УДК 347.77

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

№16,

Юридические науки

Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна


Научный руководитель: Беспалько В. Г., к.ю.н., Российская таможенная академия, г. Люберцы, Россия.


Ключевые слова: КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК; СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ; ЕАЭС; РОСПАТЕНТ; БЕЛГОСПАТЕНТ; ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ; АГЕНТСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; ДЕПАРТАМЕНТ ПО ПРАВАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН; КЫРГЫЗПАТЕНТ; COLLECTIVE TRADEMARK; FACILITIES OF INDIVIDUALIZATION; EAEU; ROSPATENT; BELGOSPATENT; AGENCY OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS; DEPARTMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN; KYRGYZPATENT.


Аннотация: В данной статье рассмотрен процесс регистрации коллективного товарного знака в государствах-членах ЕАЭС. Выявлены проблемные аспекты в терминологии и процедуре регистрации коллективного товарного знака в национальных реестрах государств — членов ЕАЭС. Кроме того, рассмотрена экономическая эффективность применения коллективных знаков для участников ВЭД.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой международное экономическое объединение, которое обладает международной правосубъектностью. В ЕАЭС обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а также проведение скоординированной экономической политики.

При этом для полной реализации концепции Единого экономического пространства необходимы наличие унифицированных, стандартизированных механизмов регулирования экономики, а также применение гармонизированных правовых норм и обеспечение единой инфраструктуры. Соответственно для эффективного взаимодействия и обеспечения единообразного применения нормативных правовых норм, касающихся защиты прав на коллективные товарные знаки необходимо использование единых подходов к определению их сущности, формирование единого понятия коллективных товарных знаков. Однако на данном этапе интеграции в каждом государстве-участнике ЕАЭС данный термин закреплен в нормах национального законодательства и при этом имеет ряд отличий (таблица 1).

Таблица 1

Содержание термина «коллективные товарные знаки» в государствах-членах ЕАЭС

 

Страна Определение
Республика Армения Коллективным знаком считается товарный знак какого-либо хозяйственного товарищества, предназначенный для обозначения товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками и производимых и (или) реализуемых ими (Закон Республики Армения «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») [1]
Республика Беларусь Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания») [2]
Республика Казахстан Коллективный товарный знак — это товарный знак ассоциации (союза) или иного объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (далее — объединение), служащий для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров (услуг), обладающих едиными качественными или иными характеристиками (Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») [3]
Республика Киргизия Юридические лица, представляющие союзы, хозяйственные ассоциации, концерны или иные объединения юридических лиц (далее — объединения), могут подавать заявки на коллективный знак, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (Закон Киргизской Республики «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») [4]
Российская Федерация Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (Гражданский кодекс Российской Федерации) [5]

В результате анализа нашедших закрепление в национальных законах государств-членов ЕАЭС определений коллективных товарных знаков выявлены некоторые различия, существование которых указывает на необходимость унификации данного термина. Для достижения данной цели представляется целесообразным изложить его следующим образом: коллективный товарный знак – это товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в ассоциацию (союз) или иное объединение юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, и обладающих едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками.

Коллективный товарный знак, обладает существенными особенностями, отличающими его от так называемого «простого» товарного знака и других средств индивидуализации, с одной стороны, и определяющими его своеобразие и преимущества, с другой стороны:

1) принадлежит ассоциации или иному объединению юридических лиц;
2) принадлежит объединению, а не конкретному юридическому лицу;
3) правообладателями коллективного товарного знака являются лица, входящие в состав объединения;
4) обуславливает единые качественные или иные характеристики товаров, выпускаемых под одним товарным знаком;
5) необходимо наличие Устава коллективного товарного знака;
6) отсутствует возможность передачи прав на коллективный товарный знак посредством заключения лицензионного договора или его аналогов.

Кроме того, необходимо выделить и указать существенные отличия в процессе регистрации коллективных товарных знаков на территории государств-членов ЕАЭС (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика процесса регистраций коллективного товарного знака в государствах-членах ЕАЭС [6, 7, 8, 9, 10]

Критерии Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Киргизия Российская Федерация
Орган исполнительной власти Агентство интеллектуальной собственности Государственное патентное ведомство (Белгоспатент) Департамент по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при правительстве Кыргызской Республики (Кыргызпатент) Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)
Пошлина за регистрацию коллективного товарного знака 95 000 драм (12 805,91 руб. по курсу ЦБ РФ на 01.11.2018) 1 396,5 белорусских руб. (43 250, 16 руб. по курсу ЦБ РФ на 01.11.2018) 60 599 тенге (10 805,77 руб. по курсу ЦБ РФ на 01.11.2018) 15 000 сом (14 114,4 руб. по курсу ЦБ РФ на 01.11.2018) 16 000 руб.
Срок действия исключительного права на коллективный товарный знак 10 лет с года предоставления заявки на регистрацию товарного знака. В течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган. 10 лет с года предоставления заявки на регистрацию товарного знака. Действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в Кыргызпатент. В течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки.
Срок продления исключительного права на коллективный товарный знак Этот срок может продлеваться каждый раз на 10 лет после истечения, и заявление о продлении может подаваться в течение последнего года действия срока. Может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. На 10 лет, неограниченное количество раз Может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года его действия, каждый раз на десять лет при условии уплаты пошлины. Может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.
Перечень прилагаемых к заявке документов 1)заявляемое обозначение;

перечень товаров и (или) услуг;

2)устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак;

3)документ, подтверждающий уплату пошлины (представляется по инициативе заявителя);

4)доверенность, удостоверяющая полномочия представителя;

5)документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных заявителя;

6)документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных представителя

(не являющегося патентным поверенным, являющегося патентным поверенным);

7)дополнительные листы к заявлению

1)заявление с обязательным указанием заявителя, его места нахождения или места жительства, заявляемого обозначения и перечня товаров и (или) услуг с указанием класса (классов) в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг;

2)документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере;

3)дополнительные экземпляры изображения товарного знака;

4)доверенность при подаче заявки через патентного поверенного;

5)документы, подтверждающие правомерность испрашивания выставочного приоритета;

6)положение о коллективном знаке, если заявка подана на коллективный знак

1)дополнительно 5 черно-белых репродукций заявляемого обозначения; 2)описание заявляемого обозначения; 3)документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки; 4)устав коллективного знака, если подается заявка на регистрацию коллективного знака; 5)доверенность, выданная заявителем на имя патентного поверенного с указанием объема представляемых полномочий, даты выдачи и срока действия; 6)заверенный документ, подтверждающий правомерность испрашивания выставочного приоритета с указанием международного статуса выставки; 7)документальное подтверждение прав заявителя на элементы знака 1)заявляемое обозначение;

перечень товаров и (или) услуг;

2)устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак;

3)документ, подтверждающий уплату пошлины (представляется по инициативе заявителя);

4)перевод на русский язык документов, прилагаемых к заявке;

5)доверенность, удостоверяющая полномочия представителя;

документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных заявителя;

6)документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных представителя

(не являющегося патентным поверенным, являющегося патентным поверенным);

7)дополнительные листы к заявлению

1)заявляемое обозначение

перечень товаров и (или) услуг

устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак;

2)документ, подтверждающий уплату пошлины;

3)перевод на русский язык документов, прилагаемых к заявке;

4)доверенность, удостоверяющая полномочия представителя;

5)документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных заявителя;

6)документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных представителя

(не являющегося патентным поверенным, являющегося патентным поверенным);

7)дополнительные листы к заявлению

Язык, на котором подаётся заявление Армянский язык Белорусский, русский языки Казахский, русский языки Киргизский, русский языки Русский язык
Срок процедуры регистрации коллективного товарного знака 9-10 месяцев в среднем 12 месяцев 13 месяцев 19 месяцев максимальный срок – 18 месяцев и 2 недели, на практике от 10-12 месяцев

В результате проведенного анализа по критериям, представленным в таблице 2, необходимо отметить наличие следующих существенных различий:

1) размер пошлины за регистрацию коллективного товарного знака;
2) срок или продолжительность процедуры регистрации коллективного товарного знака.

При этом ключевым различием, имеющим принципиальное значение для субъектов хозяйственной деятельности, видится именно срок или продолжительность процедуры регистрации. Наиболее длительный период регистрации был выявлен в Республике Киргизия – 19 месяцев, минимальный в Республике Армения – 9 месяцев. Следовательно, требуется привести к единообразию период регистрации коллективного товарного знака, так как динамичное развитие технического процесса обуславливает стремительное моральное устаревание товаров, которые не могут быть своевременно реализованы в связи с неоправданно затянутым процессом регистрации коллективного товарного знака. Соответственно чрезмерно длительный процесс государственной регистрации данного средства индивидуализации является причиной прямых убытков участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Обязательным требованием для регистрации коллективного товарного знака является наличие его Устава. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) закреплены обязательные сведения, которые должны содержаться в Уставе коллективного товарного знака (рис. 1).


Рис. 1. Сведения, содержащиеся в Уставе коллективного товарного знака

В случае изменения в Уставе коллективного товарного знака сведений, правообладатель обязан уведомлять орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в Российской Федерации – Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)). Дополнительно ГК РФ предполагает возможность досрочного прекращения действия регистрации коллективного товарного знака в случае, если правообладатели наносят его на товары, которые не отвечают единым качественным или иным характеристикам. Однако данная мера может быть реализована только по решению суда, что призвано защитить потребителя от некачественных товаров, производимых или реализуемых в рамках одного объединения.

Использование субъектами хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности коллективного товарного знака предполагает наличие, как экономических и иных преимуществ, так и некоторых недостатков (рис. 2).


Рис. 2. Преимущества и недостатки использования коллективного товарного знака

Основными положительными сторонами использование коллективного товарного знака являются:

1) использование коллективного товарного знака выгодно как для потребителей, так и для производителей товаров, поскольку, например, затраты на рекламу таких средств индивидуализации и продвижение маркированных ими товаров на рынках требуют меньших финансовых вложений, так как осуществляются всеми участниками ассоциаций;
2) возможность указания отличительных особенностей товаров, которые непосредственно связаны с социальными, историческими, культурными условиями какого-либо региона;
3) члены объединения не обязаны проходить всю процедуру регистрации коллективного товарного знака самостоятельно, так как подачу заявки и необходимых документов для государственной регистрации таких средств индивидуализации осуществляет ассоциация;
4) на членов ассоциации возлагаются обязанности по соответствию всех характеристик товара, указанных в Уставе коллективного товарного знака, что обеспечивает высокие гарантии качества для потребителей.

Однако при всех положительных аспектах использования коллективного товарного знака это средство индивидуализации имеет некоторые отрицательные стороны:

1) в случае, когда одним из участников ассоциации понижается «гудвил», автоматически он снижается и у других участников ассоциации;
2) если в результате осуществления внешнеэкономической деятельности один из участников ассоциации производит более качественные товары, допускаемые законом или Уставом, то он несет прямые убытки в части прибыли.

Поэтому участникам внешнеторговой деятельности при принятии решения об использовании коллективного товарного знака для идентификации своей продукции на рынках необходимо тщательно взвесить все обозначенные экономические преимущества и риски.

В целях дальнейшего укрепления экономической интеграции в рамках ЕАЭС, в том числе путем усиления гарантий защиты интеллектуальной собственности, проектом «Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза» закреплена возможность регистрации и использования коллективного знака Союза, которому дано следующее определение – «товарный знак ассоциации, союза или иного объединения, создание и деятельность которых не противоречат требованиям законодательства государства-члена, на территории которого они созданы, предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в состав таких объединений лицами». [11]

В случае вступления в силу данного Договора участники ВЭД смогут снизить собственные издержки, обусловленные регистрацией коллективного товарного знака в национальных реестрах государств-членов ЕАЭС. Данное нововведение может и должно стать новым стимулом для динамичного развития ВЭД.

Таким образом, дальнейшее динамичное развитие внешней торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, возможно не только за счет усиления мер юридической ответственности за посягательства на интеллектуальные права и расширения властных полномочий таможенных органов, как предлагают отдельные авторы [12, 13], но и за счет рационального использования субъектами ВЭД существующих возможностей, предлагаемых действующим правом ЕАЭС и национальным законодательством государств-членов ЕАЭС. Как показывает анализ соответствующих юридических норм, одним из таких эффективных инструментов, обеспечивающих решение ряда экономических задач, является использование коллективных товарных знаков, однако данное средство индивидуализации в настоящее время применяется необоснованно редко. Между тем, данная правовая и экономическая конструкция может внести свою посильную лепту в обеспечение нормального и стабильного функционирования экономики государств-членов ЕАЭС. Применение коллективных знаков помогает потребителям на визуальном уровне получать необходимую информацию о качестве товаров, их производителях, способствует увеличению привлекательности таких товаров для покупателей и росту потребительского спроса на них. Кроме того, за счет использования коллективных товарных знаков значительно снижаются различные издержки участников внешнеэкономической деятельности (расходы на регистрацию, рекламу и др.), что в свою очередь способствует увеличению их доходов и развитию экономики в целом. Представляется, что в результате унификации терминологии и нормативных требований, предъявляемым к коллективным товарным знакам, удастся добиться их популяризации и частоты применения в едином экономическом пространстве ЕАЭС.


Список литературы

  1. Закон Республики Армения «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» от 20.03.2000 г. (с изменениями от 01.01.2008 г.), URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=5051
  2. Закон Республики Беларусь № 2181-XII от 05.02.1993 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания» (с изменениями, внесенными в соответствии с Федеральным конституционным законом № 389-З от 09.07.2012 г.), URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=436580
  3. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.06.2018 г.), URL: https://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=1014203
  4. Закон Киргизской Республики «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в редакции Закона КР № 46 от 27.02.2003 г.), URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=479107
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018), URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/db56aa1593a8254f03e2a45e2a8be605bc1dcc27/
  6. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Государственная регистрация товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, URL: https://rupto.ru/ru/stateservices/gosudarstvennaya-registraciya-tovarnogo-znaka-znaka-obsluzhivaniya-kollektivnogo-znaka-i-vydacha-svidetelstv-na-tovarnyy-znak-znak-obsluzhivaniya-kollektivnyy-znak-ih-dublikatov
  7. Национальный центр интеллектуальной собственности, URL: http://belgospatent.by/index.php?option=com_content&view=article&id=160&Itemid=65
  8. Агентство интеллектуальной собственности Республики Армения, URL:http://www.aipa.am/ru/search-tm/
  9. Национальный институт интеллектуальной собственности, URL:http://kazpatent.kz/ru/faq/2073
  10. Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при ПК (Кыргызпатент), URL: http://patent.kg/ru/gos/gosus/
  11. Проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, URL: http://docs.cntd.ru/document/436706966
  12. Абрамов А.М., Беспалько В.Г., Жданов С.П., Завьялов Н.В., Карпеченков М.Ю., Крайнов А.А. Административная и уголовная ответственность за посягательства на интеллектуальную собственность: учеб. пособ. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 160 с.
  13. Беспалько В.Г. К вопросу о совершенствовании средств уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности // Российский следователь. 2008. № 2. С. 13–15.