УДК 796.011.1

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

№15,

Педагогические науки

Тахабеева Айгуль Айратовна
Мифтахов Алмаз Фаридович


Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА; ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; ОЗДОРОВЛЕНИЕ; HEALTH; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL DEVELOPMENT; PHYSICAL EDUCATION; DEVELOPMENT OF PERSONALITY; HUMAN CAPABILITIES; EDUCATION; PHYSICAL CULTURE; IMPROVEMENT.


Аннотация: В статье описывается важность воспитания физической культуры и ее влияние на улучшение самочувствия, формирование физических способностей, всестороннее развитие личности. Физическая культура рассматривается как сфера культуры, которая позволяет с помощью своих собственных средств и методов воспитывать в человеке готовность к сохранению и укреплению собственного здоровья. В статье уделяется особое внимание на определение роли физической культуры в самостоятельной жизни ребенка, которое достигается лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.

Здоровый человек – это тот человек, который научился слушать и понимать свой организм. Поэтому очень важно, сегодня, наравне с подготовкой ребенка к самостоятельной жизни, воспитанием его нравственно и физически здоровым, так же и уделить внимание тому, чтобы научить его быть здоровым, помочь сформировать у него осознанную потребность в здоровье, для его будущего благополучия и успешности в жизни. Но что же это такое здоровье? В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это «состояние полного, физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Здоровые дети – это наше благополучие, потому что без здорового подрастающего поколения у нас нет будущего. Однако в настоящее время на пути у распространения физической культуры появляются такие преграды, как недостаточное финансирование, малоподвижный образ жизни, слабая освещённость в СМИ. Всё это мешает образованию интереса молодёжи в плане физического совершенства. В то же время огромный объем учебной нагрузки на учащихся значительно вредит их общему физическому и психическому состоянию. Это может особенно негативно сказаться так же и на процессе формирования личности, который совпадает по времени с периодом обучения в школе, средне специальном или в высшем учебном заведении.

Стоит так же отметить, что в настоящее время объем действий требующих подвижность в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже становится причиной для беспокойства. Многие задания в учебной и домашней деятельности учащихся так же привязаны к компьютерным технологиям, что в очередной раз подчеркивает недостаточную подвижность, которая наблюдается среди школьников и студентов. Наряду с недостатком движения стоят так же неправильное питание, несоблюдение режима дня и стрессовые ситуации[1].

Важно отметить, что кроме уроков физической культуры, которые входят в обязательную учебную программу и являются главным звеном в формировании физического воспитания, нужно обеспечивать работу внеурочных спортивных секций кружков оздоровительной направленности. Именно эти дополнительные занятия помогают решить задачу первостепенной важности: на протяжении всего обучения в школе, а в дальнейшем и в высших учебных заведениях у учащихся постепенно обогащается физическая культура так, что к моменту завершения обучения развивается физически жизнеспособная и наилучшим образом подготовленная к самостоятельной жизни молодежь.

К сожалению, урочная форма не позволяет решать некоторые специфические задачи оздоровления. Некоторым ребятам нравятся спортивные секции, другим – специальные занятия оздоровительной направленности. Поэтому, учитывая интересы учащихся, в школе постоянно работают кружки и секции спортивного направления. Каждый ученик сможет найти среди этих занятий то, что будет интересно именно ему и в то же время поможет им в укреплении здоровья. Приобретенные на уроках навыки учащиеся закрепляют на занятиях этих секций. Таким образом, уроки физической культуры в тандеме с различными кружками это уже огромный шаг к развитию не только физического здоровья, но и развитию осознанного и серьезного отношения к своему здоровью[3].

Не стоит забывать, что для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в себе одно из самых ценных качество — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы[5]. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, и вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

Крайне важно держать в памяти то, что если члены семьи понимают значение физической культуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и подбадривая его. Лучший пример для детей — это его родители, которые своим образом жизни показывают ребенку, как важно уделять время физическим упражнениям. Родители ошибочно считают, что для ребенка самое важное – это хорошо учиться. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо учиться – не сможешь найти работу», но лишь малая часть родителей говорит детям: «Не будешь уделять время спорту – не станешь сильным! Не будешь делать зарядку по утрам – будешь чаще болеть!». Это говорит о том, что школа и семья должны прикладывать больше усилий для того, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в решении.

Среди родителей и учителей бытует мнение о том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 10-15 % зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, то есть от знаний и умений сохранять его самим человеком. Еще с детства каждый человек должен держать у себя в памяти, что наше тело нуждается в физических тренировках и особенно в максимальном количестве подвижности в течении дня[2].

Физическая культура, в тандеме с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека[4]. Физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека[2].

Здоровый образ жизни — очень действенное средство, которое помогает защищаться от многих болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих и должен приложить как можно больше усилий самостоятельно.


Список литературы

  1. Попов В., Суслов Ф., М., «Физкультура и спорт», 1984 г. – 224 с.
  2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999. – 448 с.
  3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.
  4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988. – 463 с.
  5. Выдрин В. М. Спорт в современном обществе. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 659 с.