УДК 343.148/340.67

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ АНАЛОГОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПИСХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЭКП МВД РОССИИ

№15,

Юридические науки

Мельников Евгений Борисович (Кандидат химических наук)
Попельницкий Евгений Викторович


Ключевые слова: АНАЛОГИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ; ЭКСПЕРТИЗЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ; ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ANALOGUES OF NARCOTIC DRUGS; EXPERT EXAMINATIONS AND STUDIES; FORENSIC UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В статье рассмотрены проблемные вопросы производства экспертиз и исследований аналогов наркотических средств и психотропных веществ в экспертно-криминалистических подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Выявлены несоответствие ведомственных нормативно-правовых актов и федерального законодательства. Предложены меры по преодолению трудностей юридического и организационного характер.

В современном мире проблема наркотиков представляют собой угрозу для здоровья, безопасности и благополучия человечества. Как следует из доклада исполнительного директора Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Юрия Федотова, с каждым годом появляются все новые виды наркотических веществ, оказывающие пагубное влияние на здоровье человека . Помимо наркотических средств и психотропных веществ предметом преступлений в указанной сфере являются также их аналоги (далее аналоги). На сегодняшний день имеются организационно-правовые и материально технические сложности при расследовании преступлений, предметом которых являются аналоги и производные наркотических средств, в частности это касается проведения судебных экспертиз.

Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это «запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят».

Анализ определения аналогов наркотических средств и психотропных веществ, данного в Федеральном законе N 3-ФЗ, позволяет выделить ряд существенных признаков, имеющих значение для производства экспертиз и исследований в отношении данных веществ.

Аналоги это:
1) вещества, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
2) вещества, воспроизводящие психоактивное действие веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
3) вещества, химическая структура которых сходна с химической структурой наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;
4) вещества, свойства которых сходны со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;
5) вещества, запрещенные для оборота в Российской Федерации.

Рассмотрение указанных признаков позволяет не только уяснить механизм однозначного определения конкретного вещества как аналога наркотического средства или психотропного вещества, но и отграничить понятие аналогов наркотических средств и психотропных веществ от ряда других, схожих, понятий, используемых в законодательстве о наркотических средствах и психотропных веществах.

1. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это вещества, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Если какое-то вещество признается аналогом конкретного наркотического средства и психотропного вещества, а затем это вещество включается в Перечень, или любой иной список контролируемых веществ, то оно уже рассматривается как самостоятельное наркотическое средство или психотропное (сильнодействующее, ядовитое) вещество, а не как аналог. Таким образом, определение конкретного вещества аналогом наркотического средства или психотропного вещества может быть ограничено по времени моментом включения этого вещества в качестве самостоятельной позиции либо производной.

2. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это вещества, воспроизводящие психоактивное действие веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

При анализе этого признака ключевыми являются понятия «психоактивное действие веществ», «психоактивные вещества», «воспроизведение».

Чтобы конкретное вещество могло быть признано аналогом наркотического средства или психотропного вещества, необходимо установить, что оно воспроизводит психоактивное действие соответствующего наркотического средства или психотропного вещества, включенного в Перечень.

Психоактивное действие обусловлено, с одной стороны, свойствами вещества, с другой стороны — свойствами человеческого организма, на который эти вещества воздействуют. Аналог должен воспроизводить психоактивное действие конкретного наркотического средства или психотропного вещества.

В то же время остается не до конца ясным вопрос о том, в какой степени должно иметь место такое воспроизведение для признания вещества аналогом наркотического средства или психотропного вещества, психоактивное действие которого оно повторяет, т.к. психоактивное воздействие может различаться по быстродействию, продолжительности, интенсивности и иным признакам.

3. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это вещества, химическая структура которых сходна с химической структурой наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Этот, казалось бы, достаточно конкретный признак (критерий) на самом деле является весьма неоднозначным для понимания и использования, что обусловлено возможностью различного толкования понятий «химическая структура» и «сходство». Например, что должно быть взято за основу при определении понятия схожести — наличие некоего общего структурного скелета, наличие тех или иных функциональных групп или их взаимное расположение? До каких пор может изменяться структура веществ, чтобы сохранять эту схожесть? Эти на первый взгляд простые вопросы не имеют четких, нормативно определенных ответов.

Сходство химических структур может быть установлено только экспертным путем при условии использования соответствующих экспертных методик, получивших официальное признание.

В отношении наркотических средств или психотропных веществ, с химической точки зрения, это могут быть могут быть структурные аналоги (близкие, но не идентичные по химическому строению вещества).

При этом устанавливается взаимосвязь «структура — действие», т.е. зависимость между химической структурой (химическим строением) и фармакологическим (психоактивным) действием вещества. Как известно, близкие, но не идентичные по строению вещества могут обладать, а могут и не обладать сходной фармакологической активностью.

4. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это вещества, свойства которых сходны со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Указанный признак, как и предыдущий, нуждается в конкретизации исходя из того, что нет ясных ответов на следующие вопросы, связанные с его однозначным толкованием.

Во-первых, необходимо определиться, о каких свойствах идет речь — о всей совокупности (множестве) свойств вещества, включающих химические, физические, фармакологические, токсические и др. свойства, либо только о тех свойствах, которые связаны с психоактивным действием.

Логично сделать именно такой вывод, однако закон не дает однозначного ответа на вопрос, сходство с какими именно свойствами в обязательном порядке должно быть установлено для отнесения вещества к аналогам наркотических средств и психотропных веществ.

Во-вторых, необходимо определить, какая степень сходства должна иметь место. Этот вопрос, на данный момент не имеет однозначного ответа.

5. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это вещества, запрещенные для оборота в Российской Федерации.

Данный признак, хотя и содержится в определении аналогов наркотических средств и психотропных веществ, данном в Федеральном законе № 3-ФЗ, является не свойством а констатацией их юридического статуса, тем не менее, из данного свойства следует тот факт что даже в случае если вещество является аналогом наркотического средства или психотропного вещества из Списка II или Списка III Перечня его оборот на территории Российской Федерации запрещен.

Действительно, в статье 1 Федерального закона N 3-ФЗ аналоги наркотических средств и психотропных веществ определяются как запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества, а статья 14 «Ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» этого Федерального закона устанавливает, что оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации запрещается.

Тем не менее запрещение оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ не может рассматриваться в качестве обязательного признака таких аналогов по следующим основаниям .

Для того чтобы квалифицировать то или иное вещество как аналог наркотических средств и психотропных веществ, необходимо установить, что оно является веществом синтетического или естественного происхождения, не включенным в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которого сходны с химической структурой и со свойствами наркотического средства или психотропного вещества, психоактивное действие которого оно воспроизводит.

Отсутствие одного из указанных признаков однозначно не позволяет определить соответствующее вещество как аналог наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос об отнесении веществ к аналогам решается путем проведения комплексных экспертиз (как правило, химико-фармакологических или химико-токсилогических) экспертами разных специальностей (химиков, врачей-наркологов, специалистов-фармакологов, биологов) с использованием достижений науки и техники .

Экспертиза, проводимая с целью установления, является ли конкретное вещество аналогом наркотического средства или психотропного вещества, по своей сути является сравнительной экспертизой, в ходе которой исследуемое вещество не только изучается по установленным параметрам (химический состав, химическая структура, свойства, психоактивное действие), но и сравнивается по этим параметрам с наркотическими средствами и психотропными веществами, включенными в Перечень.

Одной из особенностей криминалистического исследования аналогов наркотических средств является то, что объектом исследования помимо прочего является структура (структурная формула) исследуемого вещества.

После установления схожести структуры и свойств вещество направляется на токсикологическое исследование. Данные исследования наиболее затратная по времени и материальным средствам часть экспертизы аналогов наркотических средств и психотропных веществ. Так имеются прецеденты, когда вещество, направленное на исследование в качестве аналога за время проведения исследования бывало включено в Перечень в качестве самостоятельной позиции. Кроме того, организация и проведения таких экспертиз как правило требует организации межведомственного взаимодействия, т.к. в органах МВД нет специализированных токсикологических лабораторий (более того подобные лаборатории имеются не во всех субъектах Российской Федерации).

Рассматривая вопрос об определении квалифицированных размеров аналогов наркотических средств и психотропных веществ, необходимо учитывать наличие разных классификаций этих размеров.

В связи с этим существенное значение приобретает тот факт, что как правило, одно и тоже вещество может быть признано аналогами сразу нескольких наркотических средств или психотропных веществ, каждое из которых может иметь различные квалификационные размеры. В данном случае возможны три подхода:

1) вещество может быть признано аналогом наиболее контролируемого соединения (того у которого квалификационные размеры меньше).
2) вещество признается аналогом соединения структурно наиболее близкого.
3) вещество признается аналогом наркотического средства или психотропного вещества психоактивное действие которого наиболее близко.

В обязательном порядке устанавливается масса изъятого из незаконного оборота вещества, что с учетом выбора вещества «прототипа» имеет определяющее значение для отнесения изъятого количества вещества к квалифицированным размерам аналогов наркотических средств и психотропных веществ.

Помимо сложностей методологического характера, при исследовании аналогов в ЭКП МВД возникает ряд проблемных вопросов организационного характера.

Порядок производства государственной судебной экспертизы регламентирован Главой № 27 Уголовно-процессуального кодекса, а также Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В ОВД функционируют специальные экспертно-криминалистические подразделения, руководствующиеся при осуществлении своей деятельности Приказом МВД России от 29.06.2005 года № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации». При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения. При отсутствии в ЭКП при МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, управлений (отделов) внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах возможности производства экспертизы (отсутствует эксперт конкретной специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований), ее производство осуществляется в базовом отделе (отделении) специальных экспертиз и исследований экспертно-криминалистических центров при ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Во-первых, экспертиза аналогов не предусмотрена перечнем экспертиз и исследований проводимых в подразделениях МВД (Приказ МВД России №511), во-вторых, в перечне проводимых экспертиз и исследований нет химико-токсикологической экспертизы, и как следствие, отсутствуют специалисты соответствующего профиля. Следовательно, при проведении экспертиз и исследований возникает необходимость привлечения специалистов из других организаций.

В соответствии с приказом МВД №511 проведение экспертиз и исследований аналогов не предусмотрено, в то же время их реализация возможна по следующей схеме:

В рамках экспертизы наркотических средств, психотропных веществ (Приказ МВД России №511) проводится исследование, в рамках которого устанавливается структура соединения и делается вывод о схожести структуры со структурой одного либо нескольких контролируемых веществ. После чего эксперт ходатайствует о привлечении эксперта токсиколога, который либо проводит исследование, либо опираясь на имеющиеся справочные данные делает вывод о том что данное вещество воспроизводит действие на организм одного или нескольких из наркотических средств, психотропных веществ с которым имеется сходство химической структуры. В дальнейшем вещество признается аналогом конкретного наркотического средства либо психотропного вещества.

Несмотря на кажущуюся простоту, данная последовательность действий сталкивается с рядом препятствий организационно-правового характера.

Законом о государственной судебной экспертной деятельности такая процедура предусмотрена: эксперт вправе ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения .

В то время как в Приказе МВД №511 сказано, что при рассмотрении поступивших материалов экспертизы руководитель изучает постановление о назначении экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования и на этом основании определяет необходимость обращения к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении к производству экспертизы лиц, не являющихся сотрудниками данного ЭКП. В связи с чем возникает вопрос: кто именно должен привлекать необходимых для проведения экспертов? В каких учреждениях могут проводиться подобные экспертизы и исследования? В данном случае необходимо привлечение эксперта токсиколога

В соответствии с данным приказом решение о привлечении специалистов из других учреждений может принимать руководитель экспертного подразделения но только на стадии предшествующей производству экспертизы. Данное противоречие является в данном случае принципиальным, т.к. до проведения полноценного исследования эксперт-химик не может констатировать, что представленная субстанция обладает химической структурой сходной с конкретным наркотическим средством или психотропным веществом.

Даже в случае, если данное противоречие удается устранить (например, структура вещества установлена предыдущими исследованиями, результаты которых известны руководителю ЭКП), возникают вопросы организационного характера, связанные с обращением к специалистам, обладающим необходимой квалификацией. В ходе токсикологической экспертизы эксперт должен прийти к выводу о том какое воздействие аналог оказывает на организм человека, и воспроизводит ли он действие того психоактивного вещества аналогом которого является.

Специалисты необходимой квалификации, для проведения такого рода экспертиз и исследований могут работать в бюро судебно-медицинской экспертизы, научно — исследовательских и образовательных учреждениях.

Существует еще одна проблема характерная для территории Сибири, а также районов, находящихся на удаленном расстоянии от европейской части страны. Не всегда представляется возможным, когда необходимо воспользоваться услугами учреждений осуществляющих проведение экспертизы обращаться в Москву или другие города, удаленные от местонахождения заказчика. В случае отсутствия таких учреждениях на обслуживаемой территории руководитель ЭКП может ходатайствовать о привлечении специалистов из других субъектов. Действительно, в случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. Ни в ФЗ от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ни в приказе МВД №511 не указан порядок взаимодействия в таком случае, лишь говорится о возможности проведения комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей.

Представляется наиболее перспективным взаимодействие с имеющимися бюро судебно-медицинских экспертиз, а также профильных образовательных учреждений (например, в Германии для этих целей как правило обращаются в образовательные и научно-исследовательские организации).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации порядок производства экспертиз по преступлениям связанных с аналогами наркотических средств детально не регламентирован. В законодательстве присутствует ряд противоречий между федеральным законодательством и ведомственными актами, регламентирующими проведение судебных экспертиз и привлечения к этой деятельности специалистов. Необходимо совершенствование законодательства в этой сфере деятельности. К основным мерам регулирования предлагается приведение ведомственных нормативных актов в соответствие федеральному законодательству, создание единого реестра веществ, которые ранее уже признавались аналогами наркотических средств. С учетом зарубежного опыта предусмотреть заключение контракта с организациями, осуществляющими экспертную, научную, либо образовательную деятельность. В конечном счете, вышесказанные положения позволят более детально регулировать на законодательном уровне проведение судебных экспертиз по делам, связанным с незаконным оборотом аналогов наркотических средств на территории Российской Федерации, а также оптимизировать работу органов предварительного следствия и дознания при осуществлении ими своих полномочий.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ
  2. «Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
  4. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ
  5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ
  7. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
  8. Приказ МВД РФ от 29.06.2005 года № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»
  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».
  10. Федоров А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. N 3. С. 3 – 18
  11. Федоров А.В. Юридически значимые признаки аналогов наркотических средств и психотропных веществ // Теория и практика судебной экспертизы. 2012. N 4 С. 34 — 49
  12. Официальный сайт International Narcotics Board. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.incb.org/incb/en/treaty-compliance/index.html (дата обращения 30.05.2018 г.)
  13. Официальный сайт Института судебных экспертиз и криминалистики – Режим доступа: https://ceur.ru/library/articles/jekspertiza/item108100/ (дата обращения 30.05.2018 г.)