УДК 377

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

№15,

Педагогические науки

Елисеева Оксана Анатольевна (Кандидат юридических наук)
Звягин Владимир Андреевич (Кандидат юридических наук)


Ключевые слова: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ; МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; THE CONTENT OF EDUCATION; EDUCATIONAL PROGRAMS; THE MODULAR PRINCIPLE OF THE CONTENT OF EDUCATION; VOCATIONAL TRAINING.


Аннотация: В статье спрогнозированы пути дальнейшего совершенствования содержания профессиональной подготовки сотрудников ОВД через оптимизацию содержания программ профессиональной подготовки. При помощи эмпирических и общелогических методов исследования в работе определяются пути оптимизации профессионального образования сотрудников ОВД. Сделанные в статье выводы позволяют решить вопросы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Содержание образования представляет собой важнейшую часть процесса становления личности будущего специалиста. С учетом системы научных требований, должны разрабатываться научные основы содержания профессионального образования.

Понятие «содержание образования» является одним из главных в дидактике. Под содержанием образования понимается система знаний как результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления, практических умений, навыков, а также уровень развития нравственных, общественно-политических, культурных и иных идей, которыми необходимо овладеть индивиду в процессе личностного роста.

Содержание образования в каждой социальной системе неодинаково. Оно отбирается в соответствии с поставленными целями развития личности.

Исторически существовали три основных подхода к формированию содержания образования: 1. Теория формального образования отдавала предпочтение интеллектуальному развитию перед усвоением реальных знаний. 2. Теория материального образования, напротив, сосредоточивала внимание на усвоении фактического материала. Критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем. 3. Педоцентрические теории, исходящие в определении содержания общего образования из направленности интересов и конкретно проявляющихся способностей. Учебная работа в этом случае сводилась к овладению навыками практического «делания» в соответствии с проявляющимися природными способностями [5].

Каждая из этих теорий выявляет важные стороны отбора содержания образования, но в то же время и имеет свои недостатки. Теории формального и материального развития критиковали К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский и другие. Они отмечали, односторонность каждой теории, т.е. развитие без усвоения знаний, полезных в дальнейшей деятельности обучающихся не возможна. В то же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности, поскольку знания, связанные с повседневной жизнью опосредованно, не менее важны, чем прикладные знания [2].

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании») в ст. 2 п. 13 указывает, что профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Содержание образования определяется образовательной программой (ст. 12 ФЗ «Об образовании») [4].

Согласно определению образовательные программы включают основные характеристики образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия и формы аттестации.

В свою очередь, содержание образовательной программы закладывает фундамент развития личности, ее знаний и навыков их применения, квалификационных и профессиональных компетенций. Образовательная программа является одним из важнейших инструментов образовательного процесса.

В современной России содержание образования определяется следующей целевой установкой:
— содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: — обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; — развитие общества; — укрепление и совершенствование правового государства; — содержание образования должно обеспечивать: мировой уровень общечеловеческой культуры общества; — формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; — интеграцию личности в культуру жизненного самоопределения; экономическую культуру и культуру труда; в национальную культуру; — формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; — воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Одним из направлений совершенствования профессионального обучения сотрудников МВД России является оптимизация содержания программ профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел МВД России.

Цели профессионального обучения, профессиональной подготовки состоят в следующем: приобретение слушателями знаний, практических умений и навыков, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками; выработка устойчивых знаний, навыков и умений по несению службы в типовых ситуациях правоохранительной деятельности; формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, обеспечение установки на профессиональное личностное развитие, саморазвитие, самоопределение и самовоспитание [1, с.20].

Применительно к профессиональной подготовке сотрудников в ОВД как процессу специального профессионального обучения, воспитания, развития и морально-психологической подготовки сотрудников к службе, необходимо сформировать комплекс профессиональных компетенций и качеств, которыми личность должна обладать, чтобы успешно выполнять поставленные перед нею задачи.

Это нужно в интересах подготовки сотрудников к той или иной служебной деятельности, поэтому качественная и количественная характеристика профессиональных признаков, определяющих полноту достижения учебно-воспитательных целей профессиональной подготовки, предполагает наличие у каждого сотрудника общих, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

На сегодняшний момент содержание профессиональной подготовки сотрудников находит свое отражение в построении системы подготовки специалистов различного профиля (следователь, оперуполномоченный и т.д.) или в составлении квалификационных характеристик по той или иной должности.

Исторически сложилось так, что социальный опыт попадает в содержание обучения разделенным на отдельные части — дисциплины.

Учебные дисциплины стали сконструированной формой содержания, адаптирующей основы определенной науки к потребностям обучения. Законодательство допускает применение формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

Модуль в образовании представляет собой часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания.

В проектах примерных программ профессионального обучения сотрудников ОВД 2017 года, содержание программ профессиональной подготовки сконцентрировано в двух циклах — общепрофессиональном и профессионально-специализированном, последний состоит из специализированных профессиональных модулей, кроме этого содержатся факультативные дисциплины. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно определяет необходимость реализации факультативных дисциплин с учетом должностных категорий обучаемых и особенностей оперативной обстановки в регионе.

Выбор оптимального варианта профессиональной подготовки сотрудников в органах внутренних дел означает максимально возможные результаты в выполнении служебно-оперативных задач при минимально необходимых затратах времени, усилий и средств.

Образовательные программы профессиональной подготовки являются не единственной формой, фиксирующей содержание образования сотрудников ОВД. К числу таких форм относятся контрольно-измерительные и диагностические материалы, используемые в процедурах оценки качества и результатов реализации образовательных программ профессионального образования. В рамках оптимизации содержания учебного материала с учетом требований практики, интересны требования к итоговой аттестации, проводимой в форме квалификационного экзамена в проектах примерных программ профессионального обучения сотрудников ОВД 2017 года. Первый этап итоговой аттестации предполагает проверку теоретических знаний, второй включает правовую оценку ситуационной задачи; алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел; составление служебных и процессуальных документов в виде единого кейса (портфеля).

Одной из важнейших форм фиксации содержания образования сотрудников ОВД являются учебники и учебно-методическая литература по дисциплинам и модулям. Внедрение электронных технологий в сферу образования изменяет подходы к учебникам, и учебным пособиям. Электронные образовательные среды и сервисы дают преподавателям возможность повысить качество обучения, повысить активность и интерес обучающихся к познавательной деятельности, развивать мышление, оптимизировать поиск необходимой информации, сформировать у учащихся навыки работы с различными обучающими программными продуктами.

При отборе содержания учебного материала необходимо учитывать требования эффективного выполнения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и сохранения их жизни и здоровья. Содержание должно иметь целостный характер, обладать научной и практической значимостью, соответствовать особенностям служебной деятельности и, соответственно, особенностям формирования профессиональной подготовленности к выполнению задач службы. Вместе с тем необходим и оптимальный выбор наиболее целесообразных форм и методов профессиональной подготовки, такое их сочетание, которое позволило бы достичь наилучших учебно-воспитательных результатов, т.е. достичь основной цели [3, с. 205].

В заключении сформулируем следующие выводы.

Содержание обучения, являясь центральным компонентом образовательного процесса, постепенно меняется в соответствии с требованиями профессиональной деятельности и образовательных стандартов, поэтому его оптимизация — важнейшая задача в современных условиях.

Пути оптимизация содержания образования в вузе МВД России можем проследить в совершенствовании документов профессионального обучения за счет объединения до трех категорий обучаемых в проектах примерных программ профессионального обучения сотрудников ОВД, взамен системы подготовки специалистов различного профиля. Профессиональное обучение — начальное профессиональное образование, итогом его должно стать обладание сотрудником совокупностью компетенций: универсальных (не зависящих от конкретного направления подготовки), общепрофессиональных (определяемых обучением (подготовкой) по должности служащего «Полицейский» и профессиональных или профессионально-специализированных (определяемых конкретным направление будущей профессиональной деятельности) начальных компетенций. Содержание образования должно систематически обновляться и одновременно соответствовать государственным требованиям к качеству обучения.


Список литературы

  1. Закатов В. В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Закатов Виктор Владимирович; Акад. упр. МВД России. – Москва, 2007. – 26 с.
  2. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. Электронный учебно-методический комплекс // http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-sp/00c_vved.html (дата обращения: 17.10.2018)
  3. Силкин Н.Н., Хальзов В.И. Оптимизация педагогических технологий в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (62), 2014. С. 204 — 210.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 303, 31.12.2012.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.