УДК 339.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С БИЗНЕС – СООБЩЕСТВОМ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

№16,

Экономические науки

Стоялова Анастасия Андреевна


Научный руководитель: Макрусев В.В., доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ИННОВАЦИИ; ТАМОЖЕННЫЙ СЕРВИС; CUSTOMS SERVICE; ORGANIZATIONAL STRUCTURE; ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES; INNOVATIONS; CUSTOMS SERVICE.


Аннотация: В данной статье рассмотрено взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом, ориентированное на повышение качества таможенных услуг. Выделены основные задачи для сотрудничества таможенных органов и участников ВЭД, которые позволят оптимизировать их совместную деятельность. В статье описаны принципы сотрудничества таможни и бизнеса, а также методы решения поставленных задач, для повышения эффективности предоставления таможенных услуг.

Под качеством таможенной услуги можно понимать способность субъектов таможенной деятельности удовлетворять потребности участников внешнеэкономической деятельности, снижая затраты.

Стандарты ИСО серии 9000 являются основным руководством для повышения качества таможенных услуг. В этих стандартах под качеством рассматривается степень, с которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям. Под требованием понимается потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным. Необходимо отметить и тот момент, что понятия «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги» не имеют нормативно-закрепленного определения.

Актуальность темы обусловлена тем, что экспортно-импортные грузопотоки растут и как следствие требуют более эффективного и качественного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.

Эффективность предоставления таможенных услуг напрямую связана с взаимодействием таможенных органов и бизнес — сообщества. Основной целью таможенных органов является упрощение международной торговли и повышения экономической безопасности страны по средствам своей деятельности. В «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» определена единая система приоритетов и ориентиров с учетом экономических преобразований и внешнеполитических интересов Российской Федерации, определены направления развития таможенных органов. Одним их основных направлений развития является совершенствование таможенного регулирования, которое позволит продвинуть национальные интересы Российской Федерации в области международной торговли, путем формирования более благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевым фактором совершенствования таможенных услуг является оптимизация совместной деятельности бизнес — сообществ и таможенных органов. Целью оптимизации является создание оптимальных условий для осуществления и упрощения международной торговли.

Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:

— доля участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве опрошенных;
— доля государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой в электронном виде в соответствии с административными регламентами, по которым обеспечена возможность их получения в электронном виде, в общем объеме государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой.
Отношения таможенных органов и участников ВЭД основывается на следующих принципах содействия:
— содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;
— способствование повышения уровня удовлетворенности участников ВЭД результатами взаимодействия с таможенными органами при получении таможенных услуг;
— создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
— недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
— равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности;
— обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.

Основным законодательным документом о таможенном администрировании на сегодняшний день является Федеральный закон №311-ФЗ. Именно в нем описывается партнерское сотрудничество таможенных органов и участников ВЭД, которое можно достигнуть путем упрощения предоставления таможенных услуг.

Чтобы достигнуть максимально эффективного развития партнерских отношений необходимо соблюдение следующих условий:

— понятности и прозрачности;
— доступности и открытости;
— активности со стороны государственных органов;
— применять современные технические средства и методы контроля;
— изучать международный опыт;
— поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
— внедрять онлайн решения;
— проводить опросы пользователей.

При взаимодействии таможенных органов с участниками ВЭД таможенные органы стремятся к цели полного соблюдения порядка административных таможенных процедур (таможенное оформление и таможенный контроль) в отношении грузов декларантов, т.е. работники таможни подходят к проблеме формально, во главу угла ставится исполнение Закона. Субъекты ВЭД так же заинтересованы в ведении бизнеса в правовом, легальном поле, однако в условиях рыночной экономики их также интересует и скорость прохождения таможенных процедур, и связанный с ними объем документооборота.

В современном мире созданы многочисленные международные организации, осуществляющие регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно не забывать, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

На современном этапе наблюдаются ситуации, при которых осуществление таможенного контроля иногда беспочвенно сдерживает товарооборот. Это ведет к возникновению дополнительных издержек как участников ВЭД, так и государства.

Говоря о сегодняшних проблемах качества предоставления таможенных услуг, нельзя не упомянуть длительность прохождения таможенного оформления, что отрицательно сказывается на издержках, на упущенной экономической выгоде и на задержках товаропотока.

Таможенным органом необходимо ориентировать свою деятельность на предпринимательский сектор, учитывать потребности участников внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день в таможне применяются инновационные технологии, рекомендованные ВТамО. К ним относятся:

— электронное декларирование;
— предварительное информирование;
— удаленный выпуск;
— использование системы управления рисками;
— трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня».

Выступая с докладом на форуме «Международное экономическое сотрудничество в новых реалиях», руководитель ФТС России Владимир Булавин отметил значительные изменения в работе таможенной службы. Основные преобразования, названы «10 шагов навстречу бизнесу». Их реализация означает выход на качественно новый уровень таможенной системы, на работу по принципу «Простота и удобство – для участников ВЭД, эффективность и безопасность — для государства».

Благодаря непрерывному мониторингу и своевременному принятию решений получилось выполнить заявленные Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года показатели в более кратчайшие сроки. Доля автоматически зарегистрированных деклараций превысила установленный показатель (50%) почти на 5%, а доля автоматически выпущенных деклараций на 11,2% (при показателе 10%). В целом за прошедшее время количество автоматически зарегистрированных деклараций увеличилось почти в 9 раз (с 110 тысяч в 2015 г. до 963 тысяч в 2017 г.), а автоматически выпущенных деклараций – в 56 раз (с 1,5 тысяч в 2015 г. до 84 тысяч в 2017 г.).

Дальнейшему успешному развитию поспособствовало внедрение электронного транзита. В 2017 году доля электронных транзитных деклараций на товары, следующие по российской территории, достигла 60,8% при установленном показателе 45%. За последние три года количество электронных транзитных деклараций выросло почти в 475 раз, с 1295 деклараций в 2015 году до 614923 деклараций в 2017 году. Проделанная работа крайне важна для планируемого сопряжения транзитных систем России и Европейского союза.

Таможенным органам удается реализовывать большинство принципов содействия в полной мере, однако может появляться недопонимание со стороны бизнес-сообщества. Усилия участников ВЭД, без отклика таможни, не дадут оптимизировать взаимоотношения и упростить процесс международной торговли.

Одним из способов улучшения и упрощения процедуры таможенного оформления является внедрение электронного декларирования грузов, т.к. это значительно уменьшает издержки участников ВЭД. Существует множество примеров, когда реализация проектов по автоматизации и модернизации таможенных процедур помогла существенно повысить эффективность работы таможенных органов. Например, проект Люксембурга «eDouane» запущенный в 2007 г., был завершен в 2009-2010 гг. За этот период таможенная служба Люксембурга поднялась с 15-го (2007 г.) на 1-ое (2010 г.) место в Индексе эффективности логистики публикуемого Всемирным банком.

В Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» были внесены значительные поправки касаемо взаимодействия бизнес-сообщества и таможенных органов. За счет них удалось придать этому взаимодействию партнерский характер. Это было достигнуто благодаря внедрению реинжиниринга организационных процессов в управлении таможенным делом («Дорожная карта»), позволяющим гармонизировать таможенные процедуры.

Улучшение условий для участников ВЭД приводит к качественной работе не только таможенных органов, но и всех секторов экономики, увеличению поступлений денежных средств в бюджет, снижает издержки бизнес-сообщества и экономит время, оптимизирует численность государственных служащих. Для осуществления качественного таможенного регулирования, действия таможенных органов должны быть ориентированы в первую очередь на потребителя – участников внешнеэкономической деятельности.


Список литературы

  1. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А.В. Кнышов. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  2. Макрусев В.В. Вопросы развития теории таможенного сервиса: регулятивный и управленческий аспекты // Экономика и предпринимательство / № 2 (91) 2018 г. (Vol. 12 Nom. 2)
  3. Макрусев В.В. Идея адаптивной метатехнологии управления таможенными институтами // Экономика: вчера, сегодня и завтра. 2017. Том 7. №11А. С 67-77.
  4. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник / В.В. Макрусев. – М: Изд-во «Проспект», 2017. – 276 с.
  5. Макрусев В.В. Особенности формирования и направления реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2 (3). С. 121-136.
  6. Макрусев В.В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. №12 (ч.19).2017. С.1239-1242.
  7. Макрусев В.В., Суглобов А.Н., Таможенный менеджмент: Учебное пособие. ИТК Дашков и К, 2018. 34
  8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.10.2018)
  9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».