ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

№4,

Юридические науки

Тодинов Алексей Георгиевич


Ключевые слова: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА; ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ; THE LEGAL NATURE OF TOURIST ACTIVITY; NATURE TOURISM PRODUCT; THE CONTRACT OF PAID RENDERING OF SERVICES.


Аннотация: В данной статье выделено две точки зрения в понимании правовой природы и сущности туристической деятельности. С одной позиции турпродукт — право (гарантии) или как товар на услуги, это договор как договор розничной купли-продажи. Вторая позиция — договор по возмездному оказанию услуг. Характер договорных отношений в настоящее время по поводу туристского продукта имеет несколько моделей своего выражения. Основной целью туристского договора считается удовлетворение конкретных потребностей граждан в организации их отдыха.

Туризм, превратившись в наиболее значимую форму использования свободного времени большого количества людей представляет собой такой вид деятельности, который для современного общества имеет конкретное значение, и является определенным средством межличностных отношений. Так, под словом «туризм» понимается один из разновидностей путешествия или активного отдыха.

Исследуя правовую природу туристской деятельности, необходимо отметить, что среди ученых также нет единого мнения в понимании правовой природы и сущности туристской деятельности.

Однако, на данную проблему необходимо выделить наиболее распространенные две точки зрения. Одна из которых совпадает с мнением разработчиков первоначальной редакции закона об основах туристской деятельности, которая действовала до 2007 г.

Сторонники данной позиции турпродукт рассматривали как право (гарантии) или как товар на услуги, который реально осуществлялся другими субъектами, которые не имели договорных прямых отношений с туристом, то есть рассматривали этот договор как договор розничной купли-продажи.

Данный договор основывался на том, что при заключении договора с туристом турагенты и туроператоры продавали не конкретные услуги, а лишь только права на эти услуги, так как данные услуги осуществлялись, производились и предоставлялись контрагентами, которые не имели с туристами определенных правоотношений. При этом, здесь не могло учитываться то, что в данной ситуации имело место наиболее широко распространенный случай возложения должником на третье лицо исполнения обязательства.

Одним из наиболее важных аргументов сторонников этого подхода является определенная возможность наиболее гибкого ведения налогообложения операций и бухгалтерского учета, связанная с продвижением, формированием и реализацией турпродукта.

Иной позиции придерживается большинство ученых-юристов. Правовой формой рассматриваемых отношений, по их мнению, является договор по возмездному оказанию услуг.

Сущность данного договора о реализации туристского продукта обусловлена тем, что возникновении у одного лица (туриста) по отношению к контрагенту возникает право требования оказания последним конкретных услуг.

Следовательно, большинство исследователей занимает позицию определения правовой природы туристской деятельности в соответствии с нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс РФ не включает в себя отдельный раздел о туристских договорах.

Статьей 128 ГК РФ определяются услуги как один из объектов гражданских прав, а статьи 779-783 ГК РФ раскрывают договор возмездного оказания услуг. Так, по договору возмездного оказания услуг по заданию заказчика исполнитель обязуется оказать услуги, то есть совершить конкретные действия или осуществить конкретную деятельность, а заказчик в свою очередь обязан эти услуги оплатить, при этом нормы главы 39 ГК РФ «применяются к договорам оказания услуг… в том числе услуг по туристическому обслуживанию».

Некоторые ученые-юристы, (М.Б. Биржаков), предлагают выделять две основные сущности туристского продукта: экономическую и юридическую сущность. Под турпродуктом в экономическом смысле понимается взаимоувязанный и упорядоченный комплекс туристских услуг, а в юридическом смысле — право иного потребителя или туриста на получение в будущем комплексных или отдельных туристических услуг. Таким образом, с одной стороны, данный подход предлагает внести в сложную правовую природу ясность в сущность понятия «туристский продукт», которая связана с тем, что туристские услуги предоставляются не самой туристской фирмой, а представителями туриндустрии на территории, которой пребывает турист. Однако, с другой стороны, этот подход не может решить основную проблему — предмета договора между турфирмой и туристом.

Необходимо понимать, что основной целью туристского договора считается удовлетворение конкретных потребностей граждан в организации их отдыха. При этом, несмотря на обширное разнообразие квалификаций данных договоров, сущность этих договоров может выражаться в предоставлении определенного комплекса туристских услуг — путешествия или отдыха, который включает в себя элементы размещения, перевозки и иных услуг.

Таким образом, характер договорных отношений в настоящее время по поводу туристского продукта имеет несколько моделей своего выражения.

Во-первых, туроператор может являться представителем услугодателей (перевозчиков, отелей) перед туристом, действуя от их имени. В этом случае туроператор и услугодатели заключают между собой договор агентирования или поручения, а перед туристом туроператор выступает соответственно как поверенный или агент. Кроме того, туроператор часть услуг может оказывать как отель или как перевозчик, когда в своем распоряжении имеет собственные транспортные средства или гостиницы. Следовательно, говорить здесь о «реализации туристского продукта» достаточно является проблематичным, поскольку туроператор, даже будучи поименованным в договоре, вообще не вступает с туристом в правоотношение и не несет перед ним ответственности, либо является перед клиентом, обязанным по отдельным видам договора.

Во-вторых, туроператор вправе заключить с услугодателем договор в пользу туриста. Здесь сторонами выступают услугодатель и туроператор, но право требования от услугодателя исполнения обязательств имеет право только сам турист. Данные договоры турфирмы заключают зачастую с отелями, в том случае, когда заранее для клиентов бронируются места, при этом, которых к моменту брони персональные данные еще неизвестны.

Турист в данной ситуации получает на тех условиях услуги, на которых между собой договорились услугодатель и туроператор, а предъявлять претензии может лишь те, которые вытекают из данного соглашения, но не из договора реализации турпродукта. В этом случае, если лицо является абстрактное, это считается своеобразный договор в пользу третьего лица, а не договор о реализации туристского продукта.

В-третьих, при заказе конкретных услуг туроператор может являться представителем туриста, который действует от имени и за счет клиента. Следовательно, турфирма и ее контрагент между собой заключают договор агентирования или поручения. Однако, при этом туроператор является представителем услугодателя, являясь в одном лице коммерческим представителем двух сторон. При этом, действуя именно по данной схеме многие туроператоры, бронируют места в гостиницах, заказывая билеты и даже получая визы для туристов.

Во всех ситуациях, в итоге происходит, то что в процессе оказания услуг компания-оператор вообще не принимает участия, поскольку в юридическом смысле турист непосредственно заключил договоры с услугодателями. Следовательно, турист не может расторгнуть договор с турфирмой в случае увеличения тарифов, болезни и в иных случаях, прямо предусмотренных статьей 10 Закона о туризме, и, следовательно, получить возмещение убытков, в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательств, причиненных туристу.

Таким образом, договор о реализации туристского продукта необходимо относить к договорам возмездного оказания услуг, а для объяснения правовой природы данного договора необходимо отметить определенную направленность действий сторон в рассматриваемых правоотношениях, определяя сущность и правовую природу реализации турпродукта, составляющего предмет данного договора по предоставлению комплекса туристских услуг.


Список литературы

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 нояб. 1996 г. № 132-ФЗ: в ред. Федер. закона от 29 июня 2015 г. // СЗ РФ. — 1996. — № 49. — ст. 5491.
  2. Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. Правовое регулирование туристской деятельности. — М., 2014. — С. 82-88.
  3. Братановский С.Н. Правовые основы международного туризма // Туризм: право и экономика, 2015, № 4. — С. 19-23.
  4. Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». — М.: Норма, 2014. — 482 с.
  5. Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — с. 396 с.