УДК 316.648.2:159.922.2

ДЕТЕРМИНАНТЫ ОНТОГЕНЕЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

№15,

Социологические науки

Чернышева Фанзиля Абузаровна (Кандидат биологических наук)


Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ; ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ; ИМПРЕССИНГ; ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ; FAMILY EDUCATION; CHILDREN AND ADOLESCENT EXPERIENCES; IMPRESSING; HEALTH-SAVING BEHAVIOR.


Аннотация: В статье рассматривается значение детских впечатлений в формировании здоровьесберегающего поведения в контексте онтогенетических детерминант.

На современном этапе развития общества, экологических условий жизни, когда к человеку предъявляются самые высокие требования в отношении здоровьесбережения, хотя бы в пределах среднестатистической варианты соответствия биологического и календарного возрастов, актуально сохранение здоровья с младенчества [5; с. 34-38]. Среди приоритетных направлений исследований в этой области можно назвать те, которые позволяют не только охарактеризовать отдельные показатели здоровья, но и обоснованно, своевременно предпринять необходимые меры по ранней коррекции негативных явлений.

Каждое новое поколение приобретает опыт и знания благодаря присвоению культуры. Каждому новому члену общества предстоит освоить культурное пространство — время, функциональные и нормативные объекты, технологии деятельности, как элементы социокультурного окружения. Воспитание и образование могут быть рассмотрены в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры. Воспитательная деятельность определяется направлениями развития общественной жизни [3; с. 63-64].

Современные семейно-родственные отношения богаты по содержанию, представляют ценность для человека, несмотря на то, что институт родства претерпевает изменения в обществе. По этой причине с раннего детства для ребенка процесс социализации должен происходить на прочном фундаменте общечеловеческих и национальных ценностей, на основе онтогенетических детерминант. Наряду с культурными традициями, этнической и религиозной принадлежностью человека формированию менталитета семьи, в большей мере, способствует время, проведенное вместе со всеми членами семьи, свободное от работы и домашних дел, предпочтительнее дома (в семейном кругу) или же общие прогулки для отдыха.

Согласно современным генетическим исследованиям вариативность фенотипа определяется комплексным влиянием средовых факторов, отсутствует строгая детерминация наследуемой программой развития. Адаптивный онтогенез обеспечивается реализацией генотипа в фенотипе. Любая детерминация осуществляется по многоступенчатому принципу. В процессе индивидуального развития каждая предшествующая для следующей за ней стадии обеспечивает качественные изменения, а не предопределяет ее, иначе говоря, существует возможность выбора из альтернативных вариантов. В реальном поведении человека наследуемые и приобретенные его аспекты крайне тесно переплетены, существует непрерывный континуум, как и в большинстве других природных явлений. Диапазон континуума выражен степенью генетической детерминации всех аспектов поведения. В инстинктивном поведении наследуется лишь общая программа развития, предполагающая для своей реализации определенные условия. Любое отклонение от таких условий способно повлечь изменения в процессе реализации инстинктивного поведения [2; с. 22-28].

Основываясь на обобщенные данные различных наук, следует отметить, что во все периоды онтогенеза наблюдается неравномерность в динамике физического и психического развития человека. Знания закономерностей этих явлений позволяют активно управлять развитием ребенка, при этом в первую очередь необходимо учитывать сенситивность отдельных периодов для формирования той или иной функции при решении задач обучения и воспитания [6; с.127-143]. При этом феномен самосознания является важнейшей составляющей развития личности.

Для реализации цели настоящего исследования, а именно, изучения онтогенетических детерминант здоровьесбережения, было проведено биографическое анкетирование среди студентов I — II курса колледжа (в возрасте 16-17 лет), обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения». Результаты опроса, полученные при добровольном участии 132 юношей и 164 девушек, статистически обработаны. Анализируя данные анкет, следует отметить, что средний возраст начального этапа самосознания обследованных составляет 1,5 года ± 4 месяца. Указанное вполне соответствует изученным литературным источникам, согласно которым осознание себя появляется уже на втором году жизни ребенка. С этого периода жизни у каждого человека существует представление о самом себе как субъекте, имеющем собственную роль в микросоциуме. В своих ответах студенты среди наиболее ярких впечатлений чаще отмечают события с участием их близких, особенно родителей.

Как известно, у человека более длительное детство в сравнении с другими организмами, имеющими приблизительно одинаковую с ним среднюю продолжительность жизни. Указанная особенность позволяет растянуть период самого эффективного обучения — период импринтингов, характеризующихся возможностью в ограниченный период времени, быстрым и необратимым запечатлением ситуации (возможно единственной) без какого-либо подкрепления. Так, например, речь осваивается ребенком в раннем возрасте, причем он не изучает ее, а импринтингует. Этот процесс отличается от свободного, произвольного обучения, тем, что последнее требует повторения, запоминания, интеллектуальных усилий и может происходить в любом возрасте. Без использования полученных при этом знаний происходит их быстрая утрата, как в случае обучения во взрослом возрасте компьютерной грамотности или иностранного языка. Иначе говоря, определенные модели поведения импритинг формирует в критические периоды онтогенеза, а именно, у детей в возрасте старше двух лет и младше двенадцати лет [8; с. 26-41].

Однако на формирование индивидуальности личности влияют события детства (необычайно сильные эмоционально окрашенные), оставляющие впечатления на всю жизнь или «импрессинг», причем значение имеет не само событие, а готовность ребенка к такому впечатлению от факта, который может остаться незамеченным другими. Термин «импрессинг» ввёл в своих работах В. П. Эфроимсон. В контексте представлений автора информационное воздействие оказывают ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют мотивы и направление деятельности личности на всю жизнь, формируют интересы, шкалу ценностей, и при позитивном влиянии средовых факторов приводят к значительным достижениям в той или иной области. По мнению В.П. Эфроимсона, развитие определяется в огромной мере социальными факторами, которые, однако, преломляются при формировании личности через социобиологические явления импрессингов, действующих в сенситивные периоды развития человека. Импрессинг, составляя основу мотивации целеполагания, определяет развитие личности. В нем трансформируются и взаимодействуют биологическая и социальная компоненты, создаются жизнеопределяющие установки личности. В силу принципа врожденной неисчерпаемой наследственной гетерогенности человека как биологического вида, даже при беспредельном единообразии условий развития и воспитания каждый индивид выберет для себя свои решающие импрессинги [7; с. 49-64].

На подсознательном уровне накапливаются знания о таких понятиях как честность, искренность, храбрость, здоровье, телесно-физическая культура теми же способами, что и умение бегать, плавать, гармонично стоять и правильно падать, точно наблюдать за происходящим, говорить на разных языках, нападать и защищаться, повиноваться. Любые из перечисленных качеств в ребенке необходимо развивать, в частности, и здоровьесберегающего поведения, причем основную ответственность и нагрузку несет семья, родители, в особенности – мать. Известна особая роль матери в становлении интеллектуальных, а также эмоциональных, этических, нравственных сторон личности. Это касается и формирования пищевых приоритетов, поскольку от структуры питания во многом зависит состояние здоровья человека. Оценивая доминирующие и желаемые вкусы в рационе питания, можно определить психоэмоциональный статус личности, так как приоритетные способы кулинарной обработки продуктов питания, доминирование качества, вида или объема пищи проявляются под влиянием психо-эмоциональных причин [5; с. 59-68].

В зависимости от последовательности импрессингов и внутренних тенденций в ребенке развиваются, а в отдельных случаях и гипертрофируются, различные векторы социализации. Детское восторженное отношение к первым соприкосновениям с силачами, моряками, летчиками, негативного опыта общения с драчунами и хулиганами носит временный характер, устанавливаясь на месяцы или на год, а основная шкала социальных ценностей закрепляется на десятилетия или пожизненно.

С точки зрения психофизиологии процесс запечатления оптимально осуществляется при участии нервных центров, обеспечивающих этот процесс, в критические периоды развития структур головного мозга, впоследствии достаточно эффективно возможны первые воспроизведения запечатленного, что сохраняется в течение всей жизни. Так, например, овладение речью занимает несколько лет, начинаясь в еще внешне бессознательном возрасте. В двуязычных семьях ребенок уже идентифицирует два параллельных языка, разделяет их и запечатлевает оба. К пяти годам, завершив программу овладения речью и логикой, ребенок начинает свободно мыслить на любые отвлеченные темы, становится способным строить собственную специфическую иерархию личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

Согласно исследованиям в области психогенетики формирование индивидуальности зависят от условий первых лет жизни. Именно в этом раннедетском возрасте постоянное общение с ласковой матерью закладывает и основы социальности, контактности, доброты. Хорошо ухоженные, здоровые дети, но лишенные в этом критическом возрасте внимания, если не заболевают синдромом «заброшенности», вероятнее всего вырастают безжалостными эгоистами, неспособными к социальным контактам.

В биографии гениальных людей можно обнаружить многочисленные прямые и косвенные свидетельства о решающей роли детско-подростковых впечатлений, которые избирательно воспринимаются индивидуумом. Л.Н. Толстой в своей работе «Моя жизнь» будучи в возрасте пятидесяти лет писал: «Разве я не жил тогда, эти первые года…. Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние….»[4; с. 498-503].

Установки, формирующиеся в детском возрасте, зачастую являются определяющими – они позволяют сформироваться целеустремленности и способности к самомобилизации, ориентируют в обретении смысла жизни, отношения к собственному здоровью. Они же формируют этическую составляющую личности, что, несомненно, очень важно, так как в одном человеке иногда одновременно присутствуют качества гения и злодея, к великому сожалению. Разнообразием условий среды, в которой он формируется, обеспечивается своевременная стимуляция способностей ребенка, духовно-нравственного воспитания в семье [1; с. 52-54]. Именно расширение диапазона стимулов в непосредственном окружении ребенка способствуют проявлению генетических детерминант, в частности, в мотивации здоровьесберегающего поведения, при системном их предъявлении в семье в течение сенситивных периодов.

На основании вышеизложенного можно заключить, что импрессинг является одним из социобиологических инструментов воздействия семьи и общества на индивидуальные установки личности, и в этом смысле онтогенез в большей мере определяет детерминанты позитивной мотивации самосохранения, ассоциируемой со здоровым образом жизни.


Список литературы

  1. Белоус Е.Н., Ерофеева М.А. Импритинг как механизм духовно-нравственного воспитания в семье // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. Воронеж: ВГЛТУ им.Г.Ф. Морозова, 2016. №3. С.52-54.
  2. Курчанов Н.А. Природа человека и проблемы образования: монография / Н. А. Курчанов. СПб.: Береста, 2008. С.22-28.
  3. Педагогическая антропология: Хрестоматия. Часть II. / Сост. М.А.Викулина, Е.Н.Дмитриева, С.Ю.Савинова. Под.общ.ред. М.А.Викулиной. Ниж.Новгород: НГЛУ, 2002. С.63-64.
  4. Толстой Л.Н. Моя жизнь // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1982. Т. 10. С. 498 — 503.
  5. Усманов, М.Х. Уроки чтения сердцем : суфийские секреты здоровья / М.Х. Усманов. СПб. : Прайм-Евразнак, 2006. С.34-38; С.59-68.
  6. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма – М.: Тайдекс Ко, 2003. С.127-143.
  7. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Изд. 3-е. – М.: Тайдекс Ко, 2004. С. 49-64.
  8. Efran J.S., Greene M.A., Gordon D.E. Lessons of the new genetics // Family Therapy Networker.1998.Vol.22.P.26-41.