УДК 342.9
ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
№15,
Юридические науки
Варгина Валерия Михайловна
Ключевые слова: ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ; КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН; ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ; CITIZEN PETITIONS; PUBLIC ADMINISTRATION; CENTRAL GOVERNMENT AND LOCAL AUTHORITIES; DEMOCRACY; CONSTITUTION RIGHT; CITIZENS SAFEGUARDING.
Согласно статье 33 Конституции РФ граждане нашей страны обладают конституционном правом обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[1]. Учитывая тот факт, что конституция в нашей стране обладает высшей юридической силой, и ни один закон не может ей противоречить, можем утверждать, что данное конституционное право является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым. Значимость данного права граждан выражается в том, что в демократическом государстве оно представляет собой один из основных способов взаимодействия государства и общества по различным вопросам, а также является одним из показателей отношения граждан к представителям органов власти. При более глубоком изучении вопроса, мы обнаружили недостаточность теоретико-методологического изучения права граждан в качестве системы, именно поэтому изучение данной темы является актуальным сегодня, в то же время, перспектива выявить новые закономерности или по-новому взглянуть на данную проблему представляется весьма увлекательной.
Конституционное право граждан на обращения в государственные органы осуществляется в установленном порядке, закрепленном Федеральным законом (ФЗ) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ[2]. В связи с этим, смело можно говорить о механизме реализации упомянутого ранее права как о политическом институте нашего государства.
Приведенное в статье 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определение обращения гражданина можно трактовать следующим образом: предложение, заявление или жалоба, выраженные в письменной или электронной форме и направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а также устное обращение гражданина в органы власти. Необходимо принять данное определение во внимание, так как понимание основного для данного конституционного права граждан термина уже говорит о многом.
Во-первых, обращения граждан могут иметь устную, письменную или электронную форму.
Во-вторых, направлять обращения в письменной или электронной форме можно как в государственный орган, так и должностному лицу.
Если же речь идет о термине «институт обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления», то наиболее полное и подробное определение вышеупомянутому понятию дала В.Г. Румянцева. По ее мнению, институт обращения граждан является самостоятельным комплексным правовым институтом, утвержденным российским и международным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений лично или коллективно, напрямую или через представителей, в устной или письменной форме обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления в правоохранительных или правозащитных целях или для того, чтобы принимать участие в управлении делами государства[3].
Таким образом, право граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления – это конституционное, неотчуждаемое, абсолютное и неограниченное, закрепленное федеральным и международным законодательством право граждан участвовать в управлении страной. Порядок осуществления данного права регламентирован и закреплен в федеральном законе РФ, а механизм использования гражданами права представляет собой политический институт гражданского общества и правового государства.
Теперь, перед тем как перейти к более подробному анализу Федерального закона N 59-ФЗ, регулирующего порядок обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и применения данного права гражданами сегодня, считаем нужным обратиться к истории развития политического института.
Наиболее подробно исторический аспект данного явления рассмотрен в работе Л.В. Лукъянчиковой «Институт обращения граждан в России: историко-правовой аспект»[4]. Она отмечает, что челобитные стали одним из самых первых каналов связи между обществом и правительством. В них жители излагали свои жалобы, требования и просьбы. Первое упоминание о челобитных можно встретить в источниках XV века. Челобитчики, под термином «жалобники»[5] упоминаются в Судебнике 1497 года[6]. Бояре были обязаны рассмотреть обращения всех «жалобников» и «давать всем жалобникам управа», исходя из сути проблемы.
После, в XVI-XVII вв. данный механизм стал важнейшим способом проявления общественного мнения. Например, один из наиболее ранних указов о прикреплении крестьян к земле — Закон об урочных годах, ограничивающий действие крестьянской крепости по писцовым книгам от 24 ноября 1597 года был инициирован челобитными от «дворян и детей боярских… разных городов». В последующие годы излагаемые в челобитных просьбы в основном удовлетворялись, однако не могли и противоречить воле государя.
Такие исследователи, как М. Богословский и М. Ф. Владимирский-Буданов также отмечали в своих работах немаловажность челобитных и закономерность волеизъявления царя после получения ряда обращений. Более того, небезызвестное в истории нашего государства Соборное уложение 1649 года, согласно подсчетам и анализу количества челобитных Н.Я. Новомбергского, из 967 статей содержало до 89 статей по важнейшим вопросам, составленных под прямым воздействием челобитий[7].
В период XVIII-XIX вв. обращение к власти было довольно частым и вполне распространенным явлением, и, как правило, данные отношения находили свое отражение в изданных верховной властью законах. Например, по обращению купцов Санкт-Петербурга вышел Указ о предоставлении прав и всему прочему купечеству по отдельным вопросам отправки за границу товаров[8].
Что касается советского времени, то право граждан на обращения развивалось и в последствии было закреплено в законах в качестве конституционно-правового института. Стоит, однако, отметить, что реальная возможность участия граждан в управлении воплощалась в основном на местном уровне, а именно, являлась проявлением взаимодействия Советов, в качестве представительных органов власти, и населения.
Степень непосредственного влияния обращений населения на деятельность государственных органов менялась на протяжении всей русской истории и зависела в первую очередь от принципов построения системы власти и управления, состояния нормативной правовой базы, степени функционирования механизма реализации норм права, и, безусловно, вида политического режима. Однако вышеупомянутые факты позволяют сделать вывод о том, что такая форма учета интересов населения верховной властью является одним из важнейших условий успешного функционирования государственной системы и обеспечения интересов общества. Именно к такому заключению пришла Л.В. Лукъянчикова в статье посвященной институту народных обращений в России.
В настоящее время институт обращений граждан в России является обязательной составляющей взаимодействия граждан и органов государственной власти или органов муниципальных образований. Это напрямую связано с тем, что согласно статье 1 Конституции Российской Федерации, Российская федерация – Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Главным источником власти в России признается народ. Помимо этого, многие эксперты отмечают, что сегодня проявляются положительные тенденции усиления роли общественности в решении актуальных общественно-социальных проблем. Инструменты общественного контроля разнообразны, это и движения волонтеров, и общественные инициативы, и многое другое, включая возможность обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которому мы хотим уделить отдельное внимание.
В первую очередь, по нашему мнению, стоит рассмотреть и проанализировать наиболее важные положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Как уже было упомянуто раннее, закон закрепляет определение понятия «обращение» и других важных при изучении данного вопроса терминов.
Опираясь на статью 4 данного нормативного правового акта, обращения можно классифицировать следующим образом:
1) предложение – обращение в органы власти по поводу улучшения деятельности государственных учреждений, развитию общественных отношений, улучшению состояния различных сфер жизни, который носит рекомендательный характер;
2) заявление – обращение, направляемое в формате просьбы, которая нацелена на получение содействия в рамках реализации прав и свобод гражданина или других лиц, может также указывать на недостатки деятельности аппарата управления на различном уровне или критиковать его;
3) жалоба – обращение, представляющее собой просьбу по вопросам правозащиты гражданина или других лиц.
Следует обратить внимание на то, что обращаться в органы государственной власти граждане могут не только лично, но и коллективно. Поэтому, по нашему мнению, в данный перечень можно добавить понятие «петиция», которое подразумевает под собой коллективную просьбу в письменной форме, обращенную к органам власти.
Положение об обращении граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления существует не только в российском законодательстве, но и в нормативных правовых актах ряда других государств.
Благодаря развитию информационных технологий, была создана международная платформа, уже получившая достаточную известность в России, Change.org[9]. Концепция данной платформы проста и понятна любому. Регистрируетесь на сайте. Предлагаете название петиции. Выбираете организации, органы государственной и муниципальной власти, должностное лицо и т.д., способных повлиять на разрешение проблемы. Описываете ситуацию. Публикуете предложение, далее другие пользователи голосуют и, таким образом, после набора достаточного количества голосов проблема будет отправлена упомянутым органам власти и может быть освещена в СМИ. Данный механизм сложно сравнить с классическим обращением граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, однако он имеет место быть в современном обществе.
Статья 6 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. В первую очередь, освещен вопрос конфиденциальности сведений, изложенных в обращении и запрет преследования гражданина, так или иначе связанного с его обращением в органы государственной власти или орган местного самоуправления. Более того, согласно статье 14, органами, в которые обращается гражданин, должен осуществляться контроль за порядком рассмотрения обращений. В случае нарушения настоящего ФЗ, согласно статье 15, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Граждане также имеют право обратиться в суд, с целью защиты нарушенных органами государственной власти, органами субъектов или должностными лицами прав и свобод. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что сегодня в России постепенно развивается институт уполномоченного по правам граждан, основные положения деятельности которого определяются Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[10]. Согласно статье 16 уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Право граждан на обращения представляет собой реальную форму участия общества в работе государственных органов, несмотря на то, что процесс и результат рассмотрения обращений конфиденциальны, граждане могут быть уверены в правомерности действий органов власти. К тому же, работа упомянутых ранее институтов правозащиты сегодня достаточно эффективна по оценкам ряда экспертов.
Роль взаимодействия населения страны и органов государственной власти или органов местного самоуправления путем обращения граждан подчеркивает в своей статье М.Г. Михайловский, начальник управления президента Российской федерации по работе с обращениями граждан и организаций. По его мнению, законодательные инициативы любого уровня, затрагивающие интересы населения будут более актуальны если при их планировании проводить анализ проблем и вопросов содержащихся в обращениях населения в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления[11]. В своей работе он проанализировал статистические данные и выявил, что количество обращений граждан РФ постепенно растет, а большая часть обращений исходит от граждан, проживающих в центральном регионе страны.
Ввиду сказанного, представители власти уделяют достаточное влияние развитию института обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления и стараются путем общего повышения правосознания граждан усовершенствовать и популяризировать данную возможность. В первую очередь, это развитие идеи центра стратегических разработок по совершенствованию политических институтов взаимодействия власти и населения[12]. По оценкам экспертов центра стратегических разработок, процесс модернизации идет постепенно, однако вполне эффективно, о чем также было сказано ранее. Планируется повысить эффективность работы государственных учреждений, благодаря снижению издержек, изменениям в оргструктуре и внедрению высоких технологий.
В России уже есть пример эффективно и удобно функционирующей платформы предоставления государственных услуг, а именно портал «Госуслуги». Здесь государственные органы оказывают практически все возможные услуги населению. По нашему мнению, создание аналогичной платформы для подачи гражданами заявлений, предложений, жалоб и петиций в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам является одним из наиболее перспективных направлений развития гражданского общества в России. Стоит добавить, что на сегодняшний день приоритетным направлением внутренней политики Российской Федерации является внедрение информационных технологий, пронизывающих все сферы деятельности населения, в связи с этим, создание государственной платформы, функционирующей на подобие описанного ранее международного портала Change.org положительно скажется не только на взаимодействии граждан и государства, но и позволит упростить, автоматизировать процесс подачи обращений и привлечь внимание граждан простотой использования.
В заключение хотелось бы отметить выводы, к которым мы пришли, анализируя исторический аспект развития права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления и современную ситуацию по данному вопросу. Во-первых, обращения граждан выполняют три основные функции: информационную, коммуникационную и правозащитную. Во-вторых, обращения населения являются основным политическим институтом, обеспечивающим связь граждан и государства на протяжении уже долгого времени существования российской государственности. В-третьих, данный институт нуждается в модернизации, потому что, несмотря на свою значимость, работает сегодня не на полную мощность. В качестве варианта повышения функциональности можно рассматривать возможность создания единого государственного портала для обращений, аналог которого уже нашел положительный отклик среди граждан Российской Федерации.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. От 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060
- Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт : монография / отв. ред. О.А. Князев — Москва: ИД «Международные отношения», 2018. — 866 с. : табл. ил.
- Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.
- Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. — Москва: ИД «Международные отношения», 2018.
- Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. — М.: ИНФРА-М, 2018.
- Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177
- Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.
- Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011
- Kolesnikov Y.A., Pavlov A.V., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.
- Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.
- Usenko L.N., Bogataya I.N., Bukhov N.V., Kuvaldina T.B. Formation of an integrated accounting and analytical management system for value analysis purposes // European Research Studies Journal. Т. 21. № Special Issue 1. С. 63-71.