импорте. Касаемо стран, которые не входят в эту организацию, сбыт готовой продукции происходит по более трудным правилам, функционирование которых, с одной стороны, защищает внутренние рынки государств, но с другой стороны, приводит к тому, что ЕАЭС является огражденным от других международных рынков, включая страны Евросоюза.


Список литературы

  1. Боброва В.В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли // Региональная экономика и управление. – 2017. — № 1 (49).
  2. Багдасарян К.М. Позиции стран Евразийского экономического союза в мировой экономике на современном этапе // Вестник ГУУ. – 2016. – №9.
  3. Сивенкова А. И., Шуклина З. Н. Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 297-300.
  4. Белоусова Р.Н. Повышение эффективности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в рамках Евразийского Экономического Союза // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей. – 2015. – С. 23-25.