УДК 339

ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ — УЧАСТНИКАХ ВЭД

№16,

Экономические науки

Коробова Мария Сергеевна


Научный руководитель: Бойкова М.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии


Ключевые слова: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ; ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПРЕДПРИЯТИЯ-УЧАСТНИКИ ВЭД; STRATEGIC MANAGEMENT; OPERATIONAL MANAGEMENT; ENTERPRISES-PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY.


Аннотация: Данная научно-исследовательская работа посвящена проблеме стабильного стратегического менеджмента на предприятиях-участниках ВЭД в условиях российского рынка, с учетом социально-экономического кризиса, существующего на данный момент в России. Предложены основные меры по управлению организацией и обеспечению её конкурентоспособности в условиях неопределенности внешней среды.

На сегодняшний момент в Российской Федерации сложилась такая ситуация в макро, а также непосредственном окружении многих предприятий, в которой они не могут своевременно реагировать на изменения внешней среды, разрабатывать и применять стратегию, которая дает возможность выжить в долгосрочной перспективе и добиваться своих целей. Это связано с неприспособленностью многих отечественных компаний работать в условиях кризиса, а именно, выстраивать систему гибкого управления, удерживать свои позиции на рынке, стабильно производить продукт или услугу с учетом научно-технического прогресса. Инструментом позволяющим выбрать деятельность в текущий момент времени, которая рассматривается, как начало будущего периода является стратегический менеджмент. Труднее всего адаптироваться в данных условиях предприятиям-участникам ВЭД и от того насколько грамотно будет разработана стратегия управления данными предприятиями зависит их конкурентоспособность.

Предприятия-участники ВЭД являются ключевым звеном в установлении внешнеэкономических связей, в свою очередь внешнеэкономические связи определяют экономическое и социальное развитие государства. Реализуя внешнеэкономическую деятельность предприятия-участники ВЭД сталкиваются как с позитивными так и негативными явлениями. Позитивные: появление новых поставщиков, расширение рынков сбыта, доступ к большему количеству потребителей, внедрение и освоение новых технологий и др. В качестве негативных можно отметить зависимость предприятий от других стран и неспособность влияния на них. Здесь стоит сказать, что главной ошибкой стратегического управления является то, что предприятие планирует свою деятельность исходя из того, что во внешней среде не произойдет никаких качественных изменений. [1] Поэтому своевременная реакция на изменения, происходящие во внешней среде дает возможность выжить в долгосрочной перспективе и добиваться целей, которые ставит перед собой предприятие.

Управление фактически делят на два вида: оперативное управление и стратегическое управление.

До недавнего времени предприятия-участники внешнеэкономической деятельности делали упор на оперативное управление, не уделяя должного внимания разработке стратегии в дальнейшем. Ниже приведена таблица, показывающая преимущества стратегического управления над оперативным управлением на предприятии участнике ВЭД.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика оперативного и стратегического управления предприятий-участников ВЭД.

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Миссия, цели предприятия-участника ВЭД Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации на внешних рынках сбыта. Выживание в долгосрочной перспективе, установление внешнеэкономических связей и баланса с внешней средой.
Основная цель, которую ставит перед собой менеджмент Поиск наиболее эффективного использования ресурсов и возможностей, имеющихся у предприятия-участника ВЭД. Поиск новых возможностей для улучшения позиции предприятия-участника ВЭД на рынке, борьба с конкурентами.
Временной фактор Ориентирование на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Ориентирование на долгосрочную перспективу.

 

Подход к управлению в организации Люди-ресурсы предприятия, исполнители основных работ и функций. Люди-основа предприятия, его ценность.
Основной критерий эффективности управления Прибыльность, рациональное использование ресурсов предприятия. Своевременная реакция на новые запросы внешних рынков.

Выбором стратегии и внедрением стратегического управления целесообразно начать заниматься еще на первых стадиях становления деятельности предприятия, но как показывает опыт, организации берутся за разработку стратегии в двух случаях:

— находясь в кризисной ситуации;
— получая максимальный доход в период роста и развития.

Во втором случае перед менеджером стоит задача разработать такой стратегический план, который позволил бы организации добиться конкурентных преимуществ и как можно дольше сохранить положительный экономический эффект.[2] В том случае, когда предприятие находится в кризисной ситуации из-за нестабильности внешней среды, разработка стратегического планирования затрудняется нехваткой ресурсов и устоявшейся моделью оперативного управления, которую сложно адаптировать и изменить под сложившиеся условия. Поэтому на наш взгляд наличие гибкой стратегии и стратегического плана изначально играет огромную роль в период неопределенности внешней среды, причем стратегическое планирование в условиях кризиса должно ориентироваться на долгосрочную перспективу учитывая при этом текущее состояние организации [3].

Именно гибкость управления позволяет на данный момент обеспечить стабильную деятельность на рынке. Если привести в пример предприятие-производитель-участник ВЭД, то в ее макро окружении в кризисный период возможны любые изменения, в основном негативного характера. Поэтому возможность варьировать и адаптировать выбранную стратегию развития является актуальной проблемой. Естественно, что стратегия не может изменяться буквально каждый день, поэтому наиболее верный вариант действия выбор некоторого стратегического направления, с возможностью внесения изменений в краткосрочный и среднесрочный планы развития.

Таким образом, стратегический менеджмент позволяет предприятиям -участникам ВЭД ориентировать производство на запросы потребителей, добиваться конкурентных преимуществ на внешних рынках, своевременно реагировать на изменения внешней среды, ориентироваться на долгосрочную перспективу и добиваться поставленных перед предприятием целей.

Цель современного предприятия-участника ВЭД состоит в адаптации к изменениям которые происходят во внешней среде. В связи с этим необходимым является учет динамики составляющих внешней среды и выделяют два вектора развития стратегического управления:

— регулярное стратегическое управления в реальном масштабе времени, которое носит характер оперативного управления;
— стратегическое управление которое ориентируется на долгосрочную перспективу беря во внимание то, что во внешним окружении происходят изменения с высокой частотой и непредсказуемы.

Ошибкой современных предприятий -участников ВЭД является то, что они делают акцент на оперативное управление думая, что во внешней среде не произойдет никаких качественных изменений.

Поэтому необходимым является понимание того, что два этих вектора друг без друга существовать не могут особенно это актуально для предприятий-участников ВЭД.


Список литературы

  1. Андреев А.Ф., Макрусев В.В. Основы теории управления: курс лекций. -М.: Издательство: РТА, 2016. C. 207.
  2. Артур А. Томпсон, Маргарет Питереф, Джон Гэмбл, А.Д. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества. Издательство: Вильямс, 2016. С. 144-145.
  3. Борисовская К.А. Сценарии стратегического развития АПК России в условиях ВТО: методика выбора направлений «специализация» и «импортозамещение»//Экон. науки. М., 2014. № 5 (114). С. 126-133.
  4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы// Режим доступа http://customs.ru; (дата обращения 07.10.2018).
  5. Все о таможне //Режим доступа: http://www.tks.ru/; (дата обращения: 07.10.2018).