УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЮРИСТОВ ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

№15,

Педагогические науки

Лисихина Наталья Владимировна (Кандидат медицинских наук)


Ключевые слова: ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ; ДЕЛОВАЯ ИГРА; ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ; ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ; FIRST AID; BUSINESS GAME; EMERGENCIES; INNOVATIVE APPROACHES.


Аннотация: В статье рассматривается вопрос об инновационном подходе, в частности «деловая игра», как одной из форм активного средства обучения юристов основам первой помощи. Данная форма обучения раскрывает личностный потенциал, лучшие качества обучающегося, позволяет сократить время накопления профессиональных умений и является наиболее эффективным способом приобретения практических навыков и умений.

Современный этап развития педагогической науки, характеризующийся проблемой глобализации, ведет к изменению самих идей образования, что ставит перед человечеством принципиально новые цели и задачи, для решения которых необходимо участие всего мирового сообщества. Для решения сложившейся ситуации в образовательный процесс высших учебных заведений подготовки будущих специалистов в области юриспруденции, стали внедряться инновационные формы учебных занятий, развивающие у обучающихся навыки командной работы, интерес, анализ ситуаций и имитационных моделей, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, включая проведение ролевых (деловых) игр. При этом решаются две педагогические задачи: активизация учащихся и интенсификация их познавательной деятельности, т.е. усвоение большего объема содержания за наименьшее время. От традиционного объяснительно-иллюстративного метода активные методы обучения отличаются следующими характеристиками: обучение происходит в условиях, имитирующих профессиональную деятельность; направлено на решение проблемных ситуаций; в обучении реализуются возможности совместного группового усвоения знаний, умений и навыков в коллективной деятельности; максимально активизируется мыслительная деятельность студентов, которая становится сопоставимой с активностью педагога [2].

Кроме того, готовность нашего государства к чрезвычайным ситуациям, различного характера основывается и на качественной подготовке специалистов соответствующих структур, способных эффективно действовать в условиях информационно насыщенной среды, ориентированных на создание перспективных нововведений и изыскание путей их практической реализации. Первостепенной основой такой готовности является обучение навыкам первой помощи, которая до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб [1].

Нами в ходе изучения дисциплины «Первая помощь» в Сибирском юридическом институте МВД России применяется деловая игра с ограничением времени, как одна из форм закрепления теоретических знаний, полученных на практических занятиях. Это одна из форм активного средства обучения при подготовке будущих юристов в условиях чрезвычайной ситуации. Деловая игра позволяет наиболее точно приблизить обучение к реальным условиям профессиональной деятельности, воссоздать ее предметное и социальное содержание, моделировать отношения, характерные для работы полицейского при оказании первой помощи пострадавшим. Задачей исследования является повышение эффективности обучения, направленного на качественную подготовку специалиста при оказании первой помощи в различных условиях. В игре участвует вся группа обучающихся. Преподаватель подразделяет присутствующих на занятии на подгруппы по 4 человека. Каждой подгруппе дается индивидуальное задание на предмет оказания первой помощи пострадавшему при чрезвычайных ситуациях (например, оказать первую помощь при открытом переломе правой плечевой кости или «…из воды извлечен человек без признаков жизни, пульс и дыхание отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются, ваши действия…»). Один обучающийся в группе имитирует пострадавшего (либо имитирует на манекене развившееся состояние), другой непосредственно оказывает первую помощь, третий является свидетелем несчастного случая и непосредственным помощником, оказывающему первую помощь, четвертый участник игры выступает в роли эксперта, представляя собой «приехавшую» на место происшествия «скорую помощь», и фиксирует все недочеты в тетрадь для дальнейшего обсуждения и работы над ошибками. В процессе обсуждения одновременно активно участвуют все обучающиеся группы, что вносит элемент позитивного соревнования между участниками игры. После проведения деловой игры для закрепления пройденного материала преподаватель ставит просмотр фрагмента видеофильма, например: «Оказание первой помощи при замерзании», «Основные ошибки при оказании первой помощи при замерзании» и т.д. Текущий контроль в конце занятия состоит из тестового опроса по изучаемой теме.

Данный вид инновационной формы обучения – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленной кооперации и контакта всех участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования, целью которого является создание у участников представления в искусственно воссозданных условиях или ролевого поведения, когда каждый участник имеет соответствующее задание, которое он должен выполнить в соответствии с условием задачи. В процессе деловой игры основной акцент переносится на интенсивную индивидуальную деятельность обучающегося по закреплению теоретического материала, что является наиболее эффективным способом приобретения практических навыков и умений и ведет к достаточно быстрому пониманию алгоритмов оказания первой помощи в конкретной ситуации. В условиях игры приобретается не только компетенция специалиста, но и социальная компетенция, т.е. навыки взаимодействия с врачами разных специальностей, с больными и их родственниками [3].

Таким образом, данный инновационный подход при обучении юристов навыкам оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях раскрывает личностный потенциал, лучшие качества обучающегося, позволяет сократить время накопления профессиональных умений, дает возможность экспериментировать с событиями, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем, формируя целостный образ профессионала.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. Галактионова М. Ю., Чистякова И. Н., Бекетова Е. В., Назаренко Н. В. Сочетание активных форм обучения как условие качественной подготовки выпускников // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конф.‒ Красноярск, 2010.‒ С. 249–251.
  3. Лисихина Н.В. Деловая игра как способ повышения эффективности учебного процесса при изучении дисциплины «Первая помощь» // Инновационные методы и образовательные технологии подготовки сотрудников органов внутренних дел: материалы Всерос. науч.- практ. конф.‒ Ростов-на-Дону, 2017. ‒ С. 35-37.