УДК 343.3/.7
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОНТРАБАНДЕ НАРКОТИКОВ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ
№15,
Юридические науки
Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна
Рамалданов Ханбулат Хизриевич
Ключевые слова: КОНТРАБАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ; ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ; УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ; ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ФТС; SMUGGLING OF DRUGS; PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR PRECURSORS; CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION; CUSTOMS BORDER; NATIONAL SECURITY; FEDERAL CUSTOMS SERVICE.
В настоящее время имеет место ввоз через таможенную границу государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) контрабанды. Значительную долю видов контрабанды, перемещаемых через таможенную границу, составляют наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России и в мире, приобретают все большую актуальность, выходят на главный рубеж обеспечения национальной безопасности, распространение данных товаров создает реальную угрозу населению, экономическому потенциалу страны. В условиях глобализации ключевое место занимают таможенные органы, обеспечивающие соблюдение законодательства Российской Федерации (РФ) и государств-членов ЕАЭС. Наибольшая опасность незаконных поставок исходит от организованных преступных сообществ, обладающих значительным финансовым потенциалом, коррумпированными связями. Кроме того, доходы, полученные от преступной деятельности, идут на финансирование терроризма, экстремизма и других видов преступной деятельности.
Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов за 9 месяцев 2016-2018 гг. представлены на рисунке 1. [1]
Рис. 1. Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов за 9 месяцев 2016-2018 гг.
За первые 9 месяцев 2016-2018 гг. наблюдается снижение количества возбужденных дел, связанных с неуплатой таможенных платежей (194 УК РФ) – на 48,87%, контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (229.1 УК РФ) – на 10,95%, контрабанда сильнодействующих, отравляющих, ядовитых веществ…(226,1 УК РФ) в 2017 году выросла на 16,74%, в 2018 году — снизилась на 0,39%.
Контрабанда наркотических средств и прекурсоров представляет существенную опасность для общества, так как подрывает наивысшую социальную ценность государства – здоровье населения, а также влияет на демографию страны. Контрабанда наркотических средств является причиной совершения других преступлений, таких как: кражи, грабежи, разбои и др.
Количество задержанных физических лиц по статье 229.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) за 9 месяцев 2017-2018 гг. представлено на рисунке 2. [2]
Рис.2. Количество задержанных физических лиц по уголовным делам (ст. 229.1 УК РФ) 9 месяцев 2017-2018 гг.
Необходимо отметить тенденцию сокращения задержанных физических лиц на 7,74% в 2018 году. [3]
Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. [4]
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет множество способов и форм выражения, таких как:
1. таблетированная форма в пищеводе человека;
2. таблетированная форма в телах животных;
3. использование в качестве контейнера для перевозки мягких игрушек;
4. перевозка в продуктах питания (бананы, замороженное мясо рыба и др.);
5. перевозка в объектах протезирования;
6. перемещение в реабилитационном оборудовании;
7. перевозка в надгробных плитах и др.
Незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется с помощью всех известных видов транспорта. Особой популярностью пользуются международные каналы почтовых и экспресс-курьерских сообщений (более 70% преступлений, выявляемых ФТС) (рис. 3).
Рис. 3. Количество выявленных фактов контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемой по каналам международных почтовых и экспресс-курьерских сообщений
Необходимо отметить положительную динамику использования данного способа перемещения контрабанды на территорию РФ. Так за 9 месяцев 2018 года было выявлено 469 случаев контрабанды, что превышает данный показатель за весь 2017 год, в котором было выявлено 454 случая. За 9 месяцев 2018 года было перемещено 73,14 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Технология ввоза наркотических средств на территорию РФ представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Технология ввоза наркотических средств на территорию РФ
Данная схема иллюстрирует процесс приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров конечным потребителем на площадке Гидро в Darknet. Более того, Darknet является самым закрытым отделом сети Интернет. Гидро, в свою очередь, является русскоязычной анонимной торговой площадкой, выполняющей функции социальной сети для всех лиц, связанных с наркобизнесом. Действующий в рамках Гидры мессенджер, облегчает общение и позволяет создать группы и приватные беседы. Кроме того, Hydra onion представляет собой площадку криптовалют нового поколения и функционирует практически на всей территории Евразии. Оплата товара производится на базе анонимных платёжных систем, таких как: Яндекс Деньги, Qiwi кошелёк, PayPal, Биткоин. Данные платёжные системы не ограничены действием на территории какого-либо государства и позволяют совершать международные переводы за минимальное время с сохранением полной анонимности. Конечный потребитель получает от поставщика сообщение в мессенджеры с указанием геолокации, фотографии местности и карты.
Следует выделить факторы, способствующие использованию дилерами каналов международных почтовых и экспресс-курьерских сообщений:
1. надежность;
2. относительная анонимность;
3. возможность многократного повторения;
4. сравнительно низкая цена за доставку килограмма наркотиков;
5. эффективность и удобность (доставка осуществляется на определенный адрес);
6. быстрота доставки;
7. разветвленная сеть почтовых операторов и представительств.
Ключевой поставщик наркотиков опиумной группы – Афганистан, синтетические наркотики составляют более 60% незаконного оборота и ввозятся из Европы и Юго-Восточной Азии, из Латинской Америки ввозится кокаин, каннабис – из Северной Африки и Центральной Азии (рис.5).
Рис. 5. Основные каналы поставок наркотических средств
На основании вышеизложенного, следует выделить факторы, влияющие на оперативную обстановку по линии борьбы с контрабандой наркотиков (рис.6).
Рис. 6. Факторы, влияющие на оперативную обстановку по линии борьбы с контрабандой наркотиков
Таким образом, можно выделить следующие причины контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: сверхдоходы и сверхприбыль, геополитические и географические детерминанты (транзит через таможенную территорию наркотических средств из государств ближнего и дальнего зарубежья), несовершенство таможенного законодательства, большое количество источников таможенного права, частое его изменение, недостаточное сотрудничество российских таможенных органов с зарубежными правоохранительными структурами в целях предотвращения контрабанды.
Полностью запретить ввоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территорию РФ технически невозможно, так как большинство из них содержится в медицинских препаратах и имеет широкий спектр применения. Так, в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ, в главе V «Использование наркотических средств и психотропных веществ» указано следующие направления применения (рис.7). [5]
Рис. 7. Цели применения наркотических средств и прекурсоров
Процесс создания новых видов наркотиков в современном мире происходит интенсивно, разрабатываются новые виды наркотических средств, а Правительство не может оперативно обновлять перечни запрещенных и ограниченных к ввозу веществ, и с каждым годом этот список становится только больше.
В целях обеспечения безопасности государства, необходимо проведение совместных мероприятий уполномоченных служб заинтересованных государств. Одним из направлений совершенствования существующей схемы является снижение бюрократических формальностей при взаимном информировании о готовящихся преступлениях в данных государствах, что может быть достигнуто путем перехода на прямое электронное сообщение по защищенным каналам связи (при этом могут использоваться нестандартные протоколы).
На наднациональном уровне ведутся переговоры по согласованию системы взаимодействия между таможенными органами РФ и службами безопасности Франции, Бельгии, Турции, ФРГ, США, КНР и др.
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является одной из глобальных проблем современного общества, поэтому её решение и минимизация ущерба может быть достигнуто только путём взаимовыгодного сотрудничества всех государств.
Список литературы
- Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы, URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=54:2011-01-24-16-31-26&layout=default;
- Международный таможенный форум 2018, Панельная сессия «Противодействие контрабанде наркотиков. Современные решения проблем на межведомственном и международном уровне», URL: http://www.expocustoms.ru/;
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/82872099e82da083817266ed0dfddfda60d45d90/;
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» URL: http://base.garant.ru/57429071/#ixzz5UyeisacE;
- Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/.