УДК 910

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

№16,

Науки о Земле

Гладкевич Галина Ивановна (Кандидат географических наук)
Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)
Смирнов Сергей Владимирович (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ГЕОГРАФИЯ; ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ; УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА; GEOGRAPHY; SPATIAL THINKING; EDUCATIONAL PROCESS; INFORMATION ENVIRONMENT.


Аннотация: География является одним из учебных предметов как в школе, так и в ВУЗе. В ВУЗе есть так же специализированные факультеты, изучающие непосредственно только географические основы знаний о земле. В современной информационной среде очень трудно, и уже почти не возможно, делать рациональные прогнозы не только о жизни в стране и мире, но и касательно личной жизни каждого человека. Дерационализация знаний есть следствие информационной агрессии и развития компьютерной техники, которая уводит человека в мир безмерных, бесконечных характеристик предмета, без возможности реализации хотя бы одной из них в реальности. Поэтому, изучение географии способствует формированию пространственного и рационального мышления.

Информационное изобилие современности позволяет использовать любые, или почти любые данные для отстаивания своей точки зрения. Часто, при отстаивании своих интересов, человек использует прямо противоположные аргументы, не подозревая об их истинном значении. Например, при использовании социологического термина «толерантность» (необходимого в современном мире условия общения), обозначающем терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, часто подразумевается положительная оценка личности в целом.

В медицине же этот термин имеет, скорее, отрицательный смысл, где «толерантность» есть не что иное, как привыкание человеческого организма к лекарствам, и ему требуется для излечивания это лекарство заменить, так как прежнее уже не может избавить его от причины его болезни.

Истинное знание является результатом процесса познавательной деятельности, это верное отражение действительности в мышлении человека [10].

В процессе познавательной деятельности человека (школьника) формируется определенный тип мышления, — определенное обобщенное отражение действительности.

Современная педагогическая практика, чаще всего, развивает в учащихся словесно-логическое мышление, изредка обращаясь к наглядно-действенному и наглядно-образному типам мышления, но целостное же мышление опирается не только на логические операции, но и на развитие воображения, образности мышления, комплексности, интуиции, чертами которого характеризуется географическое мышление.

Специфическое географическое мышление является следствием географической культуры в целом. Его «главной чертой является комплексность», оно не сводится к одному «элементу» или одной «отрасли» [3]. Оно привязано к конкретной территории и кладет «свои суждения на карту». Современное географическое мышление базируется на классическом подходе, но развивает его, говоря о «триедином» толковании географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность) и дополняя его еще одним качеством — глобальностью, т. е. требованием обязательного соответствия мировым аспектам — локальных, региональных, национальных, континентальных, зональных и других частных проблем. Географическое мышление непосредственно связано с пространственной парадигмой. Вслед за Н. Н. Баранским, территориальный подход рассматривается как главная основа географического мышления. Чаще всего территориальный фактор в региональном развитии рассматривается с трех позиций: 1) как носитель разнообразных ресурсов (в широком смысле слова) и условий, 2) с точки зрения выполнения разнообразных функций — экономических, социальных, экологических, социокультурных, политико-национальных и т.п., 3) как специфическое свойство пространства, влияющего на упорядоченность располагающихся в нем объектов [10].

Чувство территории важно для каждого человека. Но трактовать его нужно не механистически, имея в виду лишь «заполнение» территории различными объектами, а диалектически — с учетом сложных взаимосвязей между ними, — показывать пространственную связь «между явлениями», давать связную, логически законченную характеристику стран и районов.

Территорию можно изучать на разных уровнях, обеспечивая «игру масштабами» [8].

Географическое мышление не отменяет, а дополняет другие типы восприятия окружающей действительности. «Не вместо, а вместе».
Географическое мышление — это «ощущение окружающего мира мерой территории», это способность, сравнивая, видеть уникальность и обыденность места, это «нахождение комплексных взаимосвязей типа природа-экономика-общество». Географическое мышление формируется в процессе географического образования [2,7].

«Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве» [4; с. 157]. География как учебная дисциплина раскрывает не только особенности ландшафта и климата местности, но и специфику хозяйственной деятельности человека, культуры народа, проживающего на данной территории. Культура всегда зависит от тех природных особенностей, в которых она получает своё зарождение и развитие. Это очень важная особенность деятельности человека, которую необходимо понимать. Увидеть зависимость социальных и культурных особенностей народа от ландшафта и климата местности может только человек, обладающий целостным рациональным мышлением. Фрагментарность сознания современного человека позволяет лишь разбираться во всё менее значимых вещах, хотя рациональность требует именно умения связать разные вещи в единую систему. Разорванность и шаблонность мышления современных людей позволяет говорить о неспособности их создавать новое знание и открывать новые горизонты жизни.

Охрана окружающей среды является важной задачей современного человечества. Инновационный поиск источников энергии, сырья и вообще ресурсов основаны на рациональном использовании природных ресурсов. И в этом отношении, изучение географии необходимо для формирования рационального мышления, так как «в курсе географии проходит идея рационального природопользования и охраны природы» [4].

Ещё одним важным аспектом в современном преподавании географии является использование специальных интернет-ресурсов и космических снимков поверхности земли, позволяющих увидеть рельеф земли в «естественном» виде, без каких-то условностей. «Человек в нашу эпоху стремится получить не субъективно «препарированную» информацию, но информацию максимально объективную и достоверную. В данном случае это реализуется через минимизацию картографических условностей, используемых при отображении географических объектов, обеспечиваемую средствами неогеографии, и глобальность продукта — то есть возможность получать полную, детальную и достоверную информацию без отрыва от общегеографического контекста» [6, с. 104]. Минимизация картографических условностей, т.е. условных обозначений на картах, делает чтение карты непосредственным – человек видит картинку и ему не нужно мысленно выстраивать ландшафт посредством условных обозначений на карте, как это было прежде. Это безусловно удобно для пользователя интернета. Однако, отсутствие необходимости представлять мысленно рельеф местности, может приводить к тому, что человек со временем будет стереотипно воспринимать космические снимки, перестанет делать различия между различными ландшафтами поверхности Земли. При определении туристического маршрута руководствоваться лишь фотографией местности из космоса будет не достаточно, так как снимок не передаёт климат местности, погодные условия и т.д. Иметь целостное представление о местности, скажем о месте предполагаемого путешествия, важно и для этого необходимы навыки географического мышления, включающего в себя все данные и представления о местности, такие как рельеф, климат, погодные условия, сезонные изменения времён года и т.д. Если угодно, то данные географические знания можно назвать географическими навыками.

Таким образом, изучение географии способствует формированию рационального мышления, целостного представления об окружающей среде, что важно особенно в условиях нарастания экологической проблемы. В настоящее время есть места, не тронутые или малоосвоенные для хозяйственной деятельности человека. Это, например, Алтай или Эвенкия, Уссурийская тайга и Горная Башкирия, остров Врангеля и Командорские острова. Необходимо, опираясь на знания об этих «уголках планеты», формировать у учащихся бережное отношение к окружающей природе, важности сохранения их для будущих поколений.


Список литературы

  1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. — М.: Мысль 1983. — 350 с.
  2. Бакланов П. Я. Подходы и основные принципы структуризации географического пространства // Известия Российской академии наук. Серия географическая — 2013. №5. — С. 7-18.
  3. Баранский Н.Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — 287 с.
  4. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета // Научное мнение. 2014. № 4.
  5. Дмитриева В.Т., Ерёмченко Е.Н., Клименко С.В., Кружалин В.И. Неогеография и стереотипы: новые подходы в обучении // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2009. № 2. С.
  6. Закиева Р.Р. Образовательный менеджмент // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 2. С. 1836-1843.
  7. Максаковский В.П. Географическая картина мира: учебник для вузов. Кн. II: Региональная характеристика мира. М.: Дрофа, 2004. — 480 с. (5-е изд. — 2009).
  8. Трейвиш А.И. Географическая полимасштабность в развитии России. Ж-л «География». – 2006, №11.
  9. Философский энциклопедический словарь. 2010.
  10. Шарыгин М.Д. Основные направления фундаментализации общественно-географического образования /Географический вестник. – 2013, №4 (27).