УДК 342.5+340

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ В.

№15,

Исторические науки и археология


Коновалова Ольга Викторовна (Доктор исторических наук)


Ключевые слова: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ; РОССИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ; ПОЛИЦЕЙСКАЯ СТРАЖА; ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ; THE RUSSIAN EMPIRE; THE RUSSIAN POLICE; A POLICE GUARD; THE YENISEI PROVINCE.


Аннотация: На основе архивных материалов в статье рассматриваются ключевые аспекты комплектования кадров полицейской стражи в Енисейской губернии в начале ХХ в., анализируются проблемы, с которыми столкнулись власти региона при создании нового полицейского института.

На современном этапе развития российского общества и государства значительно возрос интерес к изучению организации и деятельности полиции Российской империи. Это связано, на наш взгляд, прежде всего, с двумя аспектами. Во-первых, на государственном уровне признана преемственность в развитии правоохранительных органов дореволюционной России, советской страны и современного государства, что актуализировало проблему изучения становления и развития полиции в истории России. Во-вторых, сняты идеологические препоны, характерные для советской эпохи, в изучении институтов дореволюционного периода. Преобразование милиции в полицию и 300-летний юбилей последней придали дополнительные импульсы к стимулированию научного интереса к данной проблематике.

В истории полиции дореволюционной России исследователи выделяют ряд периодов. В XVIII в. были заложены организационные основы становления и развития полицейского аппарата в столицах, городах и уездах империи. В первой четверти XIX в., управление российской полиции было передано в ведении Министерства внутренних дел. По реформе земской полиции в 1837 г. значительно расширился штат уездной полиции за счет разделения уездов на станы и введения должности становых приставов. Значимые преобразования структур местной полиции произошли в период правления Александра II. По реформе 1862 г. управление уездной и городской полиции стало осуществлять уездное полицейское управление во главе с уездным исправником, при этом полицейские управления в столицах и губернских городах сохранили свою самостоятельность и не подчинялись уездному исправнику. С 1878 г. в уездных полицейских управлениях была введена новая должность – полицейский урядник, ответственный перед становым приставом. Именно ему передали руководство десятскими и сотскими – гражданскими лицами в селах и волостях, выполнявшими полицейскую повинность. В это же период штаты полиции стали комплектовать за счет вольного найма сотрудников [1].

Однако, несмотря на ряд нововведений, полиция Российской империи в конце XIX в. сохраняла архаические черты. По-прежнему на местах действовал институт сотских и десятских, которые выполняли полицейские функции не профессионально, а в качестве общественно-государственной нагрузки. На неэффективность и нецелесообразность такого порядка обращал в свое время внимание Красноярский городской голова П.Я. Прейн. В докладной записке губернатору Енисейской губернии от 28 февраля 1868 г. он подчеркивал, что полицейская повинность не регламентирована никаким современным законом. Сотские и десятские заняты «не своим делом», «служат безвозмездно обществу», при этом не имеют возможности выполнять свои непосредственные обязанности, «едва оплачивают подати и повинности» [2].

Вместе с тем, власти затягивали вопрос с проведением дальнейших полицейских реформ. Только рост крестьянских выступлений и революционного движения в стране в начале ХХ в. актуализировали проблему создания профессиональных полицейских команд на местах. В соответствии с законом «Об учреждении полицейской стражи» от 5 мая 1903 г., в 46 губерниях европейской части империи создавалась уездная полицейская стража. Полицейская стража создавалась как двухуровневая структура и состояла из урядников и стражников (конных и пеших). Должности сотских и полицейских урядников упразднялись. Стражники на местах подчинялись урядникам, а те – становым приставам. Первоначально предполагалось, что в каждую волость будут назначены по одному уряднику и стражников в расчете один стражник на 2500 чел. населения, конные стражники должны были составлять 25% от общего состава стражи. Вместе с тем, в период первой российской революции численность конных команд доходила до 50% штатного состава полицейской стражи. С 1906 г. строевая и огневая подготовка стражников была возложена на жандармов. В ряде городов учреждались школы стражников, планы и программы подготовки стражников также разрабатывались на местах.

Вопрос о ведении военизированной полицейской стражи в Сибири прорабатывался в 1908-1909 гг. С учетом малой заселенностью обширных территорий МВД предполагало скорректировать штатные нормативы таким образом: один урядник на волость (так же как в Европейской части страны), один пеший стражник на 2000 чел. (в европейской части – на 2500 чел.). Состав конной стражи должен был составлять 50% от количества пеших стражников. Финансировать содержание полицейской страхи предполагалось из государственного бюджета. Однако решение вопроса было отложено на неопределенное время [3].

Вернулись к нему только в 1916 г., когда 1 октября было утверждено Положение Совета Министров «О введении полицейской стражи в губерниях Сибири и областях Степных и Приамурского края». Согласно Положению на территории Енисейской губернии за исключением Енисейского уезда и Туруханского края с 1 ноября упразднялись должности полицейских урядников и сотских и создавалась полицейская стража. По согласованию с МВД численность стражи к 29 октября 1916 г. была определена в количестве 455 чел. Из них 56 – урядников, 266 – пеших стражников и 133 – конных стражников. К концу октября штат стражников распределили по уездам губернии, с учетом численности их населения [1].

При формировании полицейской стражи в регионе местные власти столкнулись сразу с весьма предсказуемой проблемой – катастрофической нехваткой штата высшего звена стражи – полицейских урядников. Количество урядников по предлагаемым МВД штатам оказалось практически в два раза меньше установленной в европейской части страны нормы. По норме – один урядник на волость, а в штате Енисейской губернии – 56 урядников на 110 волостей. Так, 31 декабря 1916 г. исправник Ачинского уезда рапортовал, что «обменявшись мнениями с подведомственными мне становыми приставами, я нахожу для дела наиболее полезным увеличить число урядников за счет уменьшения пеших полицейских стражников» по принципу один урядник на каждую волость. При этом подчеркивал, что возложение функций урядников на наиболее грамотных и смышленых стражников невозможно, «так как по закону они не уполномочены на составление актов» [4, Л. 194-194 об.].

Вместе с тем, проблем с назначением на должность урядников, как правило, не возникало – на эти должности назначались бывшие полицейские урядники, а вот вопрос комплектования собственно стражников решить оперативно не удалось. На 15 ноября 1916 г. вакантным оставались 212 должностей. Понимая всю сложность складывавшегося положения с комплектованием полицейской стражи в регионе, губернатор Я.Г. Гололобов обратился за помощью к военному губернатору Забайкальской области А.И. Кияшко. В письме от 22 ноября 1916 г. он обозначил трудности, с которыми столкнулись в губернии. «Подбор соответствующих людей для занятия сих должностей вызывает в настоящее время большие затруднения», – отмечал губернатор, – так как вследствие целого ряда мобилизаций, «контингент лиц, отвечающих условиям службы в полиции, призван в ряды войск, оставшиеся же на местах люди мало пригодны для означенной службы, являясь или не достигшими возрастного ценза (25 лет – К.О.), или несоответствующими по своим личным качествам». Губернатор констатировал, что возросшая преступность требует скорейшего введения в жизнь института полицейской стражи в губернии и просил Кияшко оказать содействие «в деле комплектования стражи из славных Забайкальских казаков, которые не раз доказали свою любовь к родине и преданность служебному долгу». При этом счел нужным указать, что при положительном решении этого вопроса «казаки должны отправиться к месту службы на собственные средства, которые впоследствии будут им возмещены». Неутешительный ответ от военного губернатора был получен 21 декабря 1916 г. Суть его сводилась к тому, что оказать «какое-либо содействие к замещению некомплекта полицейской стражи Енисейской губернии казаками Забайкальской области» не возможно. Так что губернатору и уездным исправникам Енисейской губернии рассчитывать приходилось только на собственные силы [4, Л. 72-74].

Героическим усилиями местных полицейских властей к 15 декабря 1916 г. некомплект полицейской стражи в Енисейской губернии сократился и составил 78 чел. На этой оптимистической ноте руководители полиции стали строить дальнейшее планы по утверждению и развитию института полицейских стражников в губернии. В эти планы входило, во-первых, создание в губернском центре – Красноярске – особого отряда конных стражников, который, «обслуживая самый город и ближайшие волости Красноярского уезда, будет в то же время служить резервом для всей губернии». Во-вторых, при данном отряде предполагалось создать «особую школу подготовки стражников». Для чего была разработана «ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА строевого обучения чинов уездной стражи Енисейской губернии».

Данная программа состояла из четырех разделов, каждый из которых был посвящен определенному направлению подготовки стражников. Основной акцент делался на физическую и боевую подготовку. В I разделе речь шла о строевой и огневой подготовке. В конце обучения рекомендовалось «испытать каждого в стрельбе в цель из револьвера и винтовки, употребив… по 5-ти патронов из каждого оружия». II раздел программы предназначался для конных стражников и включал правила обучения верховой езде и «понятию навыков ухода за конем». III раздел посвящен физической подготовке и правильном выполнении гимнастических упражнений. В нем даже говорилось о необходимости «постепенно завести в центральном отряде» спортивные снаряды и тренажеры – «брусья, кобылу, матрацы и трамплины для прыгания». «На дворе казармы устроить гимнастический городок». Согласно IV разделу программы стражники должны были получить представления о политическом и административном устройстве страны, границах губернии, уездов и станов в своем уезде, местах пребывания «чинов прокурорского надзора, участковых Мировых Судей, судебных следователей, становых приставов, врачей, больницы и почтово-телеграфных учреждений», важнейших путях сообщений в губернии и уезде. [4, Л.106-108]. Как видим, предлагаемая программа комплексно охватывала все основные направления деятельности стражников и должна была формировать у них представления о структуре государственного управления, расширять общий кругозор и способствовать физическому совершенствованию служащих.

Вместе с тем, реализовать разработанные планы и программы не удалось. Глубокий кризис, усугубленный Первой мировой войной, охватил все сферы общественной жизни Российской империи. В этих условиях обеспечить должное материальное и финансовое обеспечение новоиспеченного полицейского института в Сибири властям не удалось. В докладе Гололобова Иркутскому генерал-губернатору отмечалось, что по штату на 15 февраля 1917 г. некомплект стражников составил уже 117 человек. Характеризуя ряд причин, способствующим ухудшению кадровой ситуации с полицейской стражей в регионе, губернатор подчеркнул: «стражники стали покидать службу еще и потому, что с 1 января текущего года, кредит для удовлетворения их жалованьем МВД еще не отпущен и чины стражи, не получая в течение всего этого времени жалованья – оставляют службу» [5, Л.7].

Создать отряд конных стражников в Красноярске, как планировалось, также не удалось. Исправник Красноярского уезда доносил, что в Красноярске нет свободных помещений для размещения 20 конных стражников и «лишь весной по освобождению некоторых помещений от воинского постоя, можно рассчитывать на наем для этой цели подходящего помещения» В дополнительном рапорте, он докладывал, что, несмотря на сделанную им «широкую публикацию о вызове лиц, желающих занять должности конных стражников, таковых не оказалось» [5, Л.5]. Можно предположить, таким образом, что формирование нового полицейского института не встретило поддержки со стороны населения губернии [6].

Таким образом, запоздалая попытка создания нового полицейского института – полицейской стражи в Енисейской губернии в 1916-1917 г. не увенчалась успехом. Для его финансирования и материального обеспечения не хватало средств ни в центре, ни на местах. Определенные сложности с решением кадровых вопросов были вызваны также прошедшими военными мобилизациями, малограмотностью населения, отсутствием соответствующей профессиональной подготовки. Очень трудно было в условиях военного времени найти в Сибири нужное количество грамотных и подготовленных физически и морально людей, готовых нести тяготы полицейской службы, престиж которой, как и в целом, имидж власти в стране с каждым днем падал. Героические усилия губернской администрации и руководителей полиции по созданию полицейской стражи перечеркнула Февральская революция.


Список литературы

  1. Коновалова О.В. История создания полицейской стражи в Енисейской губернии в начале XX в.: организационно-правовые аспекты // Труды Академии управления МВД России. – 2018. №2(46). – С.189-195.
  2. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 173. Оп. 1. 2, Л. 1-2 об.
  3. Шитова Т.В. Изменение в деятельности полиции и полицейской стражи в Сибири в начале XX века // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных трудов. Выпуск 4 / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор В.В. Пономарева. – Красноярск, 2008. – С.115.
  4. ГАКК. Ф. 595. Оп.48. Д. 1080.
  5. ГАКК Ф. 595. Оп. 48. Д. 1065.
  6. Коновалова О.В. Институт полицейской стражи Российской империи в истории органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXI международной научно-практической конференции в 2-х частях (5-6 апреля 2018 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Н.Н. Цуканов; СибЮИ МВД России – Красноярск, 2018. – Ч.2. – С.207-209.