УДК 159.9

ЧЕРНОГОРСК – КОЛЫБЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАКАСИИ: ПАРАД ЮБИЛЕЕВ

№16,

Юридические науки

Юрьев Николай Козьмич


Ключевые слова: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ; КАТАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ; PRACTICAL PSYCHOLOGY; PSYCHOLOGICAL EDUCATION SERVICE; KATANOV READINGS; INTERNATIONAL RELATIONS.


Аннотация: В статье описаны пять юбилейных дат, приходящихся на 2018 год. Все они имеют отношение к Хакасии и городу Черногорску. Подчеркнут вклад, роль психологов города Черногорска в становлении и развитии психологии в Хакасии.

Вероятно, редко бывает такое, чтобы в один год сразу было несколько юбилеев. 2018 год оказался урожайным для системы образования в Хакасии по юбилеям и для города Черногорска, в частности. Фактически в этом году сошлись воедино следующие события:

1. Тридцатилетие второго рождения практической психологии и психологической службы в системе образования.
2. Тридцатилетие защиты в Москве первой диссертации по психологии представителем Хакасии.
3. Тридцатилетие основания кафедры психологии в Абаканском государственном педагогическом институте.
4. Двадцать пять лет начала проведения Катановских чтений.
5. Пятилетие электронного научного журнала «PEM: Psychology. Educology. Medicine».

Психологическая служба. Для психологической службы образования в СССР и России 2018 — это год тридцатилетнего юбилея фактически возрождения (или второго рождения) деятельности практических психологов в образовании в СССР. Естественно, это юбилей и психологической службы в Хакасии. Правда, начало эксперимента было положено задолго до этой даты и почти одновременно с московским экспериментом, что проводился под руководством профессора Ю.К. Бабанского. И хотя эксперимент в Хакасии, в городе Черногорске проводился изолированно от коллег из этой группы, он тоже курировался профессором из Москвы М.С. Певзнер [20; 22]. Первый опыт эксперимента был доложен уже на Всесоюзной конференции по педагогической психологии в 1982 году, состоявшейся в городе Туле [11].

Развертывание полноценной городской психологической службы произойдет чуть позднее, когда в город вернутся с курсов практических психологов спецфакультета Абаканского государственного педагогического института (АГПИ) и приедут еще двое коллег: из Красноярска (Т.В. Торгунакова), Ростова-на-Дону (С.А. Вершинина).

А в период до этого группа психологов Черногорска поставила перед собой задачи: пилотного исследования школьной психологической проблематики, подготовки совместно с кафедрой психологии и кафедрой прикладной психологии АГПИ необходимого диагностического инструментария. В 1994 году в городе стал работать «Телефон доверия», а в следующем году бала создана городская Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). В разработке инструментария для психологической службы совместно с кафедрой прикладной психологии и позднее уже на базе ПМПК города Черногорска принимала участие психолог Н.В. Ропотько [13]. Значительный опыт был накоплен городскими психологами по взаимодействию со СМИ по распространению психологических знаний среди населения и психологическому просвещению [5; 14; 18; 19; 23].

Первая диссертация по психологии. Но в Хакасии три десятилетия назад произошло не только начало широкого развертывания психологической службы в образовании. Этому предшествовало другое событие. В марте 1988 года в Москве, в Научно-исследовательском институте дефектологии состоялась защита первой в Хакасии кандидатской диссертации по психологии. Диссертация была выполнена жителем города Черногорска под научным руководством М.С. Певзнер и Л.И. Переслени [12].

Именно эта диссертация была положена в основу практической деятельности и научных разработок психологов города Черногорска. В частности, были разработаны две диагностические батареи [8; 17] и насколько вариантов методики исследования вербального развития детей [6; 7; 15; 16].

В июне того же года кафедра педагогики и психологии Абаканского государственного педагогического института (АГПИ) была разделена на три самостоятельных кафедры, среди которых учреждена и кафедра психологии, возглавляемая жителем Черногорска Л.Ф. Чупровым.

Кафедра психологии. Если эксперимент по психологической службе всецело связан с деятельностью специалистов города Черногорска, то именно с деятельностью этой кафедры связано начало эксперимента по подготовке практических психологов. Сначала это были помощники практического психолога. Просто в Абакане не было достаточного числа специалистов для самостоятельной подготовки практических психологов. Было подготовлено и опубликовано одно пособие для применения практическими психологами, но смена руководства кафедрой психологии отодвинула как подготовку практических психологов в Хакасии, так и методических разработок. Эта работа возобновилась только с открытием в 1990 г. в АГПИ кафедры прикладной психологии и спецфакультета по подготовке практических психологов на базе высшего педагогического образования. Стал широко использоваться взаимообмен преподавателями с другими вузами России (Кемерово, Киров, Тамбов, Южно-Сахалинск), поддерживались научные связи с московскими коллегами. Преподаватели кафедры психологии АГПИ из ассистентского состава стали слушателями курсов на спецфакультете и получили возможность внести свою лепту в подготовку психологов как преподаватели отдельных разделов программы.

Собственно, как самостоятельная общеинститутская (АГПИ), а затем как кафедра психологии Медико-психолого-социального института (МПСИ) Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, это подразделение просуществовало до сентября 2018 года, т.е. ровно тридцать лет. С нового учебного 2018/2019 года кафедра слилась с кафедрой социальной работы МПСИ.

Катановские чтения. До 1982 года специалистами из Хакасской АО не было опубликовано ни единой работы по психологии. Это объясняется не только низким научным уровнем состава преподавателей психологии, но и отсутствием в АГПИ собственной издательской базы. Лишь в 1988 году в АГПИ создается Редакционно-издательский отдел, который возглавила М.Ю. Логинова.

В 1993 году АГПИ присвоено имя Н.Ф. Катанова и начинают проводиться Катановские чтения. Первый сборник материалов предваряли небольшие статьи В.Г. Карпова и Б.М. Ховпатовича о Н.Ф. Катанове. Эти статьи, особенно статья Болеслава Михайловича Ховратовича, определили основной лейтмотив первых выпусков и тематику чтений [21]. Вторые Катановские чтения состоялись в 1995 г. уже после того как был преобразован АГПИ им. Н.Ф. Катанова в 1994 г. в Хакасский государственный университет (ХГУ) им. Н.Ф. Катанова. Третьи чтения состоялись в 1995 г. и с тех пор это уже ежегодное мероприятие.

И этот юбилей остался незамеченным в Республике Хакасия, но он был отмечен парочкой статей в научном журнале «PEM: Psychology. Educology. Medicine» [10; 21].

Научный электронный журнал «PEM: Psychology. Educology. Medicine».

В 2012 году в Черногорске стал выходить научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» с приложением для научно-практических конференций «PEM: Psychology. Educology. Medicine». После регистрации издания в РИНЦ ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine» стал самостоятельным международным изданием и вместе с другими научными журналами вошел в «Объединенную редакцию научных журналов» (ОРНЖ). Создание издательской группы ОРНЖ позволило не только активизировать научную деятельность психологов Хакасии, но и привлечь к сотрудничеству коллег из Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Томска, из Беларуси, Болгарии, Узбекистана, Украины, США, дать возможность поделиться своими наработками для авторов из других регионов России, а также ряда зарубежных стран. Прочные связи установились с Юго-Западным университетом Нерфита Рильского (Благоевград, Болгария), Новосибирским государственным педагогическим университетом, Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, Российским государственным университетом им. А.Н. Косыгина [3], Евро-Азиатским адаптационным центром Томского государственного педагогического университета и проводимыми на его базе Международными молодежными научно-культурными форумами [1]. Постоянными авторами являются и представители Медицинского университета Софии (Болгария) и Бухарский государственный университет (Узбекистан).

В октябре этого года журнал «PEM: Psychology. Educology. Medicine» исполнилось пять лет. Благодаря ОРНЖ появилась возможность для проведения межрегиональных исследований инструментов, разрабатываемых в Черногорске, в частности, методик «Словесные субтесты» [9]. Также появились совместные исследования по проблематике психологического просвещения [2].

Издания ОРНЖ стали своеобразным международным межвузовским интегратором [4].

Как результат международного сотрудничества ОРНЖ, вероятно, уместной будет информация о том, что пятеро представителей ОРНЖ приглашены с курсами своих лекций в Ташкентский педагогический университет им. Низами. Это кандидаты психологических наук В.П. Чудакова (Киев), Н.Ю. Стоюхина (Нижний Новгород), Л.В. Ахметова (Томск). Хакасию представляют преподаватели МПСИ доктор психологических наук, профессор В.Г. Морогин и доктор психологических наук, профессор Т.А. Фотекова.

Вместо заключения. Все пять юбилеев, выпавших на 2018 год, прошли тихо и незаметно для Хакасии. Остается надежда, что юбилей ХГУ им. Н.Ф. Катанова, которому исполняется 25 лет в середине следующего 2019 года, пройдет более заметно.


Список литературы

  1. Ахметова Л.В., Балган Ц., Барабанов Р.Е., Берлов А.В., Воропаев М.В., Зеличенко А.И., Комарова Н.М., Кост-ригин А.А., Лакомова А.А., Перчеклийски Л., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф., Янакиева Е.К., Ясницкий А. Наука и мысль границ не имеет (приветствие к VI Международному молодежному научно-культурному форуму) Томск, 2016 // Наука. Мысль. -2016. — № 4. — С. 11-26.
  2. Бафаев М.М., Чупров Л.Ф. Просвещение и пропаганда специальных знаний в системе психологического обеспечения населения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2014. — № 1. — С. 115-121.
  3. Белобрыкина О.А., Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Эмоционально-коммуникативная компетентность ребенка: проблемы диагностики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2017. — № 2. — С. 73-81.
  4. Костригин А.А., Мантикова А.В., Тодорова Б.Б., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Сотрудничество российских и зарубежных вузов: пятилетний опыт работы «Объединенной редакции научных журналов» // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов V Международная научно-практическая конференция. — 2017. — С. 284-293.
  5. Мантикова А.В., Юрьев Н.К. Распространение научных знаний — междисциплинарная область // Наука. Мысль. — 2017. — № 6. — С. 9-18.
  6. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1989. — Том 89. — Вып. 3. — С. 35-39.
  7. Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 154-157.
  8. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). — Абакан: АГПИ, 1990. — 68 с.
  9. Сабанин П.В., Чупров Л.Ф. Школы в сельской и городской местности и особенности их образовательных сред (в контексте организации работы психолога) // Современная реальность в социально-психологическом контексте сборник научных материалов. под научной редакцией О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой; Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный педагогический университет. — 2018. — С. 154-160.
  10. Фотекова Т.А. Студенческая наука в Хакасском государственном университете: психологические исследования // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2018. — № 2. — С. 34-44.
  11. Чупров Л.Ф. Психологическая служба в школах Хакасии // Психология учебной деятельности школьников (тезисы докладов Второй Всесоюзной конференции по педагогической психологии). М., 1982. — С. 334-335.
  12. Чупров Леонид Федорович. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития : автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.10 / АПН СССР. НИИ дефектологии. — Москва, 1987. — 17 с.
  13. Чупров Л.Ф., Ропотько Н.В. Профориентация и профпсиходиагностика (практическое пособие). — Абакан: АГПИ, 1993. — 152 с.
  14. Чупров Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. — 1997. — № 4. — С. 123 -128.
  15. Чупров Л.Ф. «Словесные субтесты»: вариант для обследования детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. — 2002. — № 1. — С. 60-69.
  16. Чупров Л.Ф., Нарожная Л.Л. К методике «Словесные субтесты». Технология исследования индивидуальной и групповой динамики развития особенностей вербального мышления детей по вариантам методики «Словесные субтесты» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2012. — № 1-2. — С. 62-67.
  17. Чупров Л.Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию лиагностической батареи) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2013. — № 1-2. — С. 108-163.
  18. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2013. — № 1-2. — С. 164-241.
  19. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение психологов и психотерапевтов Черногорска (Анализ публикаций за период 1984-2003 годов) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2014. — № 1. — С. 171-195.
  20. Чупров Л.Ф. Amarcopd о М.С. Певзнер // История российской психологии в лицах: Дайджест. — 2016. — № 5. — С. 196-209.
  21. Чупров Л.Ф., Костригин А.А., Янакиева Е.К. По следам апрельских научно-практических конференций 2018 года. 25-летию Квтановских чтений посвязается // PEM: Psychology. Educology. Medicine. — 2018. — № 2. — С. 7-20.
  22. Чупров Л.Ф. Научная школа педологии (дефектологии) трудного детства: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2018. — № 2. — С. 537-543.
  23. Щукин А.С., Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2014. — № 3. — С. 51-59.