УДК 343.3/.7

ОСОБЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

№16,

Юридические науки

Гасымов Мушвиг Ильхам оглы


Ключевые слова: МУСУЛЬМАНСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО; НОРМИРОВАННЫЕ НАКАЗАНИЯ; СМЕРТНАЯ КАЗНЬ; ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСТВО; MUSLIM CRIMINAL LAW; NORMALIZED PUNISHMENT; DEATH PENALTY; SELF-MUTILATION.


Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности формирования системы наказаний в государствах религиозной системы права с влиянием ислама и проблемы их современного правоприменения.

В условиях современности на стабилизацию российского общества большое влияние оказывает состояние развития не только российского законодательства, но и международного, а также национального права других государств и оснований его применения. Сегодня, в виду общей угрозы, которая исходит от внешней политики США, сотрудничество России со странами Ближнего Востока, в т.ч. с Турцией, Ираном, Ираком, Сирией, Египтом, а также странами Северной Африки имеет огромное значение для военной и экономической безопасности страны. В условиях сближения взаимодействия различных правовых систем всё большую актуальность приобретает разрешение вопросов применения наказания за совершение преступлений гражданами различных стран на территории других государств. При этом необходимо отметить, что в указанных выше странах главенствующей религией является ислам, что оказывает существенные особенности на построение в их национальных уголовных законах системы применяемых за совершение преступления наказаний.

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Исторические предпосылки его зарождения, как отмечает Н.А. Пьянов, начинаются с пророка Мухаммеда, жившего в 6 веке н.э. и адресовавшего от имени Аллаха основные правила поведения верующим мусульманам. Они формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности самого Мухаммеда, дополнившего эту систему личными правилами. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права – Коране — главной священной книге мусульман и Сунне — священном предании, состоящем из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным согласием мусульманской общины в решениях (иджма) либо единолично каждым халифом (фирманы) [1]. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс— решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права [2]. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну. В VIII—Х в.в. – формируются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний по созданию общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. С развитием законодательной деятельности в мусульманских странах в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. В XIX веке религиозные источники утрачивают свою основную силу, но в содержательном плане они продолжают оказывать определенное воздействие на систему права в вопросах криминализации в уголовных законах её государств деяний, признаваемых преступлениями, построении систем наказаний и разработке порядка их исполнения [3].

В современном мусульманском уголовном праве наказания делятся на категории в зависимости от вида преступления По установлениям шариата они делятся на три группы: «посягательства на права Аллаха» (категория «хадд»); посягательства на права отдельных лиц (категория «кисас») и иные правонарушения (категория тазир» [4]. Современная система наказаний в большинстве национальных мусульманских уголовных законов отличается жестокостью, реальным наличием достаточно большого количества весьма разнообразных разновидностей телесных и членовредительских наказаний, а также квалифицированных видов смертной казни. В числе таких наказаний большое распространение имеют телесные повреждения: отсечение или повреждение органа тела, удары палок, камнями, чернение лица, распятие на три дня без лишения жизни, бичевание [5]. Возможным считается и одновременное соединение нескольких видов таких наказаний. Так, в соответствии со ст. 98 Закона об исламских уголовных наказаниях исламской республики Иран при назначении лицу нескольких наказаний предписывается, что порядок их исполнения должен быть таким, чтобы все они были осуществимыми, поэтому более легкое наказание, например, бичевание, всегда должно предшествовать более тяжкому, например, побитию камнями [6].

В Саудовской Аравии уголовное право не кодифицировано и существует в виде доктринальных выводов и общепризнанных произведений представителей ханбалитской школы, основные положения которой сложились еще в средние века и системы отдельных нормативных актов. Но система принятых в нём наказаний включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания, связанные с отсечением частей тела или их повреждением. Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры по ней исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями [7]. В этом свете можно утверждать, что совершённое в октябре 2018 года убийство в Генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле журналиста Д. Хашукджи носит характер расправы, ритуально сходной с порядком исполнения наказания в данном государстве. Как установлено, журналист Хашукджи покинул Саудовскую Аравию в 2017 году, переехав на постоянное место жительства в США. При этом Хашукджи неоднократно и в достаточно резкой форме критиковал действия властей Саудовской Аравии. Как было установлено впоследствии, в процессе убийства журналиста жестоко пытали в дипмиссии — сначала ему отрезали пальцы, а после этого отрубили голову [8].

Отсюда общим проблемным вопросом, требующим разрешения в условиях современности, является отмена в мусульманских уголовных законах наказаний, связанных с членовредительством и различными видами избиений.

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания с заключёнными 1984 года [9] понимает под пыткой любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы наказать его за действие, которое совершило (Ст.1). Ст. 2 указанной Конвенции предписывает каждому государству-участнику предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. Полагаем, что данное положение должно быть дополнено следующим предписанием: «Государства-участники должны исключить из содержания национальных уголовных законов виды наказаний, связанных с членовредительством и различными видами избиений».

Другим наиболее проблемным моментом в условиях современности является разрешение с мусульманскими государствами вопросов о судьбе женщин, ранее привлечённых в террористические организации. Так, по оценкам неправительственной организации Human Rights Watch, которая осуществляет контроль за соблюдением прав человека, после разгрома террористического халифата ИГИЛ в странах Ближнего Востока оказались подвергнутыми уголовному преследованию жены и вдовы боевиков самых разных национальностей. Лишь в иракских тюрьмах оказались около 1,4 тыс. таких женщин с детьми. Там содержатся среди них 50 россиянок, их обвиняют в терроризме и незаконном пересечении государственной границы. Местные власти твердо намерены судить арестованных женщин в соответствии со своим законодательством и экстрадировать иностранных граждан не собираются. Все находящиеся в тюрьмах российские женщины (начиная с 14 лет) обвиняются по двум статьям иракского законодательства: терроризм и незаконное пересечение границы Ирака, что влечёт применение к ним смертной казни на общих основаниях исполнения. Правозащитники отмечают, что среди арестованных и осужденных женщин есть не только идейные сторонницы джихада, но и случайные жертвы обстоятельств. Многие из женщин просили власти о смягчении приговора, заявляя, что приехали в халифат под давлением своих мужей Гражданам ряда других государств иракские суды уже вынесли приговоры. Так, в апреле 2018 года уголовный суд Ирака приговорил к смертной казни шесть гражданок Турции за причастность к деятельности ИГ. Ранее еще 17 женщинам из Турции назначили высшую меру наказания [10]. Вопрос об изменении вида наказания данным женщинам и о передаче их в свои государства для дальнейшего отбывания наказания в силу соответствующей Конвенции [11] или двухсторонних договоров между Российской Федерацией и указанными странами о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы не может быть разрешён положительно, т.к. наказание за данный вид преступления (категория «хадд») является нормированным – суд не может назначить ничего, кроме смертной казни. Большинство современных национальных уголовных законов других правовых систем, в том числе и УК РФ, не предусматривают применения смертной казни не только к несовершеннолетним женщинам, но и к взрослым.

Сложившаяся ситуация с ликвидацией последствий деятельности ИГИЛ может быть разрешена только принятием в силу особой обстановки соответствующей Резолюции ООН о запрете применения мусульманскими государствами смертной казни в отношении лиц данной категории.


Список литературы

  1. Аляутдинов Ш. Мусульманское право. Первый и второй уровни. М.: Диля, 213. – 496 с.
  2. Ибн аль –Хаджи аль-Гидатли. Кияс в богослужениях. // Даруль Фикр – исламский образовательный портал. Режим доступа: URL : http://darulfikr.ru/articles/fikh/kijas-v-bogosluzhenii/ (дата обращения 13.09.2018).
  3. Кангезов М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права. // Государство и право. Юридические науки. 2010. №1. С. 24-26.
  4. Аляутдинов Ш. Мусульманское право. Первый и второй уровни. М.: Диля, 213. – 496 с.
  5. Стромов В.Ю. Система уголовных наказаний в уголовно-правовой семье религиозного права на примере современных мусульманских государств.// Вестник ЕГУ. № 9. 2013. С. 401-411.
  6. Закон об исламских уголовных наказаниях исламской республики Иран. СПб; «Юридический центр Пресс», 2008. 343 с.
  7. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Саудовская Аравия : Уголовное право и процесс. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Норма, 2003. 976 с.
  8. Жуковский И. «Отрубили пальцы и голову»: как убивали журналиста». // Информационный портал Газета. Ру. Режим доступа : https://www.gazeta.ru/social/2018/10/17/12025195.shtml (дата обращения 18.10.2018).
  9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года // Российская юстиция. 1995. № 4.
  10. Баландина А. Ирак не прощает: российским «вдовам ИГ» вынесли приговор, // Информационный портал Газета. Ру. Режим доступа : https://www.gazeta.ru/social/2018/10/17/12025195.shtml (дата обращения 18.10.2018).
  11. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (1978 г.). // Сборник международных договоров по оказанию правовой помощи. М.: Юридическая литература, 1996.