УДК 378.016

ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»)

№15,

Педагогические науки

Титова Ольга Ивановна (Кандидат психологических наук)


Ключевые слова: ДЕБАТЫ; ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ; КОНФЛИКТОЛОГИЯ; ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; DEBATE; INTERACTIVE METHODS OF TRAINING, TRAINING OF LAWYERS; CONFLICTOLOGY; COMMON CULTURAL COMPETENCES.


Аннотация: В статье представлено описание методики проведения дебатов, на протяжении нескольких лет используемой автором в преподавании конфликтологии. Обсуждаются возможности дебатов в подготовке юристов с целью формирования у них общекультурных компетенций. Представлен тезис для дебатов при изучении конфликта интересов как особого типа конфликтов, поэтапный план проведения учебного занятия, содержание ролей участников дебатов и временной регламент.

Актуальность использования методов групповой дискуссии в учебном процессе высшей школы обусловлена рядом обстоятельств. С одной стороны, это соблюдение требований ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция и требований к порядку реализации программ высшего образования в части использования в учебном процессе интерактивных методов обучения [1; 5; 8]. Другим аргументом выступают возможности методов групповой дискуссии в развитии именно общекультурных компетенций [2; 3; 5; 9], призванных обеспечить готовность выпускника бакалавриата к жизнедеятельности в современном обществе и к совместной профессиональной деятельности в частности.

За дисциплиной «Конфликтология», освоение которой предусмотрено основной профессиональной образовательной программой по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, наряду с другими компетенциями закреплено формирование общекультурной компетенции ОК-6 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

В рамках дисциплины «Конфликтология» при освоении темы «Психологические особенности конфликтов в юридической деятельности» на семинаре нами используется такая разновидность метода групповой дискуссии, как дебаты. Предпочтение данному методическому приему среди других интерактивных методов обучения, используемых в подготовке юристов, обусловлено содержанием вопросов, изучаемых в рамках вышеуказанной темы: специфика деятельности правоохранительных органов и ее роль в возникновении конфликтов среди личного состава; типология причин возникновения конфликтов в деятельности сотрудников антинаркотических подразделений; задачи профилактики конфликтов в органах внутренних дел. Образовательными результатами по данной дисциплине, обеспечивающими формирование закрепленной общекультурной компетенции, выступают знание типичных причин конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности сотрудников антинаркотических подразделений; умение применять на практике теоретические знания по урегулированию конфликтов в деятельности сотрудников антинаркотических подразделений.

Дебаты – особая форма дискуссии, которая ведется по определенным правилам [4; 6; 7]. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить третью сторону (аудиторию, жюри, экспертов и т.п.) в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие обучающиеся приобретают способности: обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию; анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы; устанавливать логические связи между явлениями; различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.

Основными элементами дебатов являются: тема (тезис), утверждающая сторона, опровергающая сторона, аргументы и доказательства. Дебаты представляют особую форму интеллектуального поединка со строгим регламентом его проведения. В рамках курса «Конфликтология» нами проводятся дебаты «Конфликты в юридической деятельности» по следующему сценарию. Тезис/предмет дискуссии: «В юридической деятельности конфликт интересов неизбежен».

Порядок проведения дебатов: формируются 2 группы по 4 человека – они составляют команды «за» и «против», поддерживающие и опровергающие тезис, положенный в основу дебатов. Регламент выступления участников дебатов – 3-5 минут на каждом этапе, итого каждый раунд может занимать до 20 минут и до 10 минут на подведение итогов со стороны команд.

Роли в дебатах (4 человека в каждой команде): 1) спикер – представляет аргументы в пользу позиции своей группы в 1 раунде; 2) вице-спикер – представляет аргументы в пользу позиции своей группы во 2 раунде; 3) 1-й оппонент – задает вопросы и критикует аргументы другой группы; 4) 2-й оппонент – задает вопросы и критикует аргументы другой группы, в конце последнего раунда подводит итоги этапов дискуссии, формулируя позицию группы на основе выдвинутых ею аргументов и контраргументов.

Также в ходе дебатов участвуют ведущий (организует обсуждение, предоставляя поочередно право голоса то одной, то другой команде. Комментирует представленные командами аргументы/вопросы/критику, акцентируя внимание на тезисе дебатов; подводит итоги дискуссии, сопоставляя позиции групп на основе выдвинутых ею аргументов и контраргументов); тайм-киппер (следит за соблюдением выступающими регламента); группа экспертов-представителей общественности (или представители профессионального юридического сообщества, или представители международных организаций).

Задача экспертов – перед началом дебатов сформулировать критерии оценивания выступлений команд в поддержку/ опровержение тезиса дебатов; во время дебатов – оценивать выступления представителей команд в соответствии с выбранными критериями; после завершения выступлений команд – от каждой группы экспертов представляется мнение, характеризующее убедительность аргументов/контраргументов команд.

Критерии оценивания: аргументы и их доказательность, полнота ответов на вопросы, фактические ошибки, логика построения речи, соблюдение регламента, культура речи и корректность в ведении дискуссии, в формулирование оценочных суждений относительно позиции команды-оппонента.

После определения состава команд «за» и «против» участникам дается время в течение 10-15 минут на обдумывание, обсуждение, формулирование позиции, аргументов, которые далее команды будут в течение двух основных раундов представлять перед оппонентами, экспертами. Параллельно с этим преподаватель дает инструкцию ведущему (подготовить краткое приветственное слово по теме дебатов), и тайм-кипперу (подбор подходящего звукового сигнала – он должен быть коротким и достаточно резким).

Поскольку дебаты проводятся нами в рамках одного учебного занятия в вузе (2 академических часа или 1 час 30 минут), то процедура ведения дебатов нами реализуется следующая:

Этап I. Приветственное слово ведущего дебатов

Этап II. Раунд 1 (20 минут):
1) представление позиции утверждающей команды (спикер команды «за»);
2) вопросы и критика от оппонентов отрицающей стороны; ответы на заданные вопросы;
3) представление позиции отрицающей команды (спикер команды «против»);
4) вопросы и критика от оппонентов утверждающей стороны; ответы на заданные вопросы.

Этап III. Раунд 2 (20 минут) – схема проведения его аналогична первому раунду.

Этап IV. Подведение итогов (6-10 минут):
1) суммировать точку зрения утверждающей команды (2-й оппонент) – резюмировать линию своей команды, свои доводы, опровергнуть контраргументы противоположной команды;
2) суммировать точку зрения отрицающей команды (2-й оппонент) – резюмировать линию своей команды, свои контраргументы. В целом подвести итоги дебатов.

Этап V. Выступления экспертов (10 минут): на данном этапе представляются мнения групп экспертов, определенных перед началом дебатов. Эксперты озвучивают критерии оценки работы команд, шкалы оценивания, общие впечатления о работе команд, возникшие разногласия, особые мнения и т.п.

Этап VI. Обратная связь от преподавателя, ведущего семинар. Она может быть посвящена оцениванию работы команд, комментированию прозвучавших в ходе дебатов мнений и аргументов, насколько глубокое понимание обсуждаемого явления продемонстрировали команды.

В заключении обратимся к нашему опыты проведения дебатов в рамках преподавания дисциплины «Конфликтология» и отметим положительные стороны использования этой формы групповой дискуссии в подготовке юристов. Положительными сторонами использования дебатов в формировании общекультурных компетенций юристов считаем следующие:

1) способствует осознанию различных точек зрения на одно и тоже явление, приобретению опыта интеллектуальной и личностной активности в их поиске и предъявлении оппоненту;
2) тренирует умение корректно и в условиях ограниченного времени формулировать свою точку зрения на заданную тему;
3) обеспечивает приобретением опыта взаимодействия с «инакомыслящими» коллегами, что вносит вклад в развитие толерантного отношения к социальным и культурным различиям в коллективе.
4) позволяет будущим юристам попробовать свои силы в разных ролях – ведущего, экспертов и, конечно, в составе команд-оппонентов, обогащая тем самым ролевой репертуар социального поведения личности.

Также дебаты, основой которых является тезис о неизбежности в юридической деятельности конфликта интересов, способствует глубине понимания особого содержания этого вида конфликтов, что особенно важно в силу распространенного в представлениях обучающихся ошибочного смешения понятий «конфликт интересов» и «конфликт между интересами людей».


Список литературы

  1. Аганина Р.Н. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. – 2018. – №3(43). – С. 108-116.
  2. Анненкова Н.В. Формирование общекультурных компетенций интерактивными методами обучения // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. – №1. – С.7
  3. Белогорцев Н.Н. Общекультурные компетенции будущих юристов в контексте воспитывающих технологий современного вуза // Научное мнение. – 2017. – №9. – С. 83-87.
  4. Горелова Л.Н., Кораблева Г.Н. Дебаты как учебная игра в вузе // Мир науки и образования. – 2015. – №3(3). – С. 3.
  5. Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии // Высшее образование в России. – 2015. – №10. – С. 48-51.
  6. Карташова Л.Э., Клюшева А.А. О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста // Право и закон. – 2015. – №8. – С. 63-66.
  7. Кирилин К.А. Возможности использования инновационной образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе: историко-философский аспект // Мир Евразии. – 2015. – №1(28). – С.37-41.
  8. Кузнецова Г.Н. Использование интерактивных методов в системе обучения будущих юристов // Мир науки, культуры и образования. – 2015. – №4 (53). – С. 128-131.
  9. Титова О.И. Толерантность к неопределенности как фактор отношения к деловому взаимодействию в контексте развития общекультурных компетенций студентов вуза // Сибирский психологический журнал. – 2018. – №68. DOI: 10.17223/17267080/68/8.