УДК 159.9.072.43

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

№16,

Педагогические науки

Гуралев Владимир Михайлович
Ларионова Светлана Владимировна


Ключевые слова: САМОРЕГУЛЯЦИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ; SELF-REGULATION; EDUCATIONAL ORGANIZATION; PHYSICAL TRAINING; NEUROMUSCULAR RELAXATION.


Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются теоретические аспекты саморегуляции, психологические особенности использования элементов саморегуляции на занятиях по физической подготовки у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. В эмпирической части исследования описывается проведенный опрос. Данная научная статья представляет интерес для практических психологов, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, аспирантов и обучающихся, а также всех интересующихся проблемами формирования навыков саморегуляции.

Обучающиеся (курсанты) образовательных организаций МВД России с момента поступления являются полноправными сотрудниками правопорядка. Одной из особенностей обучения в вузах МВД России является то, что образовательный процесс неразрывно связан со служебной деятельностью (несение службы в нарядах, охрана общественного порядка и т.д.), что требует от обучающихся (курсантов) высокой физической активности и умения регулировать свое поведение. Сотрудниками психологических подразделений проводятся занятия по формированию и совершенствованию навыков эмоционально-волевой саморегуляции. Целью нашего исследования является мониторинг эмоционально-волевой саморегуляции в период проведения занятий по физической подготовке с обучающимися (курсантами) вуза МВД России. Для этого нами были использованы элементы эмоционально-волевой регуляции, в частности технику нервно-мышечной релаксации по Э. Джекобсону (приложение) [11, С. 277]. Для контроля эффективности применения элементов эмоционально-волевой саморегуляции мы использовали диагностическую методику «Опросник САН» [9, С. 141]. Данная методика была проведена нами дважды в полном объеме.

Физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов, включает в себя уровень владения боевыми приемами борьбы, который оценивается на основании нормативных документов МВД России, а также регламентирует самою физическую подготовку как в органах внутренних дел, так и в образовательных организациях МВД России [10, С. 299]. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков применения боевых приемов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости [1].

Перед тем как изложить результаты нашего исследования, мы уточним этимологию такого понятия, как «саморегуляция». Во-первых, оно носит междисциплинарный характер. Во-вторых, многие ученые как отечественные, так и зарубежные, занимались разработкой данной проблемы. В-третьих, несмотря на многочисленные труды в этом направлении, к единому мнению ученые так и не пришли, следовательно, единого определения нет. Обратимся к психологическим словарям, где дается одно из определений. В них саморегуляция – это контролируемый процесс, управляемый деятельностью человека [2, С. 505; 12, С. 509]. Гиссен Л.Д., Кузнецова А.С., Леонова А.Б. считают, что используя саморегуляцию можно воздействовать на личность. Дубровина О.В., Калининский Л.П. и Марьин М.И. используют саморегуляцию в качестве восстановительного метода после перенесенных стрессовых ситуаций [3, С. 247; 6, С. 4]. Такие ученые, как Барабанщикова В.В., Злоказова Т.А. и Леонова А.Б. строят профилактику негативных воздействий на основе методов саморегуляции. Конопкин О.А., изучая саморегуляцию, описал и раскрыл такое понятие, как «психическая саморегуляция» [4, С. 5]. Его исследования в этой области продолжила Моросанова В.И., которая ввела в обиход понятие «индивидуальная саморегуляция» [8, С. 76].

Изучали проблему саморегуляции не только отечественные, но и зарубежные ученые. Например, Lewis M., Lay С.H., Edwards J.M., Parker D.A., Endler N.S. рассматривали саморегуляцию как преодоление трудностей в период экзаменационной сессии. Gollwitzer P.M. и Webb T.L. изучали взаимосвязь воли и саморегуляции. Исследования таких ученых как Muraven M., Tiss D.M. и Baumeister R.F. были посвящены проблеме формирования навыка саморегуляции. Они опытным путем доказали, что при формировании навыка человек овладевает новыми компетенциями, которые помогают ему регулировать свое поведение.

Продолжая разговор о формировании навыка саморегуляции, обратим внимание на таких ученых, как Бодров В.А., Голубев Ю.В. и Титаренко Т.М., которые утверждают, что навык саморегуляции можно сформировать только при помощи узконаправленных тренингов. Для нашего исследования наибольший интерес представляют работы Барабанщиковой В.В., Дьяченко М.И. и Макарова В.В., которые проводили исследования саморегуляции у спортсменов и обучающихся [5, С. 24]. Ванин А.В., Кузнецова А.С. и Тихонов О.И. доказали, что саморегуляция оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние [7, С. 49]. Кузьмина А.Б. занималась исследованием эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников правоохранительных органов. Она описала принципы саморегуляции: релаксации, визуализации, самовнушения. При описании профессионально важных качеств сотрудника ОВД, Столяренко А.М. неоднократно подчеркивал, что профессиональная деятельность полицейского протекает в экстремальных условиях. Успешное выполнение служебных задач неразрывно связано с готовностью сотрудника к их выполнению (в том числе и психологической). Для нашего исследования важно диагностировать не только физическую успешность освоения учебной дисциплины, но и эмоционально-волевую составляющую, которая занимает важное место в образовательном процессе. Эмоционально-волевой компонент включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья, мотивации к учебе являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у обучающихся закрепляется желание вести здоровый образ жизни, получать необходимые знания. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Преодоление трудностей зависит от развития волевой сферы обучающегося, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени обучающиеся не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого – другое. Известно, что доброжелательная атмосфера и положительные эмоции на занятиях по физической подготовке в процессе освоения программного материала по боевым приемам борьбы способствуют достижению высоких результатов.

Исходя из важности вышесказанного, нами была проведена серия занятий (5 занятий) с использованием элементов эмоционально-волевой саморегуляции. Перед 1 занятием был проведен первичный опрос 20 обучающихся (курсантов) по методике САН. Во время учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» преподавателем проводились релаксационные упражнения для снижения напряженности и повышения работоспособности. После 5 занятия нами вновь был проведен опрос с этими же респондентами по методике САН.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, обучающиеся (курсанты) после проведения первичного опроса распределились на уровни:

Таблица 1.

Уровни САН (первичный опрос)

  Самочувствие

чел. (%)

Активность

чел. (%)

Настроение

чел. (%)

низкий 11 чел. (55%) 9 чел. (45%) 13 чел. (65%)
средний 8 чел. (40%) 8 чел. (40%) 7 чел. (35%)
высокий 1 чел. (5%) 3 чел. (15%) 0

Из полученных результатов видно, что подавляющее большинство респондентов находятся на низком уровне, а по шкале «Настроение» нет результатов с высоким уровнем.

Во-вторых, проведена серия релаксационных упражнений, о которых говорилось выше.

В-третьих, нами проведен повторный опрос и полученные следующие результаты:

Таблица 2.

Уровни САН (повторный опрос)

  Самочувствие

чел., (%)

Активность

чел., (%)

Настроение

чел., (%)

низкий 9 чел. (45%) 9 чел. (45%) 7 чел. (35%)
средний 9 чел. (45%) 7 чел. (35%) 11 чел. (55%)
высокий 2 чел. (10%) 4 чел. (20%) 2 чел. (10%)

После проведения повторного опроса, мы проанализировали полученные результаты и для наглядности поместили их на диаграмму.


Рисунок 1. Результаты по шкале «Самочувствие».


Рисунок 2. Результаты по шкале «Активность».


Рисунок 3. Результаты по шкале «Настроение».

Анализируя результаты, мы увидели, что по всем шкалам данного опросника произошли изменения, а именно:

— по шкале «Самочувствие» показатели по низкому и уровню снизились на 10%, а по среднему и высокому увеличились на на 5% по каждому уровню;
— по шкале «Активность» показатели низкого уровня остались неизменными, на среднем уровне показатели уменьшились, а на высоком уровне снизились на 5% соответственно;
— по шкале «Настроение» показатели низкого уровня уменьшились на 30%, на среднем и высоком уровнях результаты увеличились на 20% и 10% соответственно.

В-четвертых, для проверки и подтверждения полученных результатов мы использовали метод математической статистики t-критерий Стьюдента:

Таблица 3.

Сравнительный анализ

 

Опросник САН

Самочувствие Активность Настроение
 

До занятий

Среднее

значение

3,63 4,18 3,40
Стандарт.

отклонение

0,90 0,50 0,64
 

После занятий

Среднее

значение

4,33 4,51 4,15
Стандарт.

отклонение

0,67 0,71 0,63
  2,79* 1,70 3,73**

Примечание: * – значимость на уровне 0,05; ** – значимость на уровне 0,01.

Таким образом, применяя элементы эмоционально-волевой саморегуляции на занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка», мы можем наблюдать положительную динамику в эмоционально-волевого сфере личности обучающихся. Данные изменения свидетельствуют о возникновении мотивации у обучающихся к освоению боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке, которая в свою очередь является важнейшим фактором при обучении и совершенствовании боевых приемов борьбы и в большой степени определяет эффективность деятельности.


Список литературы

  1. Приказ МВД России № 450 от 1 июля 2017 года «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
  2. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 976 с.
  3. Калининский Л. П. О применении аутогенной тренировки в вузе / Л.П. Калининский / Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974, С. 247-248., С. 247; Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб: Питер, 2003. 592 с.
  4. Конопкин О. А. Психология саморегуляции произвольно активности человека // Вопросы психологии, 1995. № 1. С. 5-12.
  5. Макаров В. В. Новая методика саморегуляции на основе полимодальной психотерапии // Психическое здоровье. № 1. 2014. С. 24-29.
  6. Марьин М. И., Петров В. Е., Нахимов А. П. Психолого-педагогическое сопровождение работы с неуспевающими курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. П. Нахимов. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 2004. 29 с.
  7. Моросанова В. И. Новая версия опросного метода «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУДМ» / В. И. Моросанова, А. В. Ванин, И. Ю. Цыганов // Психологическая диагностика. 2015. №1. С. 49-64.
  8. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Моросанова. М.: Наука, 2012. 519 с.
  9. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н. Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2008. 496 с.
  10. Сафонов Д.Е. О некоторых путях повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России // Общество и право, № 4(31), 2010. С. 299-301.
  11. Свядощ А. М. Неврозы / А. М. Свядощ. М.: Медицина, 1982. 368 с.
  12. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. М.: Изд-во АСТ, 2004. 734 с.