УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КРОССФИТ-ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

№15,

Педагогические науки

Фомин Сергей Анатольевич
Шевченко Антон Ростиславович


Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; КУРСАНТЫ; ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (КРОССФИТ) ТРЕНИНГ; ОПТИМАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ; PHYSICAL TRAINING; CADETS; FUNCTIONAL (CROSSFIT) TRAINING; BEST PRACTICES.


Аннотация: Напряженная криминальная ситуация в нашей стране диктует рост требований, предъявляемых к уровню физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Для увеличения уровня физической подготовленности сотрудников полиции и других силовых структур ученые рекомендуют использовать методики интенсивного функционального тренинга (кроссфит). В статье рассматриваются различные методики эффективного использования кроссфит-тренинга в деле повышения уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД России и сотрудников полиции.

Эксперты отмечают, что в условиях увеличения количества преступлений, в настоящее время в правоохранительных органах МВД РФ формируются новые требования к усилению уровня физической подготовки сотрудников ОВД РФ [4]. Повышение уровня физической подготовки даст возможность сотрудникам полиции гораздо более эффективно противостоять правонарушителям и существенно повысит общий уровень профессиональной подготовленности стражей правопорядка [1]. Для эффективного повышения уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД РФ и сотрудников правоохранительных органов специалисты рекомендуют активно использовать методики интенсивного функционального тренинга – кроссфит [7]. По мнению экспертов кроссфит-тренировки позволяют подготовить всесторонне физически развитого человека, готового успешно противостоять любым экстремальным воздействиям: выживанию в экстремальных условиях, военных действиях, природных катаклизмах [5]. Использование методик кроссфит-тренировок дает значимый положительный результат в развитии физической и функциональной подготовленности профессиональных спортсменов, выступающих в различных видах спорта, в частности боевых и спортивных единоборствах [11]. В тоже время специалисты указывают на отсутствие единого научного подхода к внедрению кроссфит-тренировок в программу физической подготовки сотрудников силовых ведомств, что довольно значимо снижает эффективность использования кроссфит-тренинга в деле повышения уровня физической подготовленности курсантов и сотрудников силовых структур и специальных подразделений Российской Федерации [6]. Авторы статьи предприняли попытку рассмотреть некоторые предлагаемые специалистами методики применения кроссфит-тренинга на занятиях по физической подготовке у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД РФ, а также сотрудников полиции. Предполагалось детально изучить предложенные учеными методики использования кроссфит-тренинга и определить наиболее эффективные из них.

Для изучения авторами были взяты научные работы, как отечественных, так и зарубежных специалистов, посвященные тематике исследования и опубликованные за последние 5 лет в рецензируемых научных изданиях. Поиск работ проводился с помощью поисковых запросов на специализированных сайтах, представляющих доступ к научным публикациям: eLibrary.ru, ciberleninka.ru и др. Ключевые слова для поиска: кроссфит-тренинг, физическая подготовка, курсанты, сотрудники ОВД. Всего было найдено 112 научных работ, датированных 2014-2018 годами выпуска. Наиболее интересные и эффективные, по мнению авторов статьи, предложения ученых, представлены ниже.

В начале обзора следует отметить, что большинство (86 публикаций) изученных авторами статьи научных работ представляют собой либо изложение ранее апробированных методик с проведением простейших исследований (измерение уровня физической подготовленности путем тестирований), либо простые компиляции ранее изданных методик иностранных специалистов. Лишь в 26 публикациях авторы обнаружили элементы научной новизны в предлагаемых методиках функционального тренинга (кроссфит). Обзор данных публикаций представлен ниже.

В начале обзора следует отметить, что практически все авторы методик указывают на необходимость проведения регулярных (не менее 2-х раз в неделю) занятий кроссфит-тренингом. В тоже время длительность занятий у разных специалистов различается (от 20 до 60 минут), однако минимальная длительность кроссфит-тренировки у всех ученых составляет не менее 20 минут выполнения упражнений с достаточно высокой интенсивностью [8; 12].

Ряд авторов предлагают использовать на занятиях по физической подготовке у курсантов ведомственных вузов и сотрудников силовых структур комплексы простых по биомеханике выполнения физических упражнений. В частности, предлагается к использованию комплекс «Энджи», состоящий из 100 подтягиваний, отжиманий и приседаний. Упражнения данного комплекса выполняются в различных форматах с регулируемым временем и темпом выполнения для достижения оптимальных результатов [6]. Другие ученые рекомендуют применять методы моделирования физической подготовки курсантов вузов МВД РФ [9], с использованием элементов кроссфит-тренинга. Моделирование представляет собой регулируемое смешивание различных типов физической нагрузки (аэробной, силовой, скоростно-силовой работы) с использованием упражнений из кроссфит-тренинга [2]. Для увеличения силовых характеристик в ударной технике (силе и мощности нанесения различных ударов) специалисты рекомендуют использовать упражнения, представляющие собой переброску различных грузов (камней, покрышек, чучел и т.д.), а также «ударные» тренировки (имитация ударов молотом по наковальне) [12]. Подобные тренировки позволяют значимо повысить силовые ударные характеристики занимающихся.

Многие авторы рекомендуют использовать на кроссфит-тренировках тяжелоатлетические упражнения (рывок, толчок штанги, подъем штанги на грудь и т.д.), а также упражнения с гирями [1; 3]. Однако эти же специалисты отмечают, что освоение курсантами правильной техники выполнения многих тяжелоатлетических упражнений требует довольно длительного времени, а их выполнение связано с повышенным риском травматизма [3]. Следовательно, использование подобных методик кроссфит-тренировок возможно лишь с достаточно подготовленными и физически развитыми лицами.

Анализ научных публикаций показал, что авторы методик кроссфит-тренинга не уделяют должного внимания различным баллистическим упражнениям, являющихся основой классического кроссфит-тренинга, на что указывает G. Glassman [10]. Наиболее широко баллистические упражнения представлены в методиках функционального тренинга с помощью применения различных движений и приемов из единоборств [13], поскольку подготовка к их выполнению требует хорошей разминки и растягивания мышц тела.

Результаты проведенного авторами статьи обзора позволяют утверждать, что:

1. Большинство специалистов сходятся во мнении о высоком уровне эффективности применения методик интенсивного функционального тренинга (кроссфит) в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России и сотрудников силовых структур. В тоже время обзор предлагаемых методик кроссфит-тренинга выявил довольно значимые различия в подходах к использованию различных элементов интенсивного функционального тренинга и рекомендуемых специалистами упражнений. Выявлен довольно широкий диапазон различных упражнений, некоторые из которых будет довольно сложно выполнить лицам без хорошей физической и технической подготовки.

2. По мнению авторов статьи, наиболее эффективными методиками функционального (кроссфит) тренинга для курсантов вузов МВД России и сотрудников силовых ведомств будут методики, включающие в себя элементы выполнения ударной и бросковой техники из различных видов спортивных и боевых единоборств. Выполнение данных упражнений позволит сотрудникам полиции и других силовых ведомств, как значимо повысить уровень своей физической подготовленности, так и сформировать достаточно прочные навыки выполнения различных боевых приемов.


Список литературы

  1. Галимова А.Г. Повышение физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России на основе использования физических упражнений функционального многоборья (кроссфит) / А.Г. Галимова, М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2016. – №3 (78). – С. 71–77.
  2. Галимова А.Г. Моделирование физической подготовки студентов вузов и курсантов вузов МВД России / А.Г. Галимова, Н.В. Скурихина, М.Д. Кудрявцев и др. // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №11-1. – С. 86–90.
  3. Глубокая М.В. Кроссфит в физической подготовке обучающихся в вузе правоохранительных органов / М.В. Глубокая, В.А. Глубокий // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №10 (12). – С. 6–13.
  4. Гуралев В.М. Обеспечение практической направленности обучения на занятиях по физической подготовке в вузах МВД РФ / В.М. Гуралев, А.В. Гуралев, А.Ю. Осипов, В.А. Филиппович // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – №52-3. – С. 34–41.
  5. Еремин С.А. Тестирование физической работоспособности в кроссфите / С.А. Еремин, В.В. Волков, В.Н. Силуянов // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №6. – С. 24–26.
  6. Замчий Т.П. Кроссфит в системе физической подготовки сотрудников силовых структур / Т.П. Замчий, С.А. Мусияк, М.Х. Спатаева // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII межд. научно-практич. конф. Иркутск (10-11 июня 2015 года). – Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. – С. 83–85.
  7. Мещеряков В.С. Использование специального высокоинтенсивного тренинга в процессе физической подготовки сотрудников правоохранительных органов / В.С. Мещеряков // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №12 (14). – С. 72–80.
  8. Осипов А.Ю. Оценка уровня подготовленности студентов занимающихся различными видами функционального тренинга // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – №59-4. – С. 112–116.
  9. Паршин С.В. Применение метода моделирования, как средство повышения профессиональной подготовленности курсантов Сибирского юридического института МВД России / С.В. Паршин, А.И. Кравчук // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: III межд. науч. метод. конф. Могилев, 10-11 ноября 2016 года. – Могилевский институт МВД Республики Беларусь, 2016. – С. 264–267.
  10. Glassman G. Understanding CrossFit // Crossfit Journal. – 2007. – №56. С. 1–2.
  11. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., Jagiello W. Increase in level of special physical fitness of the athletes specialising in different combat sports (judo, sambo, combat sambo) through of crossFit training // Archives of Budo. – 2018. – №14. – P. 123–131.
  12. Galimova A., Kudryavtsev M., Galimov G., et al. Increase in power striking characteristics via intensive functional training in crossfit // Journal of Physical Education and Sport. – 2018. – №18 (2). – Р. 585–591. DOI:10.7752/jpes.2018.02085
  13. Osipov A., Kudryavtsev M., Gatilov K., et al. The use of functional training – crossfit methods to improve the level of special training of athletes who specialize in combat sambo // Journal of Physical Education and Sport. – 2017. – №17 (3). – Р. 2013–2018. DOI:10.7752/jpes.2017.03201