ОБ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

№4,

Юридические науки

Пискотин Владимир Александрович


Ключевые слова: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ; INDEPENDENT WORK, TRAINING, EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: Статья посвящена условиям активизации самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на занятиях по тактико-специальной подготовке.

Система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в двадцать первом веке должна объединять образовательный процесс с современными достижениями науки и техники и осуществлять на этой основе подготовку специалистов со стилем мышления, адекватным актуальному состоянию развития общества и государства. Она отличается тем, что практически во всех видах профессиональной деятельности прослеживается взаимодействие специальных профессиональных знаний и умений, фундаментальных наук, интуитивных творческих механизмов и ответственности за принимаемые решения.

Суть инновационных требований к подготовке профессионалов для органов внутренних дел Российской Федерации, состоит в формировании необходимых условий для последующей эффективной профессиональной деятельности, сопряженной с быстрыми изменениями содержания труда и постоянным обновлением прикладных знаний. Следовательно, будущий специалист еще в период учебы обязан обратить внимание на свой творческий потенциал, приобрести необходимые для эффективной профессиональной деятельности естественнонаучные знания, овладеть прогрессивными информационными технологиями.

В ряду традиционных методов и форм обучения курсантов и слушателей в вузах МВД России все большую роль начинает играть самостоятельная работа. Практика работы отечественных и зарубежных вузов свидетельствует о том, что лишь добытые самостоятельным трудом знания способны сделать обучаемого продуктивно мыслящим профессионалом, который в состоянии творчески решать поставленные перед ним задачи, с уверенностью отстаивать свою точку зрения [1, с. 14].

Специфика деятельности кафедры тактико-специальной подготовки заключается в том, что самостоятельная работа курсантов и слушателей в процессе обучения дисциплинам, закрепленным за кафедрой, реализуется не только непосредственно в ходе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ, индивидуальных заданий, рефератов, подготовке к семинарам, конференциям, экзаменам и зачетам, при выполнении курсовых работ и проектов, дипломном проектировании, но и при проведении учений [2, с. 885].

Тактико-специальная подготовка — это наука, изучающая организацию и порядок действий сотрудников ОВД в экстремальных условиях, знание которой способствует быстро уяснять задачи, правильно оценивать сложную обстановку, принимать целесообразные решения и твердо управлять силами и средствами в достижении поставленных целей и задач [3, с. 118].

Тактико-специальная подготовка является самостоятельной дисциплиной, не требует изучения предшествующих дисциплин, но тесно связана с другими дисциплинами, которые изучаются в образовательных учреждениях МВД России. В настоящий момент в Воронежском институте МВД России большое внимание уделяется условиям реализации основной образовательной программы подготовки специалиста в части преподавания дисциплины тактико-специальная подготовка с учетом требований федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования [4, с. 83].

Основу тактико-специальной подготовки составляет непосредственно тактическая подготовка, которой подчинено изучение других предметов боевой подготовки. Тактико-специальная подготовка соединяет в единый комплекс знания, умения и навыки, приобретенные курсантами на занятиях по огневой, физической, инженерной подготовке, радиационно — химической, биологической защите, специальной топографии и другим [5, с. 126].

Активизация самостоятельной работы курсантов вузов МВД России предполагает прежде всего изменение содержания специальных дисциплин, выделенных в государственных образовательных стандартах в отдельный блок. Переход на ФГОС третьего поколения предопределил возрастание количества часов, отведенных под самостоятельную подготовку обучаемых [6, с. 18].

Необходимо в процессе обучения сформировать условия для активизации самостоятельной работы курсантов и слушателей, способствующие подготовке продуктивно мыслящего специалиста, способного творчески решать задачи профессиональной деятельности.

При подготовке специалистов в области правоохранительной деятельности необходимо учитывать особенности преподавания той или иной дисциплины с учетом ее значимости в системе обеспечения безопасности. Чрезвычайно важно уделить внимание тому, чтобы каждая из изучаемых курсантами и слушателями дисциплин, вносила конкретный вклад в их общее профессиональное образование, руководствуясь принципом: учить следует не предмету, а специальности. Суть этого положения сводится к целенаправленной ориентации всех учебных дисциплин на формирование профессиональных и личностных качеств выпускников вуза. Именно это должно лежать в основе педагогически организованного процесса активизации самостоятельной работы курсантов и слушателей вузов МВД при изучении специальных дисциплин, в том числе и тактико-специальной подготовки.

Содержание, организация и методика тактико-специальной подготовки определяются системой общих принципов обучения с учетом специфики служебно-боевой деятельности ОВД. Эти принципы вытекают из объективных закономерностей процесса обучения, требований к подготовке ОВД, специфики обучения вообще и тактико-специальной подготовки в частности [7, с. 173].

Неотъемлемым элементом содержания тактико-специальной подготовки являются и учебные задачи, ориентированные на применение полученных курсантами и слушателями знаний в сфере будущей профессиональной деятельности.

В методической компоненте тактико-специальной подготовки предусматривается применение методов комплексной отработки индивидуальных и групповых приемов и способов ведения действий в экстремальных ситуациях с использованием необходимых технических средств; тренировка будущих специалистов в обстановке, приближенной к реальным условиям профессиональной деятельности; моделирование условий чрезвычайной ситуации; организация деловых игр и методы решения учебных задач (в том числе проблемного характера), направленных на применение полученных знаний в возможных, выделенных на основании имеющегося опыта, вариантах практической деятельности.

В компоненте организационных форм в тактико-специальной подготовке предусмотрено применение лекций, практических занятий, индивидуальных и коллективных форм самостоятельной работы и самоподготовки, а также организация профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности курсантов и слушателей, как в рамках выполнения курсовых и дипломных работ, так и на занятиях, проводимых в форме конференций, семинаров, диспутов, посвященных отдельным теоретическим проблемам и практическим вопросам.

Главным направлением организации самостоятельной работы курсантов в нашем вузе является не оптимизации ее отдельных видов, а создание условий для проявления высокой активности, самостоятельности курсантов и слушателей как в аудитории, так и вне ее в ходе выполнения всех видов учебной деятельности.

Активизации самостоятельной работы курсантов и слушателей, и как следствие более эффективному освоению предметных знаний способствует использование педагогических программных средств: обучающих, тренажерных, расчетных и контролирующих программ.

Повышение активности курсантов и слушателей в процессе занятий – одно из основных психологических условий успеха обучения и как следствие активизации самостоятельной работы.

Проведенные исследования в Воронежском институте МВД России показали, что совокупность традиционных способов организации самостоятельной работы курсантов и слушателей и методов активизации обеспечивают высокий уровень мотивационно-творческой активности [8, с. 190-193].

Деятельность профессорско-преподавательского состава ВИ МВД России по активизации самостоятельной работы курсантов и слушателей вуза – многогранный и сложный процесс, который включает в себя формирование мотивации к обучению, формирование профессиональной позиции будущего специалиста путем органичного включения самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, интеграцию самостоятельной работы обучаемых с опытом использования современных педагогических технологий и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы.


Список литературы

  1. Зембатова Л.Т., Бтемирова Р.И. Организация и планирование самостоятельной работы студентов (Методическое пособие для вузов). Владикавказ: Изд-во СОГПИ. 2008. — 44 с
  2. Мальцев Е.П., Мясников П.В. Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №21 (125).
  3. Басатин А.Е. Особенности методики преподавания тактико-специальной подготовки // Наука и практика. 2016. №2(67). С. 118-120.
  4. Прохоров К.А. Тактико-специальная подготовка в системе МВД России. Требования ФГОС ВПО к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста в части преподавания дисциплины тактико-специальная подготовка (ТСП) в системе МВД России // Закон и право. 2016. №11. С. 83-86.
  5. Басатин А.Е. Пути повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине „Тактико-специальная подготовка“ // Наука и практика. 2015. №4(65). С. 126-128.
  6. Бтемирова Р.И. Реализация педагогического принципа связи теории с практикой при обучении математике в школе. Владикавказ, 2012. — 255 с.
  7. Селиванов С.Д., Корчагин А.В. Совершенствование тактических навыков применения специальных средств на занятиях по тактико-специальной подготовке в образовательных организациях МВД России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016. №1-3. С. 172-176.
  8. Орленко С.В., Меремьянин А.В. Особенности практического обучения в образовательных организациях МВД России на примере модульного обучения // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 190-193.