УДК 34

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

№15,

Юридические науки

Замараев Вадим Игоревич


Ключевые слова: ИННОВАЦИИ; ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ; ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА; ИНФРАСТРУКТУРА; ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ; СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР; ПРИКЛАДНАЯ НАУКА; ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ; INNOVATION; ORGANIZATIONAL INNOVATION; THE PRISON SYSTEM; INFRASTRUCTURE; FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS; PUBLIC CORPORATION; SITUATIONAL CENTER; APPLIED SCIENCE; CENTRE FOR INNOVATION AND INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS.


Аннотация: Настоящая статья посвящена организационным инновациям в системе исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации. Актуальность организационных инноваций заключается, прежде всего, в том, что они способствуют более эффективному исполнению уголовных наказаний в пенитенциарной системе России. Помимо этого инновации в целом помогают в достижении целей уголовного наказания, а именно исправления осужденного лица. Стоит здесь же отметить, что организационные инновации в уголовно-исполнительной системе повышают социальные, политические и экономические условия модификации деятельности практически всех органов государственной власти, с которыми ведется взаимодействие, связанное с исполнением уголовных наказаний. В данной статье будет предложено авторское определение понятий инноваций и организационных инноваций в системе исполнения уголовных наказаний. Так же будет раскрыта цель организационных инноваций, их отличительная особенность от других видов инноваций в системе исполнения уголовных наказаний, их различные виды и краткая характеристика предложенных инноваций.

Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в России «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина», в том числе и осужденных лиц. Развитие инноваций в системе исполнения уголовных наказаний способствует планомерному обеспечению указанного выше положения. Для начала хотелось бы остановиться на том, что в настоящее время нет легального закрепления определения понятия инновация в системе исполнения уголовных наказаний.

Более того в научной литературе нет комплексного подхода к определению понятия инновация.

Многие известные ученые по-разному отстаивают свою позицию по поводу понятия «инновация». Они разделяют инновации на различные виды, такие как: организационные, управленческие, технические и экономические. В результате ученые предлагают разные определения, некоторые из которых указаны в данной научной статье, так как эти определения показывают степень научной разработанности и раскрывают сущность понятия «инновация», указывая на ее главные признаки.

На основании изучения признаков инноваций в целом, предлагаем дать определение понятия «инновация в системе исполнения уголовных наказаний» как новое, созданное или улучшенное специальное средство, удовлетворяющее потребностям становления и развития органов, исполняющих уголовные наказания, которое связано со служебной деятельностью и направлено на реализацию конкретных задач, поставленных перед пенитенциарной системой.

Теперь, что касается непосредственно темы исследования. Организационные инновации в системе исполнения уголовных наказаний – это нововведения или значимые изменения в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, или внедрение в данные учреждения новых организационных методов, которые впоследствии будут применяться в повседневной практике сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.

Цель организационных инноваций – обеспечение повышения эффективности исполнения уголовных наказаний [2].

Организационные инновации позволяют стимулировать сотрудников, исполняющих уголовные наказания, позволяют сократить оперативные затраты и затраты на снабжение учреждений, исполняющих наказания, обеспечивают производство и труд в колониях, муниципальных образованиях и т.д.

Отличительная особенность заключается в том, что организационные инновации в системе исполнения уголовных наказаний включают в себя реализацию нового или усовершенствованного для учреждений, исполняющих наказания, организационного метода для решения конкретных целей[1].

В данном исследовании рассмотрим основные организационные инновации в системе исполнения уголовных наказаний.

В частности, представляет интерес тот факт, что различные эксперты предлагают изменить пенитенциарную систему в невоенизированное ведомство, где директор этого подразделения будет гражданским служащим.

В настоящее время в системе исполнения уголовных наказаний происходит постепенная демилитаризация, однако, в ходе нее основные силовые подразделения все же останутся в Федеральной службе исполнения наказаний. К числу таких подразделений, в частности, отнесены: оперативно-розыскная служба, дежурные подразделения, подразделения охраны и конвоирования, режима и надзора за осужденными лицами, чье наказание связано с лишением свободы. Остальные подразделения, к примеру, уголовно-исполнительную инспекцию, исследователи предлагают передать гражданским служащим. Следовательно, вышеназванные изменения направлены на повышение уровня заработной платы у сотрудников, осуществляющих свою деятельность непосредственно с осужденными лицами, которые находятся в местах лишения свободы, ведь указанная работа связана с повышенными рисками, так как осужденные могут совершить побег или устроить бунт.

Инфраструктуру учреждений предлагают дифференцировать на три основные зоны: буферную, жилую и охранно-режимную зону. При этом предлагается передать буферную зону общественному управляющему или бизнес-менеджеру, в чье направление деятельности будет входить поиск заказов для колонии, работа с производственными компаниями, куда будут поступать товары из колоний и так далее. А охранно-режимная зона останется специализированным военным подразделением.

Еще одной организационной инновацией в системе исполнения уголовных наказаний может являться создание государственной корпорации, которая не будет входить в Федеральную службу исполнения наказаний и работать на основании Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Рассматриваемая инновация будет решать организационно-экономические пробелы в системе исполнения уголовных наказаний, такие как: организация и распределение трудовой деятельности осужденных лиц, сокращение и усовершенствование экономки в колониях и тюрьмах Российской Федерации и так далее.

Помимо выше изложенного материала в органах, исполняющих уголовные наказания, хотят ввести такую организационную инновацию как создание ситуационных центров. В ситуационных центрах будут обрабатывать и анализировать текстовые документы, аудио- и видеоматериалы, а также ситуационные центры будут моделировать и совершенствовать многие вариации развития определенных событий, например, совершенствовать контроль и надзор в пенитенциарной системе или моделировать появление кризисной ситуации в учреждениях.

Помимо указанных плюсов ситуационный центр может заменить отдельные системы безопасности и охраны информации, что сократит расходы на них и их численность, а также будет оперативно действовать на кризисные ситуации, в том числе бороться с коррупцией в пенитенциарной системе.

В ситуационный центр в уголовно-исполнительной системе будут входить:
• Центр управления и обеспечения информационной безопасности;
• Антикоррупционный центр.

Стоит также отметить еще одну организационную инновацию в системе исполнения уголовных наказаний – это внедрение прикладной науки, цель которой проводить теоретические исследования уголовно-исполнительной политики в органах, исполняющих наказания, и применять положительно-исследуемые результаты на практике.

В наше время у ведомственной науки в уголовно-исполнительной системе все еще впереди, она должна обеспечить своими результатами организацию и координацию эффективного исполнения уголовных наказаний в России, осуществлять подготовку и аттестацию сотрудников в высших образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Наука, ко всему прочему, будет исследовать социологические и демографические проблемы при совершении осужденными лицами рецидива как в местах лишения свободы, так и указанные выше проблемы при совершении рецидива лицами, приговоренными к альтернативам лишения свободы [3].

Еще одной немаловажной организационной инновацией в системе исполнения уголовных наказаний будет являться внедрение Центра инноваций и инновационной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Это специальное подразделение, которое будет регулировать инновационную сферу в уголовно-исполнительной системе России посредством обработки, сбора, передачи информации вследствие ее анализа и систематизации. Указанный центр будет внедрять, а также распространять инновации в системе исполнения уголовных наказаний, помимо этого он будет координировать научно-исследовательские предложения, впоследствии внедрять их на практике после анализа и обработки в пенитенциарную систему.

На основании изложенного выше является возможным сделать вывод о том, что организационные инновации в системе исполнения уголовных наказаний в нынешнее время очень актуальны, так как они позволяют обеспечить целостность, преобразование и экономическую стабильность учреждений, исполняющих уголовные наказания. В основном организационные инновации в системе исполнения уголовных наказаний направлены на создание новых подразделений в данных органах, которые будут координировать, а также улучшать деятельность Федеральной службы исполнения наказаний.

Одной из наиболее интересных организационных инноваций на наш взгляд является инновация, связанная с внедрением в образовательные и уголовно-исполнительные учреждения ведомственной науки, так она помогает выявить проблемы и дефекты сначала в теории, а потом реализовать пути решения проблемных вопросов на практике, что немаловажно для пенитенциарной системы. Эта организационная инновация поможет улучшить образовательную систему в России и подготовит высококвалифицированных, профессиональных сотрудников в этой области. При реализации такой инновации стоит, конечно, обратить внимание на зарубежный опыт, ведь при совместных усилиях будет более эффективно и оптимизировано достижение целей уголовного наказания, да и в целом уголовно-исполнительной политики, а как мы знаем, цели уголовно-исполнительной политики – это разработка модернизированной исправительной системы Российской Федерации посредством:

• создания и внедрения условий для исправления и социализации осужденных лиц;
• защиты и охраны граждан от преступных деяний в результате реализации уголовных наказаний;
• защиты и обеспечения законных прав осужденных лиц.


Список литературы

  1. Вилкова А.В. Основные принципы построения компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. 2013. № 23. С. 32-36.
  2. Маркелов С.В. Основные направления совершенствования инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 218 — 227.
  3. Сергеев А.В. К вопросу о понятии инновации в российском законодательстве // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 63 — 66.