УДК 339.543

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

№15,

Экономические науки

Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна
Юрченко Оксана Анатольевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ ЛОГИСТИКА; ЭКОНОМИКА; ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ОАО «РЖД»; ПАО «АЭРОФЛОТ»; АО «ПГК»; ИДК; СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЭД; ТРАНЗИТ; ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ; CUSTOMS LOGISTICS; ECONOMICS; CUSTOMS SERVICE; RUSSIAN RAILWAYS; AEROFLOT PJSC; FREIGHT ONE JSC; INSPECTION SYSTEM; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY ESCORT; TRANSIT; RAIL FREIGHT TRAFFIC.


Аннотация: В данной статье рассматривается таможенная логистика, имеющая потенциал развития и внедрения на территории Российской Федерации, определены ключевые логистические компании в сфере транспортных услуг. Выявлены проблемные аспекты и предложены ключевые направления совершенствования таможенной логистики во взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности.

Таможенная логистика является одним из динамично развивающихся прикладных направлений логистики. Данное направление включает в себя две взаимосвязанные сферы деятельности: таможенную и логистическую. Развитие логистики обусловлено необходимостью повышения рентабельности бизнеса. Производители товаров и услуг пытаются снизить издержки производства для повышения конкурентоспособности своей продукции. Наиболее эффективным способом достижение данной цели, снижение издержек по всей цепочке товарных потоков является логистика, включая таможенную. Целью таможенной логистики является обеспечение экономической безопасности государства в условиях глобализации при перемещении товаров через таможенную границу. В настоящее время существует множество компаний, предлагающих транспортно-логистические услуги, больший кластер которых занимает компании с государственным капиталом. Это обусловлено множеством факторов, одним из которых является массовость перевозок по железнодорожному полотну, которая является стратегическим объектом, например, Транссибирская железнодорожная магистраль, протяженностью 9289 км, соединяет Москву и Владивосток, а также является единственной сухопутной магистралью. В случае если железная дорога на данном участке пути перестанет функционировать, то прервётся сообщение между отдаленными регионами страны.

Направление применения логистического подхода является особенно актуальным при осуществлении внешнеэкономической деятельности на современном этапе. Во-первых, наблюдается прямая корреляция с расширением внешнеэкономических связей государства. Во-вторых, выросли возможности участников ВЭД для обеспечения экономически эффективного сотрудничества, а также инициатива посреднических структур. Базис таможенной логистики – организация процесса транспортировки, включая ограничения, вызванные помещением под определенные процедуры. Логистика должна обеспечить согласованное перемещение товарных, финансовых потоков, а также оптимизацию данного процесса.

Наиболее эффективно действующие компании в сфере логистике на территории Российской Федерации представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Логистические компании на территории РФ

Одной из распространенных компаний в сфере логистики является ОАО «РЖД» [1]. Железнодорожный комплекс является стратегическим звеном РФ, обеспечивающим непрерывную работы ключевых промышленных компаний, доставку грузов по всей территории РФ. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является РФ. На рисунке 2 представлена структура грузовых перевозок за 1 полугодие 2017-2018 гг [2].


Рис. 2. Структура грузовых перевозок за 1 полугодие 2017-2018 гг. (млн. тонн)

Основываясь на данных, представленных на рисунке 2, можно сделать вывод, что наибольший объем грузовых перевозок составляется каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, то есть сырьевые товары.

На рисунке 3 представлены эксплуатационные показатели.


Рис. 3. Эксплуатационные показатели

В 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась скорость доставки груза на 1,3%, при этом маршрутная скорость грузового поезда сократилась на 4,5%. Также необходимо отметить снижение надежности отправки товаров на 0,4%. [2]

ПАО «Аэрофлот» является крупнейшей российской авиакомпанией, лидером гражданской и грузовой авиации РФ, одной из старейших авиакомпаний мира. [3] Группа «Аэрофлот» включает в себя такие авиакомпании как «Аэрофлот», «Россия», «Победа». По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2017 году объем грузовых авиаперевозок составил 59,9 млн. тонн (+9,1 по сравнению с 2016 годом). В 2017г объем грузоперевозок на российском рынке составил 1,2 млн. тонн (+16% по сравнению с 2016г). Более 76,4% перевозок приходится на международный сегмент и составляет 931,2 тыс. тонн (+19,5% по сравнению с 2016г), на внутренних направлениях аналогично наблюдается рост и данный объем составляет 288,1 тыс. тонн (+6,1% по сравнению с 2016г). [4] Доля грузоперевозок группой «Аэрофлот» составляет 22,4% (рис. 4).


Рис. 4. Объем грузовых авиаперевозок на российском рынке (тыс. тонн)

На пассажирских рейсах в грузовых отсеках используются емкостные возможности. В 2017 году объем перевозки грузов и почты составил 273,4 тыс. тонн (+32,8%). Тоннокилометраж имел положительную динамику: 13,0 млрд тонно-километров (+17,7%). Коммерческая загрузка увеличилась 3,0 п.п. (68,7%). В 2017 году перевозки авиакомпании «Аэрофлот» составили 226,6 тыс. тонн грузов и почты (+29,1% по сравнению с 2016) (рис. 5).


Рис. 5. Перевозки грузов и почты Группы «Аэрофлот» (тыс. тонн)

Тоннокилометраж составил 9,3 млрд. тонно-километров (+12,9%), коммерческая загрузка 68,1%, увеличилась на 3,1 п. п. (68,1%). Увеличение объемов грузопочтовых перевозок связано с использованием широко фюзеляжных воздушных судов, а именно Boeing 747 и Boeing 777, которые наиболее приспособлены для перевозки грузов (рис. 6).


Рис. 6. Тоннокилометраж группы «Аэрофлот» и коммерческая загрузка (млр. ткм, %)

Крупнейшим частным оператором грузовых железнодорожных перевозок на территории РФ является АО «Первая грузовая компания» (АО «ПГК»). Основная деятельность АО «ПГК» заключается в управлении подвижным составом, а также подвижным составом третьих лиц и экспедиторское обслуживание. ОА «ПГК» входит в состав холдинга «Universal Cargo Logistics Holding». [5]

Компания предоставляет сервис на сети железных дорог с диаметром колеи 1520 мм. В Финляндии и Казахстане располагаются дочерние компании «Freight One Scandinavia» и «ПГК — Центральная Азия». На территории РФ имеются 14 филиалов, осуществляющих эффективное функционирование за счет сотрудничество с ОАО «РЖД» и предприятиями технической поддержки на всех этапах процесса перевозки (рис. 7).


Рис. 7. Карта глобального присутствия

Суммарный грузооборот за 2017 год составил 324 млрд. т-км. Структура грузооборота АО «ПГК» в 2017 году представлена на рисунке 8.


Рис. 8. Доля грузов в общем объеме перевозок АО «ПГК», %

На рисунке 9 представлены основные клиенты АО «ПГК».


Рис. 9. Клиенты АО «ПГК»

В течение 2017 года при устойчивой грузовой базе отмечался дефицит парка полувагонов на сети. Несмотря на процесс обновления парка подвижного состава были реализованы все мероприятия и выполнены обязательства перед ключевыми клиентами АО «ПГК». Клиентоориентирванность позволило АО «ПГК» увеличить объем перевозок грузов АО «НК «Роснефть» на 15,7% к 2016 г., а также сохранить позиции в портфеле клиента. Положительная динамика грузопотока компании «Лукойл» возросла на 1,4%, объем перевозок — 18%. Для повышения эффективности бизнеса АО «ПГК» внедрила комплексную систему управления внутренними процессами предприятия, базирующейся на технологии SAP. Одним из планируемых результатов внедрения данной технологии является автоматизация сквозных закупочных процессов «От потребности до оплаты» на базе «улучшенных практик», реализованных в SAP S/4HANA, в том числе процессов планирования и перемещения. Централизованная система управления позволит добиться абсолютной прозрачности, достоверности, целостности данных в системе SAP. [6]

В процессе глобализации происходит диверсификация экспорта и импорта, также увеличиваются объемы товаропотоков. РФ выступает в качестве транзитной страны при взаимной торговле Китая со странами ЕС. Также РФ использует логистические компании, в особенности, ориентированные на железнодорожные перевозки, обусловленные экспортируемыми товарами и тарифами на перевозку. Так, например, в зоне деятельности Свердловской железной дороги грузооборот составил 11% (68,8 тыс. тонн) в 2017г, из них химикаты и сода – 52%, химические и минеральные удобрения – 25%, огнеупоры – 8%, железная и марганцевая руда, бумага, продукция деревопереработки – 4%, нефть и продукты её переработки – 3%. [7]

Ключевыми предприятиями в производстве нефтяного кокса в УрФУ являются ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», находящийся в Пермской области и АО «Антипинский НПЗ» – в Тюменской области. Востребованность кокса обусловлена его многопрофильным использованием как топливо или материал для изготовления электродов для сварки, коррозионно-устойчивой аппаратуры, восстановителя при получении ферросплавов, его перевозят в полувагонах. В полувагонах перевозится около 60% всех грузов.

Наиболее существенными проблемными аспектами в логистической деятельности на территории РФ являются:
1. Различный диаметр колеи определяет необходимость перегрузки на границе в другой адаптированный для новой колеи подвижной состав, как при импорте, так и при экспорте, что в свою очередь приводит к увеличению времени доставки, а также увеличения стоимости, в связи с включением дополнительных операций по погрузке и разгрузке. Однако наличие нестандартизированного диаметра колеи является элементом обеспечения безопасности государства.
2. Введение центров электронного декларирования (ЦЭД) является прямой угрозой численности специалистов на таможенных постах и как следствие ведет к массовым сокращениям. Таким образом, в пункте пропуска отсутствуют высококвалифицированные таможенные кадры, что ведёт к снижению эффективности проведения таможенного контроля. Данное нововведение может облегчить осуществления провоза контрафактных товаров.
3. Отсутствие необходимого технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу, а именно инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) для проверки железнодорожных составов.
4. На приграничных территориях отсутствуют терминалы для складирования крупногабаритных грузов, а также грузов, перевозимым навалом, насыпом и др.
5. На данный момент в РФ не реализуется в полной мере потенциал в качестве транзитной страны. Большинство контрагентов при всех положительных аспектах транспортировки по территории РФ, таких как значительная территория и безопасность перевозок, выбирают зарубежных партнеров.

Существующие проблемные аспекты требуют комплексного решения:
1. Необходима разработка и массовое введение для грузовых перевозок, адаптированного подвижного состава, способного следовать по любому диаметру колеи.
2. Проведение ЦЭД необходимо оставить весь кадровый состав в пунктах пропуска через государственную, либо таможенную границу для эффективного проведения таможенного контроля.
3. Разработка и внедрение системы ИДК в приграничных железнодорожных пунктах пропуска для сокращения времени осуществления таможенного контроля.
4. В целях предоставления полного комплекта услуг при железнодорожных транснациональных перевозках необходимо создание единых терминалов, на базе которых осуществлялось бы складирование товаров, сопровождение деятельности участников ВЭД (включая таможенный контроль), а также предоставление логистических услуг.
5. Для повышения транзитной привлекательности РФ проектируются и внедряются транспортные коридоры, один из которых в рамках Концепции Шёлкового пути «Один пояс и один путь», пролегающей из КНР в Европу через территорию РФ и Казахстана. Другой транспортной коридор будет организован через восточную часть России по Транссибирской магистрали. Для реализации данных коридоров будет введена соответствующая инфраструктура: логистический центр в Челябинске, сортировочные и перевалочные станции и др.

Таким образом, таможенная логистика является динамично развивающейся отраслью в экономике. При всех проблемных аспектах железнодорожных перевозок по территории РФ данное направление является наиболее часто используемым среди участников ВЭД. Необходимы комплексные меры по оснащению таможенных постов, обеспечению должного уровня кадрового состава, а также предоставления полного пакета услуг, необходимых при международной перевозке, данные меры должны способствовать повышению транзитной привлекательности России на мировом рынке. Российской Федерации в сложившихся условиях экономических стрессов важно найти место в новом международном разделении труда, в рамках экспорта энергоресурсов необходимо включать во внешнеторговые контракты об использовании российской инфраструктуры, а также повышения транзитных перевозок на основании использования географических преимуществ.


Список литературы

  1. Официальный сайт ОАО «РЖД» URL: http://www.rzd.ru/
  2. ОАО «РЖД» в цифрах, URL:http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5232
  3. ПАО «Аэрофлот», URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru
  4. ПАО «Аэрофлот», Годовой отчет за 2017 г, URL: http://ir.aeroflot.ru/reporting/annual-reports/
  5. Акционерное общество «Первая Грузовая Компания», URL: http://www.pgkweb.ru/about/key-facts/
  6. Акционерное общество «Первая Грузовая Компания», Годовой отчет за 2017г, URL: http://www.pgkweb.ru/investors/centre-results/
  7. Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики» URL:http://www.gks.ru/