УДК 37

СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ПЛАТФОРМЕ ЯЗЫКА PYTHON В СОСТАВЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

№15,

Педагогические науки

Зозуля Максим Михайлович
Нечаев Сергей Александрович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ВИКИ; ЯЗЫК PYTHON; INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT; FREE SOFTWARE; WIKI; PYTHON LANGUAGE.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования программ на платформе языка Python (WikidPad, Zim, OutWiker) в качестве инструментального средства информационно-образовательной среды.

Реализация процесса обучения в настоящее время невозможно без информационно-коммуникационных технологий, которые становятся одним из основных инструментов, реализующих дидактические задачи. Возможности этих технологий как правило реализуются в информационно-образовательной среде, включающей инструментальные средства и информационные ресурсы [1]. Рассматривая инструментальные средства (операционные системы, авторские среды, педагогические программные средства) можно отметить, что на практике в основном применяются проприетарные программные продукты.

Использование проприетарного программного обеспечения может привести к нежелательным последствиям либо в виде увеличения стоимости приобретения программного обеспечения, либо потери работоспособности программного обеспечения из-за прекращения поддержки своего продукта фирмой, создавшей данный продукт. Например, корпорация Microsoft прекратила поддержку операционных систем Windows XP и Windows 7, окончание основной фазы поддержки Windows 8.1 планируется на январь 2018 года, а Windows 10 для образовательных учреждений – на октябрь 2020. Таким образом, капитальные вложения в операционные системы Windows обесцениваются примерно через 5 лет. Дополнительным фактором риска использования проприетарного программного обеспечения являются санкционные действия зарубежных компаний против РФ по политическим мотивам. [2, 3].

Решение возникающих проблем может быть обеспечено путем использования свободного программного обеспечения. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2012 году был введен в действие государственный стандарт (ГОСТ Р 54593 – 2011 «Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения.»), в котором отмечено, что « … свободное программное обеспечение является безопасной, надежной и финансово-привлекательной платформой для построения информационных систем в корпорациях и государственном секторе» [4].

Следует отметить необходимость последовательного использования свободного программного обеспечения на всех уровнях, начиная с операционных систем и заканчивая прикладными педагогическими программами. Как правило, платформой для создания прикладных программ является язык программирования, на котором создаются либо непосредственно прикладные программы, либо инструментальные среды для разработки прикладных программ. Одной из таких платформ является язык Python.

Язык Python, распространяясь под свободной лицензией, стал основой многих программных продуктов и сред. Можно отметить, что на языке Python реализованны: Dropbox — файловый хостинг, OpenStack — платформа для облачных вычислений, Orange — инструментарий для интеллектуального анализа данных и т.д.

Среди множества программ, реализованных на языке Python, на наш взгляд, для целей создания дидактических информационных сред подходят программы – аутлайнеры WikidPad, OutWiker и Zim. Данные программы функционально реализуют вики – технологии и, по сути, являются вики-движками.

Вики-движки позволяют реализовать информационные системы и среды различной сложности, используя свободные информационные ресурсы и авторские разработки, например: информационные ресурсы с методическими рекомендациями; электронные курсы; электронные учебные пособия; программно-методические комплексы [5]. Учитывая, что вики-разметка, используемая при создании информационных ресурсов, является простой и быстро усваивается как авторами дидактических материалов, так и обучающимися, появляется возможность создания образовательного контента при минимальных затратах усилий авторов. При этом контент могут дополнять обучающиеся. Кроме того, данные программы имеют развитый графический интерфейс, позволяющий автоматизировать некоторые этапы создания образовательного контента.

Одной из особенностей настоящего периода является необходимость обеспечения работоспособности образовательных ресурсов в среде различных операционных систем, то есть обеспечение кроссплатформенности. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть использование программ, написанных на языке программирования Python, который распространяется под свободной лицензией, позволяющей использовать его без ограничений в любых приложениях, включая проприетарные. Следует отметить, что Python довольно широко используется в качестве платформы для разработки полноценных многофункциональных прикладных программ. Среди таких программ можно выделить аутлайнеры. Часто эти программы относят к классу персональных вики – движков.

Прикладные электронные дидактические средства должны удовлетворять определенным требованиям: дидактическим, методическим, эргономическим, эстетическим, техническим [5, 6]. Чтобы эти требования были выполнены, рассматриваемые программы тоже должны в основном удовлетворять указанным требованиям.

В первую очередь, они должны удовлетворять таким технических требованиям как простота инсталляции программного средства, эффективность использования ресурсов компьютера, лёгкость процедуры запуска программы и выхода из программы, возможность быстрого возобновления работы с любого места, возможность расширения и корректировки информационной базы и т.д. Кроме того, прикладные электронные дидактические средства должны соответствовать требованиям к интерфейсу программного обеспечения, среди которых «читабельность» материала и служебных сообщений, качество графического изображения, рациональность использования экранного пространства.

Так как Python является переносимым языком программирования, то и все рассматриваемые программы могут работать на платформах Microsoft Windows, GNU/Linux, Mac OS X, то есть являются кроссплатформенными.

Рассмотрим особенности данных программ. Программа WikidPad распространяется под открытой лицензией, позволяющей модифицировать данный продукт в соответствии с потребностями пользователей. Имеется доступ к исходным файлам. Данная программа обладает развитым и документированным программным интерфейсом приложения, поддерживающим создание разнообразных вспомогательных программ — плагинов на языке Python.

Программа инсталляции полностью реализует требование простоты инсталляции. Особенностью является два варианта инсталляции в операционной системе Windows. Первый вариант — стандартную установка в папку Program Files, второй вариант предназначен для создания портабельной реализации программы WikidPad, которая может быть размещена в любой области на жестком диске или на флеш-карте.

В основе создаваемых с помощью программы WikidPad электронных ресурсов лежит идеология вики. При создании нового электронного ресурса автоматически формируется новая папка с именем данного ресурса, в которой генерируется главный файл с расширением .wiki и с таким же именем, как и папка. Кроме того создается дополнительная папка data.

Требования простоты процедуры запуска программы, возможности быстрого возобновления работы с любого места и простоты выхода из программы естественным образом обеспечиваются функциональными возможностями программы WikidPad.

Контент информационной среды, созданной на основе WikidPad, может быть экспортирован в формате HTML или XML.

В программе предусмотрена возможность подключения внешних программ – плагинов.

Программа Zim распространяется по лицензии GNU (General Public License). Кроме бинарного исполняемого кода обеспечен доступ к исходным кодам.

Так же как и WikidPad программа обладает развитым и документированным программным интерфейсом приложения, поддерживающим создание разнообразных вспомогательных программ — плагинов на языке Python.

Программа является кроссплатформенной. В частности, данная программа входит в состав репозиториев операционной системы Ubuntu и отечественной операционной системы РОСА. В отличие от инсталлятора системы WikidPad, который предлагает в процессе установки выбрать либо стандартный вариант, либо портабельный, для программы Zim реализованы отдельно два вида инсталляторов для каждого вида установки.

Структура среды, которая создается при инсталляции, несколько сложнее, нежели в программе WikidPad. Вновь создаваемые ресурсы (так называемые Блокноты (Notes)) по умолчанию создаются в папке Notebooks. Однако программа позволяет создавать, открывать и редактировать ресурсы и в любом другом месте на жестком диске вне папки Notebooks.

В свою очередь ресурсы (блокноты) содержат так называемые страницы и подстраницы — текстовые файлы с расширением txt. Программа Zim позволяет вставлять в текст, размещенный на странице, графическую информацию.

При необходимости контент информационной среды, созданной на основе Zim, может быть экспортирован в форматы HTML, LaTeX.

В программе Zim предусмотрена возможность подключения внешних дополнительных модулей — плагинов. Плагины условно делятся на базовые модули, поставляющиеся вместе с Zim, и внешние модули, которые можно свободно скачать с сайтов разработчиков.

Программа OutWiker может устанавливаться в любое место на жестком диске. Автор определяет свой продукт как бесплатную кроссплатформенную программу для хранения заметок в виде дерева. Поэтому, используя терминологию разработчика, мы будем рассматривать создаваемые информационные продукты как базы заметок (страниц). При создании новой базы заметок формируется папка, в которой сохраняются страницы и сопутствующие файлы.

Программа позволяет создавать и редактировать следующие типы страниц: HTML – страницы, Wiki – страницы и текстовые страницы. К любой странице могут быть прикреплены файлы (текстовые, графические и т.д., вплоть до отдельных программ). Эти файлы отображаются и могут быть открыты или запущены из окна «Прикреплённые файлы». Программа позволяет подключать расширения (плагины).

Таким образом, можно сделать выводы о возможности и целесообразности использования в информационных образовательных средах программ WikidPad, Zim, OutWiker как платформы для создания информационного контента, используемого в образовательном процессе. Выбор конкретной программы может быть обусловлен особенностями создаваемой или существующей информационно-образовательной среды, а также личными предпочтениями конкретного пользователя и/или разработчика.


Список литературы

  1. ГОСТ Р 53620 – 2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2011. 5 с.
  2. Компании США отказались поддерживать свое ПО в крупных ведомствах РФ // URL: https://ria.ru/economy/20160420/1415622723.html (дата обращения 20.10.2018).
  3. Рубанов В. Российская виртуализация и три грани санкционно-устойчивого программного обеспечения // URL: http://filearchive.cnews.ru/files/reviews/2016_04_05/7_Rubanov.pdf (дата обращения 20.10.2018).
  4. ГОСТ Р 54593 – 2011. Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2012. 7 с.
  5. Клюева И. А. Требования к программным средствам учебного назначения // Среднее профессиональное образование. 2006. № 3 С. 23-24.
  6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.