НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

№4,

Юридические науки

Тодинов Алексей Георгиевич


Ключевые слова: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; LEGAL REGULATION; TOURIST ACTIVITY; THE BASIS OF TOURIST ACTIVITY.


Аннотация: В данной статье рассматриваются нормативно-правовые документы в сфере туризма, определяющие основные направления и цели государственного регулирования. С учетом норм действующего законодательства возможно сделать прогнозы развития туристской деятельности на основе анализа развивающихся туристских направлений и спроса на существующий туристский продукт.

Правовое регулирование туристской деятельности на территории России осуществляется Федеральным агентством по туризму. На состояние туризма, кроме того оказывают также влияние: Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» [1] создано Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, которое в сфере туризма осуществляет правоприменительные функции, также осуществляет функции по управлению государственным имуществом, а также по оказанию государственных услуг.

Правовые основы туристской деятельности в России закрепляются в правовых документах.

Российское законодательство о туристской деятельности включает Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [2], федеральное законодательство, а также законы и другие локальные правовые акты.

Данный закон определяет в сфере туризма основные направления и цели государственного регулирования, включая в себя определенный круг вопросов — от обеспечения с помощью туризма конституционных прав граждан на отдых, свободу передвижения, образование до решения собственно социальных и экономических проблем (увеличение доходов, создание новых рабочих мест и т.п.).

Среди определенных видов туризма, указанных в законе не указывается приоритетность выездного туризма. В первую очередь это диктуется экономическими соображениями.

На первое место в области туристской деятельности среди определенных методов государственного регулирования законодательство ставит в сфере туристской индустрии методы правового обеспечения правоотношений. Предметом данного закона является туристская деятельность, которая представляет один из видов предпринимательской деятельности.

В последние годы сфера туристского бизнеса вышла на более высокий уровень правового обеспечения. Как одну из основных приоритетных задач, Россия признает всемерную поддержку развития туризма. Принята и разработана целевая федеральная программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [3].

В Концепции в области туризма закреплена главная цель государственной политики, которая полагает создание в государстве современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, который обеспечил бы широкие возможности для удовлетворения потребности российских и иностранных лиц в области туристических услуг. Данная целевая концепция отражает объективные потребности развития экономики страны в целом.

Необходимо отметить, что в нормативных источниках, правовой литературе, которые посвящены рассматриваемой теме, роль и значение государства определяется по-разному. Так, например, если в одном случае речь идет о «государственной поддержке», то в другом случае речь идет о «государственном управлении туризмом».

Так, туроператорская деятельность — это деятельность по реализации, формированию и продвижению туристского продукта, которая осуществляется на основании лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Турагентская деятельность – это деятельность по реализации и продвижению туристского продукта, которая осуществляется на основании лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Определение туристской деятельности на законодательном уровне недостаточно в полной мере определяет суть понятия, ибо законодательством не определяется, что относится к понятию «иная деятельность по организации путешествий». Более полным является такое определение туристской деятельности: под которой понимается деятельность по реализации, формированию и продвижению либо по реализации и продвижению туристских услуг, либо сопутствующей им, осуществляемой на основании аккредитации или лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом [4, с. 82].

Преимуществом данного определения, по отношению к выдвигаемым в юридической литературе, является присутствие обязательных признаков, которые присущи туристской деятельности:

— осуществление туристской деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом только на основании аккредитации или лицензии;

— обозначены главные этапы туристской деятельности — реализация, продвижение и формирование туристских услуг;

— определены виды туристской деятельности — туроператорская и турагентская;

— определены сопутствующие турагентской или туроператорской виды деятельности, под которыми подразумевается деятельность, которая связана с получением загранпаспорта или визы, страхования, покупкой билетов.

Таким образом, можно сделать вывод: как один из видов предпринимательской деятельности, туристская деятельность, требует постоянного определения и анализа основных тенденций развития. Без знания тенденций развития туристской деятельности нельзя прогнозировать ее наиболее перспективные направления и будущее. Отсутствие прогнозов на ближайшие 5 – 10 лет и анализа развития туристской деятельности оказывает отрицательное влияние на привлечение иностранных инвестиций и способствует «текучести» туристского бизнеса в России.

С учетом норм действующего законодательства возможно сделать прогнозы развития туристской деятельности на основе анализа развивающихся туристских направлений и спроса на существующий туристский продукт.


Список литературы

  1. О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту: Указ Президента РФ от 18.11.2004 г. № 1453 (в ред. от 07.10.2008 г.) // СЗ РФ. 2004. № 47, ст. 4635.
  2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. 1996, № 49, ст. 5491.
  3. О федеральной целевой программе «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 (в ред. от 18.12.2014) // 2011, № 34, ст. 4966.
  4. Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. Правовое регулирование туристской деятельности. — М., 2014. — С. 82-88.
  5. Братановский С.Н. Правовые основы международного туризма // Туризм: право и экономика, 2015, № 4. — С. 19-23.
  6. Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». — М.: Норма, 2014. — 482 с.
  7. Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — с. 396 с.