УДК 330

ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА И ЕГО ОЦЕНКА

№15,

Экономические науки

Адеишвили Виктория Игоревна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; ТАМОЖЕННЫЙ МАРКЕТИНГ; МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА; CUSTOMS SERVICES; CUSTOMS MARKETING; QUALITY MONITORING.


Аннотация: В настоящее время внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) максимально развита, тем самым требуя высокого уровня оказания таможенных услуг. От качества предоставленных услуг зависит скорость прохождения соответствующих процедур, материальные издержки экспортеров и импортеров. Профессионально предоставленные услуги упрощают процессы и ускоряют время таможенного оформления и контроля. В статье рассмотрены темпы развития маркетинга таможенных услуг. Поднимаются проблемы мониторинга таможенных услуг ФТС России. Сформулированные в статье пути решения существующих проблем могут быть применены для дальнейшего изучения перспектив мониторинга таможенного маркетинга и работы с участниками ВЭД.

Стабильно большой поток грузоперевозок и повышение спроса на услуги таможенного контроля обуславливают актуальность мониторинга таможенных услуг. Требуется осуществлять постоянный поиск новых форм и видов контроля на таможне. Развитие этого подхода в среднесрочной перспективе позволит улучшить качество работы таможни РФ и оптимизировать основные процессы контроля транспортируемых товаров.

Основное направление маркетинга таможенных услуг – это эффективное взаимодействие таможенных органов и бизнес — структур. Чем меньше затраты времени на прохождение таможенных формальностей, тем ниже временные и трудовые затраты контрагента, что способствует ускорению внешнеторгового товарооборота.

В настоящее время ФТС России реализовала переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 201-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (изменения в федеральных законах от 28.12.2013 г. № 444-ФЗ; от 15.02.2016 г. № 28-ФЗ).

Исходя из современных тенденций в области таможенного дела и таможенного маркетинга, ФТС России ведёт работу по мониторингу и регулированию работы с грузами и их собственниками в процессе проверки. В 2017 году таможенная служба России провела мероприятия, целью которых было усовершенствование таможенного администрирования. Результатом проведенных мероприятий стало сокращение времени прохождения таможенных операций, связанных с товарами, которые не идентифицированы как рисковые поставки. Так удалось достичь результата с разницей в 7 минут при импорте (в 2016 году – 1 час 43 минуты, в 2017 году – 1 час 36 минут), и 5 минут при экспорте (в 2016 году – 50 минут, в 2017 году – 45 минут).

Объем документов для декларирования товаров, представляемых участником ВЭД таможенному органу, сократилось и составило в 2017 до 3 документов при экспорте (в 2016 г. – 4 документа) и 4 документа при импорте (в 2016 г. – 6 документов). Эти результаты стали реальными благодаря внедрению в федеральных органах исполнительной власти системы межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с п. 4 ст. 322 ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 01.01.2014 г. электронное декларирование товаров стало обязательным, письменные декларации теперь используются в исключительных случаях. В 2017 году в таможенные органы подано около 4,1 млн. деклараций в электронном виде через сеть «Интернет» (в 2016 году – более 3,9 млн. электронных деклараций).

Уменьшилось количество применяемых форм таможенного контроля для участников ВЭД с «низким уровнем риска» на этапе таможенного декларирования товаров. Так, к концу 2017 г. таможенный досмотр проводился лишь в отношении 3,8% товарных партий, а уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет составил 74,2%.

Однако, согласно результатам исследований Всемирного банка, предоставление таможенных услуг таможенными органами России низко оценивается специалистами в области международной торговли. Согласно рейтингу «Индекс эффективности логистики» Россия находится на 90-м месте из 160 других стран [7, с. 151]. Недостаточно прозрачными остаются процессы регулирования крупных товарных потоков, проверка которых занимает не мало времени.

Меры по совершенствованию таможенного регулирования не реализуются в полном объеме из-за недостаточного понимания и пассивности со стороны участников ВЭД. Улучшение международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не дает желаемых результатов [8, с. 175-177]. Эти факторы говорят о несовершенстве взаимодействия таможни и бизнес-структур, тем самым оказывая негативное влияние на эффективность таможенного регулирования.

В данной ситуации целесообразно будет предложить следующие решения:
– внедрить подсистему управления таможенными услугами с позиции маркетинга. Это позволит выделить проблемы в процессе работы таможенных органов и внести в них корректировки;
– разработать систему оценки социально-экономических преимуществ от развития таможенной системы как системы услуг.

Так же необходимо создать механизмы постоянного мониторинга таможенной деятельности. Например, внедрить автоматизированные электронные системы учета мнений участников ВЭД. Это позволит в online-режиме отслеживать качество работы таможенных органов по многочисленным направлениям, и в зависимости от результата формировать корректировки.


Список литературы

  1. Костина А.О. Совершенствование управления нагрузкой должностных лиц таможенных постов в интересах повышения качества таможенных услуг: диссертация канд. экон. наук: 08.00.05 — Люберцы, 2014.- 233 с.
  2. Отчет об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за III квартал 2017 года. ФТС РФ. Источник: http://www.customs.ru (дата обращения 15.03.2018).
  3. Попова Д. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 175–177.
  4. Симахин О. Г. Международный маркетинг: учеб. для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. и др.: Питер, 2015.- 340 с.
  5. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в 2016 году. Электронный источник. Источник: http://customsonline.ru (дата обращения 15.01.2018).
  6. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: монография / А. Д. Ершов, В. В. Макрусев, О. В. Калинин, К. А. Сизова. М.: РИО РТА, 2014.
  7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).