УДК 339.5.012.23

СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСУ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

№16,

Экономические науки

Павлова Екатерина Александровна
Семижон Полина Владимировна


Научный руководитель: Макрусев В.В., доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; СОДЕЙСТВИЕ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; СЕРВИСНАЯ ТАМОЖНЯ; РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ; «10 ШАГОВ НАВСТРЕЧУ БИЗНЕСУ»; «ДОРОЖНАЯ КАРТА»; CUSTOMS AUTHORITIES; ASSISTANCE IN THE CUSTOMS AREA; CUSTOMS SERVICE; CUSTOMS SERVICE; FRAMEWORK OF STANDARDS; «10 STEPS FOR BUSINESS»; «ROAD MAP».


Аннотация: В статье проведен анализ положений основных документов, определяющих направления развития таможенных органов Российской Федерации, дана оценка текущего состояния системы таможенного администрирования в России, определены основы содействия бизнесу в таможенной сфере.

На сегодняшний день уровень развития внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) определяет место страны в мировой экономической системе. В связи с этим регулирование и содействие ВЭД является одним из важнейших приоритетов государственной политики.

Что же такое содействие в сфере внешнеэкономической деятельности и в чем оно проявляется? Для правильного понимания этого термина обратимся к толковому словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., согласно которому содействие представляет собой деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности. Ушаков Д.Н. также определяет содействие как помощь, поддержку в каком-нибудь деле, в какой-нибудь деятельности. Наиболее развернутое определение понятию «содействие» дает Даль В.И.: содействие – это помощь, поощрение, участие в деле, забота по силам и средствам, не будучи, однако, главным деятелем.

На основании приведенных толкований «содействие в сфере внешнеэкономической деятельности» можно определить как помощь государства в лице таможенных органов участникам ВЭД, которая проявляется, с одной стороны, в снижении административных барьеров для перемещения товаров, работ, услуг, капиталов, а с другой, – в повышении качества административной деятельности таможенных органов, упрощении и ускорении таможенных процедур.

Основы содействия бизнесу в таможенной сфере заложены в международных правовых актах. Наиболее значимым международным документом в данном случае будут являться Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли от 2005 г., разработанные в рамках Всемирной таможенной организации (далее – ВТамО). Рамочные стандарты ВТамО стоят на двух «опорах»:
1. Система соглашений между таможенными администрациями.
2. Партнерские отношения между таможенными службами и предпринимательским сообществом.

Каждая из двух «опор» включает в себя набор стандартов, определяющих основные правила обеспечения безопасности и содействия международной торговле.

Согласно Рамочным стандартам главной целью создания и развития системы соглашений между таможенными службами является «содействие непрерывному прохождению грузов по надежным международным цепям поставки товаров» [1]. Такая система соглашений позволит осуществлять обмен своевременной и точной информацией между таможенными администрациями, что обеспечит эффективное и комплексное управление таможенными рисками.

Вторая «опора» Рамочных стандартов предполагает создание партнерских отношений между таможенными органами и бизнес-сообществом, которые представляют собой взаимовыгодное сотрудничество, построенное на доверии таможенных служб к добросовестным участникам ВЭД. Другими словами, участники ВЭД, подтвердившие свою благонадежность, получат возможность пользоваться специальными упрощениями при совершении таможенных формальностей, в свою очередь таможенные органы смогут более эффективно распределять свои ресурсы и концентрировать внимание на областях повышенного риска нарушения таможенного законодательства.

Важно отметить, что в 2015 году была принята новая редакция Рамочных стандартов, которая включила в себя третью «опору», подразумевающую сотрудничество между таможней и другими правительственными и межправительственными ведомствами.

В настоящее время руководитель ФТС России В.И. Булавин поставил перед таможенными органами две главных задачи:

1. Обеспечить соблюдение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.
2. Сделать таможенное администрирование комфортным и удобным для бизнеса.

Для реализации указанных задач была разработана Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. Программа содержит 41 целевой показатель, по которым таможенные органы будут определять степень достижения поставленных задач. Среди них выделены ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Ключевые показатели решения задач Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года

№ п/п Наименование показателя 2018 2019 2020 Действительность
1 Доля электронных деклараций, зарегистрированных в ЦЭДах, % 30 60 95 27,2
2 Доля ЦЭДов, размещенных на площадях, находящихся в госсобственности, % 80 90 100 89,6
3 Доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций, % 60 70 99 70
4 Доля автоматически зарегистрированных импортных деклараций, % 30 60 99 23
5 Доля автоматически выпущенных экспортных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, % 40 60 80 33,6
6 Доля автоматически выпущенных импортных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, % 25 50 80 11,5
7 Доля автоматических профилей рисков, % 43 45 90
8 Доля таможенных платежей с использованием единого лицевого счета, % 82 85 100
9 Доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, % 50 75 50
10 Доля выявленных таможенными органами преступлений, % 86 88 90

Как видно из табл. 1, развитие таможенных органов основано на автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием. Таким образом, согласно положениям Программы к 2020 году в Российской Федерации планируется создать благоприятную среду для ведения внешнеэкономической деятельности, которая предполагает со стороны таможенных органов обеспечение простых и удобных таможенных сервисов, высокую скорость совершения таможенных операций, а также минимизацию издержек участников ВЭД, которые в свою очередь должны обеспечить добросовестное ведение бизнеса.

Другим национальным документом, который направлен на создание условий, содействующих перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, является План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р.

Целью «дорожной карты» является реализация вполне конкретных мероприятий по содействию ускоренному и упрощенному прохождению таможенных формальностей: сокращение количества документов, требуемых для таможенного оформления, а также сроков их подготовки и получения, сокращение сроков прохождения всех процедур при перемещении товаров через таможенную границу путем внедрения информационных технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, сокращение доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке [3].

Для реализации целей «дорожной карты» сформированы контрольные показатели, соответствие которым позволит достигнуть амбициозного плана – включение России в двадцатку лучших стран в рейтинге Doing business по показателю «Международная торговля». Однако на деле Россия в 2018 году по этому направлению заняла лишь 100-е место. Предполагалось, что Россия достигнет следующих контрольных показателей к 2018 г. (см. табл.2).

Таблица 2

Контрольные показатели реализации «Дорожной карты» к 2018 г.

Место в рейтинге Doing business

Необходимое количество документов, шт.

Временные затраты на подготовку документов, дн.

Временные затраты на прохождение формальностей, ч.

Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт
Значение контрольного показателя 17 4 4 7 7 2 2

Однако как показывает рейтинг Doing business, простота ведения международной торговли в нашей стране характеризуется следующими показателями (см. табл. 3).

Таблица 3

Благоприятность условий ведения бизнеса в РФ в 2018 г. по показателю

«Международная торговля» (рейтинг Doing business)

Место в рейтинге Doing business

Прохождение пограничного и таможенного контроля, ч. Стоимость пограничного и таможенного контроля, долл. США Время на оформление документов, ч
Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт
Значение

индикатора

100 14 72 400 665 43 26

Как видно из табл. 3, значения индикаторов в рейтинге Doing business далеки от идеалов, заданных «Дорожной картой», и характеризуют содействие в таможенной сфере скорее как начинающийся развиваться в России процесс, нежели как устоявшаяся норма, к которой призывают Рамочные стандарты.

Многие исследователи считают, что содействие бизнесу в таможенной сфере предполагает наличие у таможенной службы сервисной функции. При этом главным атрибутом таможни сервисного типа является достаточно широкий спектр таможенных услуг, оказываемых участникам ВЭД. Таможенная услуга – это деятельность, направленная на принятие конкретных решений по таможенным вопросам в рамках административных регламентов исполнения государственных функций и регламентов предоставления государственных услуг [4, с. 81].

В Рамочных стандартах понятие «услуга» встречается 7 раз, из них 2 раза в словосочетании «таможенная услуга» в контексте рабочего времени и электронных технологий. Есть еще один документ – Соглашение ВТО по содействию торговле от 2017 г., в котором встречается такая фраза: создание «мягкой» таможенной инфраструктуры посредством модернизации таможенного законодательства через консультационные услуги (семинары с бизнесом и т.д.). Отметим, что, на основе данного Соглашения в Соединенных Штатах Америки было подготовлено методическое пособие по содействию торговле услугами, где со ссылками на разные решения ООН приходят к такому определению: «Услуги являются нематериальными процессами, которые влияют на изменение, как правило, состояния или положения товаров и лиц». Кроме того, в англоязычных текстах встречается следующее сочетание – «услуги содействия международной торговле», к ним относятся экспортно-импортные операции, лицензирование и т.д. Такие услуги делятся на частные и государственные, к последним относится таможенное администрирование.

Из вышесказанного следует, что содействие бизнесу в таможенной сфере, прежде всего, проявляется в оказании таможенных услуг и построении таких отношений между таможней и предпринимательским сообществом, в которых участники ВЭД выступают полноправным партнерами таможенных органов, а не зависимыми от регулятора структурами.


Рис.1. Содействие в таможенной сфере

Таким образом, можно сделать вывод, что содействие в таможенной сфере многопланово:

– таможенные органы оказывают содействие друг другу;
– таможенные органы оказывают содействие участникам ВЭД;
– участники ВЭД оказывают содействие таможенным органам.

Также не стоит забывать и про околотаможенную сферу, главным назначением которой является оказание помощи участниками ВЭД при прохождении последними таможенных формальностей. Однако все указанные виды содействия имеют общую цель – обеспечение безопасности государства при одновременной минимизации издержек всех участников таможенных правоотношений. Следовательно, в настоящее время перед ФТС России стоит сложная задача: достижение баланса между контролем и упрощением, решение которой возможно путем создания таможни сервисного типа.


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» // Рос. газ. – 2012. – 9 июля. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 28. – ст. 3926.
  2. Макрсуев В.В. Таможенный менеджмент : учебник / В.В. Макрусев. М.-Берлин: Дирек-Медиа, 2015. С. 81.
  3. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник / В.В. Макрусев. – Москва: Проспект, 2017. С 84.
  4. Макрусев В.В. Трансформация института таможенного администрирования в систему таможенных услуг: задача и особенности ее решения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 1. С. 231–237.
  5. Макрусев В.В. Сервисно-ориентированное таможенное регулиро-вание: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1239–1242.
  6. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс] : Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B9600 B3E94F37C663.ash (дата обращения: 27.10.2018).
  7. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=25512 (дата обращения: 27.10.2018).
  8. Благоприятность условий ведения бизнеса в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Официальный сайт Всемирного банка URL: http://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/russia (дата обращения: 27.10.2018).