МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
№4,
Юридические науки
Юсупова Юлия Юрьевна
Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ; МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ; MOTIVATION; STIMULATION OF LABOR; CIVIL SERVANT; MOTIVATING FACTORS.
Важным элементом экономической системы, проявляющейся на различных уровнях, служит оплата труда. Особое место в этой системе занимает государственное регулирование основ оплаты труда, связанных с стимулированием труда государственных служащих.
На сегодняшний день вся система управления в организациях и различных учреждениях, в том числе на государственной службе, обязательно включает в себя такой элемент как стимулирование труда.
Каждая организация, которая серьезно относится к вопросам управления персоналом, должна прибегать к разработке своей собственной системе стимулирования и поощрения персонала, так как для успешной реализации поставленных перед организацией задач важно, чтобы каждый сотрудник прилагал максимум своих навыков и умений.
Управление персоналом государственной службы единый механизм переживает в настоящее время состояние, в котором за счет усложнения законодательной базы, усложняется и вся система, что обусловливается рядом причин:
— становится более многофункциональным управленческий труд в государственной службе;
— персонал – всегда является наиболее сложным объектом управления в организации;
— в настоящее время в силу политических и экономических изменений в стране подвержена изменениям и система ценностей сотрудников;
— идет тенденция увеличения численности персонала системы государственного аппарата, что требует более рационально подхода к его совершенствованию и использованию.
Актуальным становится вопрос усиления воздействия именно стимулирующих мер на результаты труда в сфере государственной службы. Методологическая база стимулирования труда в государственных и муниципальных службах на данный момент еще недостаточно сформирована и требует комплексного исследования ее теоретических и прикладных аспектов.
Для понимая реальных возможностей совершенствования системы стимулирования, необходимо определиться с тем, что включает в себя стимулирование оплаты труда государственных служащих в целом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, что представляет собой основное средство его материального обеспечения и является главным стимулирующим фактором его в профессиональной деятельности.
Денежное содержание направлено на выполнение следующих функций:
— обеспечить служащих, а также членов их семей возможностями жизненными благами, необходимыми для выполнения служащим своих обязанностей, а также комфортного существования в обществе;
— привить сотруднику заинтересованность в увеличении результатов труда;
— произвести оптимизацию рабочей силы по различным регионам РФ;
— сформировать престижность профессии на рынке труда, повысить социальный статус служащего;
— способствовать привлечению к работе и закреплению в государственных органах специалистов, которые являются специалистами в различных областях и способны эффективно применять свои навыки в практической деятельности;
Денежное содержание гражданского включает в себя:
— месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы;
— месячный оклад гражданского служащего в соответствии с его классным чином гражданской службы, который составляет оклад месячного денежного содержания гражданского служащего;
— ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.
На основании анализы вышеизложенного можно сделать вывод о том, что важную стимулирующую роль в работе государственного служащего играют различные надбавки и премии, а остальные составляющие строго формально установлены в Федеральном Законе № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Таким образом, стимулирование в первую очередь должно быть направлено на заинтересованность служащего, выполнять необходимые объемы работ, с целью получение более выгодных условий в части оплаты его труда.
Одной из наиболее актуальных методик такого стимулирования является система «оплата по результатам». В ходе применения данной системы (например, в Федеральной налоговой службе), материальное стимулирование служащего производится в результате выполнения территориальным органом поставленных планов и эффективных показателей.
Еще одним важным моментом в процессе стимулирования оплаты труда представляется возможность служащего влиять на размер заработной платы и различных надбавок. Для того чтобы сотрудники могли влиять на размер своей заработной платы, возможно применение таких показателей результативности, которые подробно отражают степень участия каждого сотрудника в достижении определенной цели (реализации плана), например:
— показатели, характеризующие результативность и эффективность деятельности всего государственного учреждения;
— показатели, характеризующие непосредственное правовое, организационное, участие в обеспечении достижения результата;
— показатели, характеризующие качество принятия и исполнения управленческих и иных решений.
В основном рекомендации, предложенные нами, направлены на улучшение системы развития персонала, что предусматривает разработку мероприятий по мониторингу потребностей в существующей системе стимулирования.
Таким образом, становится очевидно, что в настоящее время от грамотного внедрения системы стимулирования служащих во многом зависит результативность и конечные показатели его труда.
Эффективность реформирования настоящей системы стимулирования персонала зависит от готовности руководства действовать в соответствии с заданными планами, следовать и соблюдать законодательство, прислушиваться к мнению служащих и следовать предложенным рекомендациям. А это, в свою очередь повышает эффективность деятельности, качества работы государственных служащих, экономию бюджетных средств за счет гибкости оплаты труда госслужащих, оптимизацию кадрового состава, приток высококвалифицированных специалистов и формирование стабильного кадрового состава.
Список литературы
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
- Адамчук В. В. Экономика труда // В.В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 2012. -354 с.
- Васильева А.С. Совершенствование системы стимулирования труда государственных служащих // А.С. Васильева, Е.Р. Шварцзайд. — Ars Administrandi. -2013. -№ 2. -С. 59-67.