УДК 004

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ SMART-ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

№16,

Технические науки

Рябков Александр Владимирович


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ; SMART-УЧЕБНИК; EDUCATIONAL CONTENT; SMART-TEXTBOOK.


Аннотация: В статье показано, как используя инновационные информационно-коммуникационные технологии, любой обучающийся сможет конспектировать образовательный контент, преобразовав его в SMART-учебник. SMART-технологии позволят не только повысить эффективность обучения, но и превратить обучение в увлекательную интерактивную игру.

В конце XX века в связи с развитием интернет-технологий альтернативой книгопечатных учебников постепенно становились электронные учебники. Электронные учебники могут создаваться и распространяться как на жестком носителе, так и виде web-страниц и файлов, размещенных в свободном доступе в сети Интернет. На основе электронных учебников возникло электронное обучение, реализуемое с применением информационно-коммуникационных технологий.

Основной принцип электронного обучения — это принцип открытости обучения, предполагающий доступность обучения любым обучающихся, находящимся в любой точке страны. Одна из главных идей электронного обучения заключается в предоставлении обучающемуся знаний в удобной для него форме [3]. Принципиальное преимущество SMART-обучения — индивидуальная траектория обучения и его интерактивность, реализовать которое стало возможным только при помощи инновационных информационно-коммуникационных технологий. В частности, можно использовать систему, которая будет адаптироваться под обучающегося на основе его уровня подготовки, возраста, личных интересов, психологического портрета и прочих характеристик. Далее, когда система определила обучающегося, например, посредством вводного компьютерного тестирования, она способна автоматически подобрать из базы образовательного контента, загруженного на образовательный сайт, подходящий под этого обучающегося образовательный контент. Для этого весь добавляемый в систему образовательный контент достаточно помечать заранее установленными метками (тегами). Такие метки могут классифицировать образовательный контент по сложности, стилю подачи, актуальности, языку и т.д.

Некоторые интернет-сервисы позволяют обучающемуся конспектировать образовательный контент и сохранить выбранные фрагмент, отправляя их через почту, социальные сервисы (G+, например). Таким образом, обучающийся самостоятельно формирует индивидуальный образовательный контент, в дальнейшем контролируемый и оцениваемый научным руководителем, обладающим возможностью просмотра электронной рабочей тетради обучающегося и комментирования записей в ней [5].

Двусторонняя интеграция с социальными сетями и ресурсами позволяет не только быстро распространить информацию об электронном учебнике, но и использовать полезный образовательный контент из социальных сетей в процессе дистанционного обучения.

В результате система предоставляет пользователю своего рода SMART-учебник, страницами которого являются обычные страницы сайта. Только каждая такая страница снабжена вспомогательными технологиями, в том числе такими технологиями, как озвучивание текста, онлайн-заметки, двухсторонняя интеграция с социальными сетями, интерактивное взаимодействие с различными категориями людей, моделирование практической работы. В таком случае сам сайт можно рассматривать как одну большую книгу, в написании которой принимают участие не только авторы (преподаватели), но и ее читатели (обучающиеся). При этом страницы сайта выступают как страницы такой книги. Перспективой развития SMART-обучение является «peer-2-peer обучение», а именно, когда обучающиеся взаимодействуют друг с другом в рамках обучения, а также когда образовательный контент, обработанный обучающимся, используется в подготовке следующей группы слушателей [1].

В отличие от обычных книг (пусть даже электронных), SMART-книга позволяет применить любые современные технологии, что позволяет реализовать что-то действительно новое в обучении. Однако не стоит ограничиваться сайтами, SMART-контент можно предоставлять в любых оболочках — программы для ПК, мобильные приложения, расширения и т.д. Сайт может выступать централизованным хранилищем образовательного контента для любых запрашивающих источников и доставляться до обучающего в наиболее удобном виде.

Контроль и самоконтроль результатов обучения легко организуется через Таблицы Google и таблицы результатов Форм Google, доступ к которым обучающийся получает в любое время с любого электронного устройства. Одним из вариантов могут быть специально созданные коллекции работ обучающихся на базе сайтов Google или через облачные Доски заметок, например, на облачном ресурсе Padlet [5].

Среди требований к технологиям создания SMART-учебника — использование облачных технологий в процессе создания и использования, расширенные возможности использования мультимедийных средств, интерактивность образовательных инструментов, автоматическая фильтрация по уровню освоения материала (рейтинг знаний), подписка на доступ и использование, групповая работа соавторов и читателей в интернет-пространстве [2].

SMART-образовательная среда включает в себя в целом следующие компоненты [5]:

1) образовательный сайт,
2) SMART-учебник,
3) виртуальная рабочая тетрадь,
4) постоянно обновляемые таблицы с данными балльно-рейтинговой системы,
5) группы слушателей,
6) блоги,
7) социальные сети и сообщества,
8) wiki-ресурсы,
9) новости,
10) мобильные устройства,
11) видеочаты, видеоконференции.

Типичный SMART-учебник обучающегося по изучаемой дисциплине показан на рисунке 1.


Рисунок 1. SMART-учебник обучающегося по изучаемой дисциплине [5]

Образовательный сайт при использовании SMART-технологий приобретает сотовую структуру, в которой каждая ячейка соты представляет собой защищенный личный кабинет обучающегося, наполненный образовательным контентом, учитывающим только его познавательные интересы (рис. 2).


Рисунок 2. Сотовая структура организации образовательного сайта [4]


Список литературы

  1. Данченок Л.А., Невоструев П.Ю. SMART-обучение: основные принципы организации учебного процесса // Открытое образование. 2014. № 1. С. 70-74.
  2. Капорская С.А. SMART-образование в самостоятельной работе // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием [Электронный ресурс]. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html.
  3. Макушкина Л.А., Марьяновский А.В. Анализ существующих технологий SMART-обучения // Novainfo.Ru. 2016. Т. 3. № 46. С. 54-56.
  4. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Проектирование SMART -системы для поддержки обучения «двойной диплом» // Вестник Казанского государственного технологического университета. — 2012. — № 19. — С.253-257.
  5. Хусаинова А.Х. Облачные технологии как ведущий инструмент SMART- обучения // Труды международной конференции по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL-2016.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С.342-347.