УДК 37.013
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
№16,
Педагогические науки
Габдрахманов Роберт Ильгизович
Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ; ЧЕЛОВЕК; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; PHYSICAL CULTURE; PHYSICAL EDUCATION; PERSON; HEALTHY LIFESTYLE.
В настоящее время феномен влияния физической культуры на становление личности изучен в недостаточной степени. Между тем, физическая культура является важным фактором социализации личности, позволяющим направленно развивать ее физические качества и способности.
Специфическая задача физического воспитания заключается в специфическом воздействии педагога на формирование личности. Научно-обоснованные методы воздействия на человека в социально-педагогическом плане могут быть разработаны только в условиях диалектического подхода к этому процессу.
Особенно остро необходимость использования данного методологического подхода ощущается в развитии теории и практики физической культуры и спорта. Человек – это биосоциокультурное существо, уникальность которого определяется единством природных способностей индивида и усвоенных личностью ценностей социальной среды. В то же время развитие личности не может не зависеть от природных данных человека – особенностей его телесной и психической природы, темперамента, интеллекта и т.д. Биологические аспекты рассматриваются как определенные особенности физиологических, биохимических, психофизиологических качеств, которые регулируют соматические и эндокринные процессы в организме. Биологические аспекты жизнедеятельности человека определяют его социальную активность. Человек – это активный участник социальной жизни, реализующий свою деятельность в соответствии с социальными нормами и ценностями. Биологическая природа человека является основой для формирования его социальных качеств. Человек формируется в динамично изменяющейся социальной среде, и в ходе этого процесса происходит трансформация биологических качеств, их замена на социальные.
Как феномен, физическая культура уникальна, она является мостом, соединяющим биологическое и социальное в человеке, упорядочивающим их. Это базовый элемент культуры, формирующийся в человеке.
Физическое воспитание включает в себя физическое развитие – процесс изменения организма человека; физическое воспитание – воздействие человека на процесс реализации физического развития; физкультурное воспитание – приобщение человека к ценностям физической культуры.
Физические качества, моторные умения и навыки, есть предметная, внешняя форма физической
культуры. Их ценность определяется достигнутым уровнем развития личности человека. На сегодняшний день лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми. До 75 % молодых людей имеют хронические заболевания. 85 % призывников не желают служить в армии из-за проблем с физическим здоровьем.
Исследования по вопросам уровня знаний о своем собственном организме, о здоровье и способах заботы о нём показали крайне низкий уровень физкультурно-спортивной активности населения. Ухудшение здоровья и физической подготовки связано не только с экономическими проблемами, состоянием окружающей среды экологии, но и с недооценкой в обществе социально-экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры.
В современной теории физической культуры всё чаще ставится проблема физкультурного воспитания человека, то есть воспитания с помощью усвоения ценностного потенциала физической культуры. К сожалению, в настоящее время разрыв между образованием и культурой достаточно велик. Основу физического воспитания часто составляет лишь нормативный подход. Основная же задача профессионально-педагогической подготовки сегодня – переориентация на ценности, связанные с использованием средств физической культуры для воспитания личностного мотива физического развития и ведения здорового образа жизни. И здесь необходимо перестройка всей системы физического воспитания, предполагающей усиление внимания к личности каждого человека; превращение учащегося из объекта воздействий в субъект активной творческой деятельности.