УДК 342.95

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

№16,

Юридические науки

Сабанин Павел Валерьевич


Ключевые слова: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ; ОБЪЕКТ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА; КАТЕГОРИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ; SAFETY ASSURANCE; FUEL AND ENERGY COMPLEX OBJECT; OBJECT CATEGORIZATION.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в части касающейся административно-правового регулирования процедуры категорирования объектов. Отмечено, что одним из сложных моментов при проведении категорирования является оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Проведен анализ методов административного права, применяемых при процедуре категорирования, а также последствий нарушения процедуры категорирования.

Рассматривая вопросы национальной безопасности можно отметить, что для нашей страны на современном этапе одной из важнейшей задачи является обеспечение энергетической безопасности. В свою очередь проблема обеспечения энергетической безопасности не решаема без обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК), которые является своего рода единицами, образующими ТЭК. Очевидно, что без них невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, большого населённого пункта района, субъекта страны и в целом государства. Например, без газа не будут работать многие ТЭЦ, которые вырабатывают теплоэнергию и электроэнергию.

С целью урегулирования общественных отношений в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса был принят Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», который стал основой административно-правового регулирования в данной сфере безопасности. Анализ данного нормативного правового акта, показал, что в нем содержится большое количество правовых норм, направленных на регулирование деятельности всех субъектов административно-правового обеспечения безопасности объектов ТЭК, отдельно уделено внимание правам и обязанностям субъекта ТЭК.

Одним из важнейших первоначальных этапов в обеспечении безопасности объектов ТЭК является процедура их категорирования. В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [2] субъектам ТЭК предписано, с целью установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов ТЭК, проводить процедуру категорирования, где порядок данной процедуры и необходимые исходные данные, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Здесь необходимо отметить, что в статье 5 данного закона уже отмечены основные регламентирующие нормы процедуры категорирования, то есть эта статья не является чисто отсылочной и декларативной, а уже сама содержит очень важные регулятивные нормы. Более того в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 данного закона [2] процедура категорирования отнесена к основным задачам обеспечения безопасности объектов ТЭК. Следовательно, не выполнение процедуры категорирования или нарушение порядка ее проведения, будет являться нарушением, подпадающим под действие статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одним из самых сложных моментов в проведении процедуры категорирования объектов ТЭК является оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Но, чтобы провести ее необходимо собрать все остальные исходные данные, где особое значение придается наличию сведений о том является ли объект критически важным и степени его потенциальной опасности.

Если оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта проведена не в полном объеме, т.е. не учтен собственный и сторонний экономический ущерб, не изучены возможные людские потери или анализ проведен не для каждого критического элемента объекта и объекта в целом, то ее результаты не отражают масштабы возможных социально-экономических последствий, а именно возможного количества пострадавших и материального ущерба, которые могут возникнуть, в результате совершения акта незаконного вмешательства и не отражает объективность присвоения категории опасности и установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объекта ТЭК. Более того не выполнение оценки социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте является нарушением требований пункта 17 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования [3].

Одним из механизмов осуществления административно-правового регулирования обеспечения безопасности объектов ТЭК является контроль за выполнением установленных нормативных требований, в данном случае Федеральным закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [2] требований, более того анализ содержания статьи 6 данного [2] закона показывает, что осуществление в федерального государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который определен в Правилах осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса [4] является неотъемлемым элементом обеспечения безопасности объектов ТЭК.

Федеральный государственный контроль (надзор) помогает выявить нарушения и добиться исполнения нарушенных норм и требований к объектам ТЭК с необоснованно заниженной категорией опасности, присвоить правильную категорию опасности, от которой будет зависеть оснащенность инженерно-техническими средствами охраны. Здесь необходимо отметить, что от инженерно-технических средств охраны зависит эффективность системы физической защиты объекта. Выявление необоснованно завышенной категории опасности также очень важно, так как избыточные мероприятия влекут за собой и неоправданно большие финансовые расходы на обеспечение безопасности, особенно это важно для субъектов ТЭК являющихся бюджетными организациями.

Проведенный анализ судебной практики показал, что нарушение процедуры категорирования носит не единичный характер, следовательно, проблема в осуществлении процедуры категорирования объектов ТЭК имеет место быть [5; 6]. Более того, по сравнению с требованиями антитеррористической защищенности объектов других категорий (объекты массового пребывания людей, объекты здравоохранения), процедура категорирования объектов ТЭК достаточно сложна так как должна основываться на большом количестве исходных данных (например, декларация промышленной безопасности объектов, схема коммуникаций и т.д.). При осуществлении процедуры категорирования объектов ТЭК необходимо учитывать, что это не анализ возможных технологических аварий, а анализ возможных актов незаконного вмешательств, в том числе террористический акт, которые могут спровоцировать чрезвычайную ситуацию с опасными социально-экономическими последствиями.

В заключение необходимо отметить, что персональная ответственность за соблюдение требований обеспечение безопасности объектов ТЭК и требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК, в том числе и за выполнение процедуры категорирования возлагается на руководителей субъектов ТЭК, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 12 Федеральным закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» это их непосредственная обязанность. Вместе с тем анализ судебной практики [7] позволяет заключить, что ответственность, за нарушение порядка категорирования могут быть привлечены и должностные лица на которые возложены обязанности по обеспечению безопасности объектов ТЭК, так как статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц [1].


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2018).
  2. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (ред. от 6 июля 2016г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2018).
  3. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» (ред. от 10.09.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
    (дата обращения: 01.10.2018).
  4. Постановление Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2018).
  5. Решение Арбитражного суда города Москвы 10 августа 2018 года № А40-125004/2018 [Электронный ресурс]. — URL:http://kad.arbitr.ru/Card/c8a842f9-76b9-4f6c-bd81-75d17b8d533c (дата обращения: 01.10.2018).
  6. Решение Арбитражного суда города Москвы года от 26 июля 2018 года № А40-125616/2018 [Электронный ресурс]. — URL:http://kad.arbitr.ru/Card/d955a809-260f-40aa-bf6c-87eaabaca1c9 (дата обращения: 01.10.2018).
  7. Решение Чертановского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года № 05-1676/2018 [Электронный ресурс]. — URL:https://www.mos-gorsud.ru/rs/chertanovskij/services/cases/admin/details/4b7b9d7a-5847-40cb-9cb7-e17ebdb76009 (дата обращения: 01.10.2018).