УДК 37
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
№15,
Педагогические науки
Клиппа Анна Андреевна
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; LITERARY COMPETENCE; READING COMPETENCE.
В условиях глобального информационного общества объемы информации, в которую погружается человек, с каждым годом только увеличиваются. Освоить и переработать такой информационный поток по силу только подготовленному грамотному читателю.
В современной российской системе общего образования делается акцент на развитие базовых компетенций, в число которых входит и читательская. Согласно новым Федеральным государственным стандартом начального общего образования начальная школа призвана реализовывать компетентностный подход в образовании, где первостепенной целью обучения литературному чтению является «формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [4]. Действительно, все образование опирается на читательскую деятельность, в рамках которой происходит формирование человека, способного познать мир и свое место в нем с помощью разнообразных литературных текстов. Чтение является одним из важнейших способов освоения базовой социально-значимой информации и представляет собой основной достоверный источник, обеспечивающий возможность повешения уровня общекультурной и профессиональной компетентности.
Понятие «компетентность» как педагогическую категорию исследовали такие отечественные ученые, как А.А. Андреев, И.А. Зимняя, С.Л. Троянская, М.Н. Скаткин, Е.Д. Божович и другие.
Ключевыми понятиями компетентностного подхода являются «компетентность» и «компетенция».
С терминологической точки зрения, компетенция – это «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён [2, с.283], а понятие «компетентность» означает «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение» [1, с.455].
Наиболее часто встречаемые в педагогике и методических работах по литературному развитию термины читательская и литературная компетентности тесно взаимосвязаны между собой, но тождественно ли они равны?
Анализ материалов свидетельствует от том, что понятие «читательская компетентность» чаще всего употребляется в педагогике, психологии и др. науках, а термин «литературная компетентность» более характерен для современных нормативных образовательных документов и методических разработок.
Всю текстовую информацию условно можно разделить на две категории: художественная литература и все остальные. Тогда к категории читательской компетентности относится вся текстовая информация, включая художественные произведения, а к литературной компетентности, в свою очередь, можно отнести только чтение и анализ художественных текстов.
Таким образом, литературная компетентность является одной из составляющей читательской компетентности. Это как соотношение части (литературная компетентность) и целого (читательская компетентность).
По определению Н.Н Сметанниковой читательская компетентность – это «качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [3, с.55].
ФГОС НОО определяет компоненты читательской компетентности, которые составляют совокупность следующих читательских навыков: понимание ценности литературы в мировой культуре; формирование потребности в постоянном чтении книг; осознание значимости чтения для личного развития; владение разнообразно техникой чтения (ознакомительный, изучающий, выборочный и поисковый вид чтения) и приемами понимания прочитанного и/или прослушанного (осознанное восприятие, анализ, оценка содержательной и морально-нравственной сторон и т.д.); умение самостоятельно подбирать интересующую литературу.
Литературная компетентность включает ту же совокупность компонентов, что и читательская, только рассматривает их в призме ознакомления детей младшего школьного возраста с художественными литературными произведениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что соотношение понятий «литературная компетентность» и «читательская компетентность» для фундаментальных педагогических наук тождественно не равны. Однако, в школьной практике данные термины приравниваются и четко не разграничиваются.
Список литературы
- Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. — М.: Мартин, 2006. — 703 c.
- Словарь русского языка и литературы // С.И. Ожегов, под общ.ред. Л.И. Скворцова. – Москва: «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2003. – 668 с.
- Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007. – С.55
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение,2010.
- Ядровская Е.Р. Анализ и соотношение понятий «Литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность» // Мир науки, культуры и образования. 2009. – № 5(17), Горноалтайск. – С. 132-139.