УДК 330
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
№15,
Экономические науки
Адеишвили Виктория Игоревна
Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА; МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; CUSTOMS AUTHORITIES; CUSTOMS SYSTEM; QUALITY MONITORING; FEDERAL CUSTOMS SERVICE; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY.
Расширение сегмента рынка, предоставляющего таможенные услуги в разных странах мира, напрямую связано с развитием международной торговли. Анализируя международный опыт регулирования технологических схем таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств можно сделать вывод о том, что качественное оказание таможенных услуг выше там, где широко применяются автоматизированные технологии. Переход к «электронному» декларированию осуществляется в каждом развитом государстве. [3, c. 102]
Таможенные органы РФ, осуществляя свою деятельность, должны руководствоваться принципами Рамочных стандартов, утвержденными Всемирной таможенной организацией. Целью внедрения этих стандартов является повышение безопасности и упрощение международной торговли. Цели и принципы Рамочных стандартов приняты и одобрены Федеральной таможенной службой. Использование Рамочных стандартов позволит таможенным управлениям увидеть более полную информационную картину цепи международных поставок товаров. Применение этих стандартов так же даст возможность устранить сдваивание и многочисленные правила в отношении отчетности. [4, с. 54]
Рассмотрим зарубежный опыт конкретной страны. В качестве примера приведём Финляндию. Ее таможенная служба включена в состав Министерства финансов. В ведении службы находится налогообложение, контроль над внутренней и внешней торговлей стран Европейского Союза (далее – ЕС). Таможенная служба Финляндии так же ответственна за исполнение общей таможенной политики ЕС. Назначение таможенной службы Финляндии заключается в управлении потоками товаров со всего мира. Основной целью ее работы является содействие легальной внешней торговле и предотвращение нелегальной. Правительство решает разного рода проблемы таможенной службы и таможни, регулирует соблюдение правил в таможенных округах, курирует проблемы внутреннего менеджмента.
Практически все задачи, за решение которых ответственна таможенная служба, предписывают сотрудникам таможен наличие профессиональной подготовки и обученности. Сложность заключается в том, что получение профессиональных знаний требует узкого изучения конкретной области, а в систему общего образования таковые не включены. Исходя из этого, в Финляндии целенаправленно подготавливают специалистов на таможенную службу. Обучение проходит на бюджетной основе в таможенной школе в городе Хельсинки. Таможенной службой предоставлено достаточно вариантов для трудоустройства специалистов в разных областях, таких как пассажирские и грузовые перевозки, противодействие таможенным преступлениям (их предотвращение и расследование), сбор налоговых пошлин, а также осуществление всевозможных экспертиз. [2]
В настоящее время выделяют ряд моделей таможенной деятельности: сингапурская, шведская и американская. Все они работают по принципу «единого окна». Экспертами была сделано исследование, результаты которого показали, что использование данных моделей поспособствовало росту на 20 % ВВП экономикам этих стран.
Исходя из международного опыта, для совершенствования работы таможенных органов РФ необходимо сделать упор на комплексную стратегию кадрового обеспечения. В рамках данного направления особое внимание предлагается уделить повышению качества профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты квалифицированного труда, повышению престижности профессии. Целесообразным было бы расширить применение информационных технологий в деятельности таможенных органов РФ. Это позволит улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов РФ. Также нужно внедрить новые информационно-технические средства и средства программного обеспечения, единую автоматизированную информационную систему контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ.
Список литературы
- Бойкова М.В., Зеркин Д.Г. Развитие системы администрирования таможенных услуг: зарубежный опыт. М.: Журнал ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» «Вестник университета», № 20/2014. С. 5.
- Бондаренко А.В. Зарубежный опыт внедрения механизмов «единого окна» при совершении формальностей при экспорте, импорте и транзите // Таможенное дело, наука и образование на Дальнем Востоке России в 2010 году: сборник научных трудов. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2016. С. 166 –173.
- Зарубежный опыт таможенного администрирования / Бойкова М.В.; под общ. ред. В.В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.
- Косенко В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела. М.: РИО РТА, 2016.