УДК 341.01

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

№15,

Юридические науки

Власов Валерий Александрович (Кандидат юридических наук, доцент)


Ключевые слова: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА; ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ СТРАНЫ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ПОНЯТИЕ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ; ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ; КОНЦЕПЦИЯ; ЗАКОН; ПРОЕКТ; FOOD SECURITY; FOOD PROBLEM; FOOD INDEPENDENCE OF THE COUNTRY; STATE REGULATION OF AGRICULTURE; LEGISLATION; CONCEPT; INTERNATIONAL ORGANIZATIONS; INTEGRATION ASSOCIATIONS; CONCEPT; LAW; PROJECT.


Аннотация: Статья посвящена анализу содержания понятия «продовольственная безопасность», закрепленному в законодательстве некоторых зарубежных стран. Эмпирическую базу исследования составили международные договоры Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), Содружества независимых государств (СНГ), законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения продовольственной безопасности в отдельных государствах. Исходя из зарубежного опыта автор обосновывает предложения о внесении дополнений и закрепления правовых норм в составе отдельной главы в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», а также о необходимости разработки проекта и принятии Федерального закона «Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации».

Продовольственная безопасность в настоящий период времени не только прочно вошла в терминологию современного аграрного права, но и становится одной из его основополагающих категорий, которая имеет важное как теоретическое, так и практическое значение.

Попытки определить содержание отдельной правовой категории на национальном уровне очень часто требуют обратиться к анализу зарубежного законодательства с целью использования положительного иностранного опыта с учетом российской юридической действительности, специфики и особенностей.

Одной из главных причин современного экономического кризиса и его составляющей части продовольственного кризиса является увеличивающееся противоречие между реальными потребностями в пище населения и невозможностью имеющихся природных ресурсов удовлетворить эти потребности.

Российская Федерация, после прекращения существования СССР, активно участвовала в создании международных организаций на постсоветском пространстве. Нельзя не отметить того факта, в любом современном государстве обеспеченность продовольствием граждан практически не осуществима без международного сотрудничества, в том числе и в области оборота продовольственных товаров. Поэтому, от эффективного и качественного сотрудничества в исследуемой области зависит решение продовольственной проблемы и обеспечение продовольственной безопасности, как отдельно взятого государства, так и некоторых интеграционных объединений различных уровней. На наш субъективный взгляд, целесообразно обратить внимание на те международные организации, членом которых является Российская Федерация, например, речь идет о Евразийском экономическом сообществе (ЕАЭС) и Содружестве независимых государств (СНГ).

В международных документах, принятых в данных объединениях, закрепляется понятие исследуемого феномена. Так, в Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества, принятой Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС 11 декабря 2009 г. № 464 [1], указано определение продовольственной безопасности. Соответственно, в указанной выше Концепции предусмотрено, что продовольственная безопасность – это такое состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная независимость страны, гарантируется физическая и экономическая доступность основных видов продовольствия и чистой питьевой воды для всего населения в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни, а также обеспечения демографического роста. Считаем, что важнейшей составляющей в данном определении наряду с основными видами продовольственных товаров является гарантированность физической и экономической доступности чистой питьевой воды. Общеизвестно, что многие государства испытывают реальные потребности в ней (в частности, в Саудовскую Аравию доставляли именно чистую воду самолетами из Новой Зеландии, а в торговых сетях Голландии и Японии реализовывалась чистая вода из Норвегии).

В Концепции повышения продовольственной безопасности государств – участников СНГ, принятой Решением Совета глав правительств СНГ 19 ноября 2010 года [2], предусмотрены два определения: «продовольственная безопасность государств – участников СНГ – это способность государств – участников СНГ содействовать обеспечению их продовольственной независимости и гарантии физической и экономической доступности продовольствия для населения государств – участников СНГ в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни» и «продовольственная безопасность государства – это такое состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная независимость страны, гарантируется физическая и экономическая доступность основных видов продовольствия и чистой питьевой воды для всего населения в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни, а также обеспечения демографического роста». В ней для государств – участников СНГ ряд важнейших направлений в рассматриваемой области: проведение ежегодного мониторинга состояния продовольственной безопасности, оценка рисков, разработка совместных прогнозных продовольственных балансов, создание при необходимости конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации, поэтапное создание и развитие межгосударственной товаропроизводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также системы обеспечения чистой питьевой водой, выработка единых требований к системе санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Следует отметить, что согласно Концепции одной из серьезных проблем, оказывающих непосредственное влияние на обеспечение продовольственной безопасности, в некоторых государствах-участниках СНГ является небезопасный процесс установления контроля иностранными компаниями над отдельными отраслями АПК (пивобезалкогольная, кондитерская, молокоперерабатывающая). Более того, в таком документе, как Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств–участников СНГ 2008 года, прямо указывалось на то, что: «В мире идет процесс удорожания продовольственных товаров, в том числе и в государствах-участниках СНГ. В последнее время особенно резко возросли цены на важнейшие виды продовольствия, в первую очередь на зерно и продукты его переработки, мясомолочную продукцию, рис и сахар. Внутренние рынки государств-участников СНГ перенасыщены продовольствием из государств дальнего зарубежья. Сельхозпродукция собственного производства часто востребована не в полной мере, что отрицательно сказывается на доходах товаропроизводителей».

Особого внимания заслуживают законы и подзаконные нормативные правовые акты зарубежных стран, закрепляющие понятие «продовольственной безопасности» либо гарантирующие ее обеспечение (Таблица 1. ). Убеждены в том, что в целях разработки стратегии продовольственного обеспечения нашей страны уместно использовать опыт обеспечения продовольственной безопасности в экономически развитых государствах. Следует обратить внимание на то, что многие государства стараются поддерживать достаточно высокий уровень продовольственного обеспечения: США и Франция – более 100%, Германия – 93, Италия — 78, даже бедная плодородными почвами Япония – 40%. Для Российского государства уровень продовольственной независимости составляет около 30% [5]. Прослеживается такая тенденция: чем выше государственное регулирование сельского хозяйства в стране, тем лучше в ней продовольственное обеспечение населения.

Более того, анализ базовых принципов построения системы государственного регулирования поддержки сельского хозяйства в отдельных странах, изучение роли продовольственной безопасности в политике их национальной безопасности, и рассмотрение основных методов регулирования процесса продовольственного обеспечения может быть востребован в Российской Федерации как на федеральном, но и региональном уровне с учетом национальных, экологических, природно-климатических и иных факторов.

Следует согласиться с А.А. Айтпаевой в том, что многие развитые страны, такие как: США, Германия, Франция, Англия, Нидерланды, Италия, Швеция и другие, создали прочную продовольственную независимость [3]. Национальное законодательство перечисленных государств закрепляет аграрный протекционизм и государственное регулирование сельского хозяйства, обеспечивая стабильность и эффективность их национальных продовольственных рынков. Также обращает на себя внимание содержание государственного регулирования сельского хозяйства в странах Европейского Союза. Оно предусматривает следующие меры: поддержка высоких цен на продукцию аграрного сектора экономики, регулирование уровня доходов товаропроизводителей, систему льгот в области налогообложения, установление на отдельные виды продовольствия квот (максимальных объемов производства аграрной продукции), направляемых каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю.

Практически во всех юридических документах государств СНГ продовольственная безопасность определяется через состояние экономики. При этом большая их часть (все, кроме варианта Азербайджана и Казахстана) акцентирует внимание на продовольственной независимости, самообеспечении продовольствием, независимости от конъюнктуры мировых рынков, гарантированности физической и экономической доступности продовольствия. Законодатель Азербайджана в основу определения кладет системный подход: «продовольственная безопасность – это система экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения населения страны пищевыми продуктами, необходимыми для его здоровья и деятельности». Законодатель Казахстана раскрывает категорию «продовольственная безопасность» через критерий продовольственной независимости по отдельным видам продовольственных товаров, которая считается не обеспеченной, если их годовое производство в республике составляет менее 80 процентов годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами потребления.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что в целях совершенствования аграрного законодательства Российской Федерации будет полезным использовать зарубежный опыт законодательного регулирования продовольственной безопасности. Для этого целесообразно внести дополнения и закрепить правовые нормы в составе отдельной главы в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», а также в ближайшей перспективе разработать проект и принять Федеральный закон «Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации» [4].

Таблица 1.

Законы и подзаконные нормативные правовые акты зарубежных стран, закрепляющие понятие «продовольственной безопасности» либо гарантирующие ее обеспечение.

Страна Наименование нормативного правового акта Содержание нормативного правового акта
ФРГ Закон «О сельском хозяйстве» 1955 года Государственная аграрная политика закреплена в качестве стратегической составляющей национальной экономики. Государство обязано учитывать специфику сельского хозяйства как отрасли зависимой от природно-климатических, сезонных и иных факторов, формировать при необходимости государственные продовольственные фонды, осуществлять весь спектр возможностей государственной поддержки данной отрасли экономики и стимулирования производителей продовольствия.
США Закон «О продовольственной безопасности» 1979 года Создание системы продовольственного обеспечения страны посредством поставок продовольствия фермеров в национальный продовольственный резерв, а также направленность внешней аграрной политики на значительную зависимость стран-импортеров продовольствия от США. Весь экспорт продовольствия жестко регламентируется государственными органами исполнительной власти.
США Закон «О продовольственной безопасности» 1985 года Реализация комплексной государственной продовольственной политики, направленной на такие мероприятия, как: сокращение посевов отдельных сельскохозяйственных культур, обязательное страхование сельскохозяйственной предпринимательской деятельности, мероприятия по повышению плодородия почв, помощь в строительстве зернохранилищ фермерам, санация сельскохозяйственной отрасли посредством предоставления безвозмездных дотаций гражданам, занятых в сельском хозяйстве, предоставление льготных кредитов на ведение аграрного бизнеса, принятие специальных продовольственных программ, направленных на обеспечение продовольствием малообеспеченных слоев населения.
США Закон «Об улучшении продовольственной безопасности» 1986 года Закрепил комплекс мер по государственной поддержке фермеров, посредством предоставления им субсидий, в первую очередь с целью улучшения плодородия сельскохозяйственных земель.
США Закон «О продовольствии, защите почвы и развитии энергетики» 2002 года Установил неразрывную связь между продовольственным обеспечением, осуществлением мероприятий по охране почв, и получения альтернативной энергии при помощи сельского хозяйства.
США Закон «О помощи сельскому хозяйству» 2014 года Закрепил минимальные государственные цены для отдельных видов сельскохозяйственных товаров, таких как: кукуруза, соя, пшеница, рис и некоторые другие, а также специальные программы сельскохозяйственного страхования на федеральном уровне.
Франция Закон «Об обеспечении стабильности сельскохозяйственного производства» 1960 года Данный закон предусмотрел правовые нормы, направленные на обеспечение максимально благоприятных условий для национальных сельхозпроизводителей, изъятие из торговых сетей недоброкачественной как отечественной, так и импортной сельскохозяйственной продукции, установление запрета массового ввоза в страну продовольствия по демпинговым ценам.
Азербайджан Закон Азербайджанской Республики от 18 ноября 1999 года № 759-IQ «О пищевых продуктах» Продовольственная безопасность населения — система экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения населения страны пищевыми продуктами, необходимыми для его здоровья и деятельности.
Армения Закон Республики Армения от 5 июня 2002 года № ЗР-338

«Об обеспечении продовольственной безопасности»

Обеспечение продовольственной безопасности государства — такое состояние экономики государства, которое обеспечивает продовольственную независимость страны и гарантирует физическую и экономическую доступность для населения пищевых продуктов, соответствующих здравоохранительным нормам.
Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 года № 252 «О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь» Национальная продовольственная безопасность – это такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков населению гарантируется стабильное обеспечение продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос), отвечающего условиям расширенного воспроизводства населения, с другой стороны.
Казахстан Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 66 «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» Продовольственная независимость Республики Казахстан по видам продовольственных товаров считается не обеспеченной, если их годовое производство в республике составляет менее 80 процентов годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами потребления.
Кыргызстан Закон Кыргызской Республики от 4 августа 2008 года № 183 «О продовольственной безопасности

Кыргызской Республики»

Продовольственная безопасность Кыргызской Республики (далее продовольственная безопасность) – состояние экономики Кыргызской Республики, при котором обеспечивается продовольственная независимость республики и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для населения в соответствии с установленными минимальными нормами потребления продуктов питания.
Таджикистан Закон Республики Таджикистан от 13 октября 2010 года № 192 «О продовольственной безопасности» Продовольственная безопасность – состояние экономики государства, при котором за счёт собственного производства обеспечивается продовольственная безопасность страны и гарантируется физическая доступность, необходимая для активной и здоровой жизни, обеспечения демографического роста.
Туркменистан Закон Туркменистана

от 23 ноября 2016 года № 479-V «О продовольственной безопасности»

Продовольственная безопасность – состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны, необходимый уровень производства жизненно важных продуктов питания и пищевого сырья, а также гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Источник: составлено автором в соответствии с указанными в таблице законами и подзаконными нормативными правовыми актами зарубежных стран.


Список литературы

  1. Концепция продовольственной безопасности. Утверждена Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года № 464. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.evrazes.com (дата обращения 12.09.2018).
  2. Концепция повышения продовольственной безопасности государств – участников СНГ. Утверждена Решением Совета глав правительств СНГ о Концепции повышения продовольственной безопасности государств – участников СНГ от 19 ноября 2010 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: e-cis.info (дата обращения 12.09.2018).
  3. Айтпаева А.А. Научное обоснование прогнозных сценариев обеспечения региональной продовольственной безопасности: монография. — М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. — С. 12.
  4. Власов В.А. Понятие и показатели продовольственной безопасности: федеральный и региональный уровни // Аграрное и земельное право. – 2018. — № 5(161). – С. 34-41.
  5. Липчиу К.И. Приоритетные направления по повышению эффективности использования финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Научный журнал КубГАУ. — 2013. — № 87(03). — Режим доступа: http://www. http://ej.kubagro.ru (дата обращения 12.09.2018).