УДК 34

ПОНЯТИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№15,

Юридические науки

Фотина Анастасия Дмитриевна


Научный руководитель: Степанов М.Г., доцент, канд. ист. наук, доцент кафедры истории России ХГУ им. Н.Ф. Катанова.


Ключевые слова: РЕКЛАМА; РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИНФОРМАЦИЯ; ТОВАР; УСЛУГА; ПОТРЕБИТЕЛЬ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ; ADVERTISING; ADVERTISING; INFORMATION; PRODUCT; SERVICE; CONSUMER; BUSINESS; PROFIT.


Аннотация: Рассмотрено определение понятий реклама и рекламная деятельность, отличие рекламы от информации. В статье автор приходит к выводу, что рекламная деятельность является частью предпринимательской деятельности, нацеленной на получение прибыли путем продажи товаров и услуг. Для успешной продажи товара или услуги реклама обязательно должна установить контакт с потенциальным потребителем.

Для определения понятия рекламной деятельности необходимо определить, что содержит в себе понятие «реклама». Изначально понятие «реклама» подразумевало все связанное с распространением в обществе информации о товарах или услугах с использованием всех средств массовой информации, которые были в тот период времени. Дальнейшее развитие рекламы привело к отделению от нее отдельных массово-коммуникационных направлений, которые стали развиваться самостоятельно, например, таких как связи с общественностью, продвижение товара и т.д.

Наиболее полное определение содержит в себе ст. 3 Закона «О рекламе», в соответствии с которым, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1].

Однако, рекламу не нужно отождествлять с информацией. Очень часто потребители рекламы за нее воспринимают абсолютно любые информационные сообщения о каких-либо товарах, работах, услугах, а также их производителях, которые распространены такими способами и в такой форме, которые являются доступными для восприятия широким кругом лиц. При этом направленность информации на восприятие определенной социальной группой не должна рассматриваться как нарушение требования — о неопределенном круге адресатов. Например, встречаются случаи, когда проводится реклама товаров, представляющих интерес для людей определенной профессии или конкретной возрастной группы. Так, следует рассматривать как рекламу приглашение на проводимый в рамках выставки собак на коммерческой основе семинар для ветеринаров или экспертов по экстерьеру и рабочим качествам [2].

Однако несмотря на наличие законодательно закрепленного определения понятия «реклама», в научной среде отсутствует его единое понимание. Это связано прежде всего с несовершенством самой конструкции указанного определения, а также тем, что реклама выступает объектом не только гражданско-правовых, но и иных правоотношений, которые по своей сути носят публичный характер. Поэтому судьи, регулирующие органы, а также иные заинтересованные лица толкуют данный термин в определенных случаях как сведения, а в других — как сам процесс распространения сведений.

Чаще всего термин «реклама» употребляется широко, как понятие массового сознания, а термин «рекламная деятельность» понимается как профессиональная сфера реализации субъектов.

Вместе с тем, словарь иностранных слов определяет понятие «реклама» следующим образом: реклама (лат. Reclamare) — это объявление, плакат, извещение по радио, имеющие целью создать широкую известность чему-либо; распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популярности [3].

Таким образом, можно определить, что рекламная деятельность — является одним из видов предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли. При этом, под ней понимается деятельность по получению, обработке и распространению информации. Это обусловлено прежде всего тем, что для успешного продвижения товаров, работ и услуг на рынке необходима соответствующая качественная рекламная кампания. В связи с этим, рекламная деятельность существует не сама по себе, а как деятельность, которая осуществляется с целью обеспечения какого-либо иного вида предпринимательской деятельности.

Между тем, понятия «реклама» и «рекламная деятельность» зачастую отождествляют, поскольку само понятие рекламы, установленное Законом «О рекламе», на практике используется не только как обозначение определенного вида информации, но и охватывает творческую деятельность по ее созданию, разработке, а также деятельность, направленную на доведение ее до потенциального потребителя.

Суть рекламы заключается в представлении объекта рекламирования, которое направлено на установление предварительных контактов с потенциальными контрагентами или потребителями в целях извещения их о себе, о товаре и своей деятельности. Поэтому регулирование отношений, связанных с рекламой, направлено именно на установление определенных требований и ограничений, которые касаются не только рекламной информации, но и способов ее доведения до третьих лиц [4].

Между тем, длительность рекламной деятельности начинается моментом возникновения потребности в рекламе и заканчивается моментом её появления на носителях. При этом, основными этапами рекламной деятельности являются: организация информационного обеспечения (т.е. сбор информации и ее анализ), исследования, представляющие первичную информацию, планирование рекламной деятельности, организация рекламной деятельности, контроль, и оценка ее эффективности.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что нередко термин «рекламная деятельность» трактуется в аспекте экономики, при указанном подходе рекламная деятельность рассматривается как технология управления рекламным процессом и рекламным бизнесом. Рекламный менеджмент реализуется в единстве таких управленческих функций, таких как организация, планирование, мотивация, контроль и распределение ресурсов [5].


Список литературы

  1. О рекламе: Федеральный Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 № 338-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. № 12.
  2. Свит Ю.П. Ненадлежащая реклама и защита прав потребителей // Законы России. — 2010. — № 5. — С. 36-39.
  3. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. М., — 1954. – 599 с.
  4. Свиридова Е.А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., — 2007. С. 10 – 11.
  5. Моргун А.В. Практика применения законодательства о рекламе // Право. Журнал высшей экономики. – 2013. — №3. – с. 125-136.