УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№15,

Юридические науки

Варфоломеев Евгений Николаевич


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА; STATE SERVICE; CUSTOMS AUTHORITIES; ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE EMPLOYEE.


Аннотация: Статья посвящена анализу правового регулирования статуса сотрудников таможенных органов, проходящих службу за границей. В статье раскрываются особенности административно-правового статуса сотрудника таможенных органов.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации» [1].

Так, по мнению М.К.Иванова «особенностью формирования кадров таможни является то, что оно должно производиться с учетом особых требований к уровню образования кандидатов и происходить, в первую очередь, за привлечения молодых кадров» [3, с. 16].

Хотелось бы согласиться с мнением А.Г. Чернявского [8, с. 168], который определяет под общим статусом сотрудника таможенных органов «совокупность их прав, обязанностей, ответственности, запретов и ограничений прав и свобод».

Как отмечает А.А.Демичев «действительность вышеуказанного положения подтверждается функциями, выполняемыми сотрудниками таможни: оперативными поисковыми операциями и другими специальными мерами, внутренними расследованиями, оказанием силовой поддержки для специальных операций и т. д., несомненно, в силу правоприменительного характера» [2, с. 31].

Статья 21 вышеуказанного федерального закона определяет порядок обслуживания должностными лицами таможенных органов при выполнении особых задач в области таможенного дела. Специфика выполнения этих специальных задач сотрудниками таможни определяется руководителем Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Одна из таких специальных задач, направленных на выявление, предотвращение и борьбу с контрабандой и другими правонарушениями в сфере таможенного дела, действует в офисах Федеральной таможенной службы России за рубежом.

При прохождении службы в таможенном органе, находящемся под юрисдикцией России, статус таможенника определен требованиями законодательства Российской Федерации.

Служащие таможенных органов, оказывающие государственные услуги, в соответствии с международным договором, представляют собой должностных лиц, осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющие задачи таможенных органов Российской Федерации.

Думается, было бы целесообразно урегулировать статус данных сотрудников, как специальный статус сотрудника таможенного органа, по исполнению полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме этого, существует ряд проблем, «тормозящих» развитие государственной гражданской службы, в том числе и таможенной. Среди них:
— нестабильность профессионального кадрового состава, вызванная назначением и сменяемостью большого числа гражданских служащих по «командному принципу» в связи со сменой руководителя государственного органа, а не по причинам профессионализма или эффективности деятельности, что препятствует стабилизации и продвижению профессиональных кадров;
— отсутствие единых для всех государственных органов организационных механизмов, обеспечивающих эффективное межуровневое управление кадровым составом, должностной рост гражданских служащих в зависимости от профессиональных качеств, личной эффективности и результативности;
— низкий престиж гражданской службы вследствие большого разрыва в уровнях оплаты труда гражданских служащих и работников коммерческих и государственных организаций, а также по сопоставимым должностям в различных федеральных государственных органах.

В первую очередь, для решения данных проблем необходимо провести ряд мероприятий, среди которых:
— усиление вертикальной интеграции кадровых процессов и обеспечение равномерной степени внедрения современных кадровых технологий в государственных органах различных уровней;
— внедрение механизма «кадрового лифта», способствующего должностному росту и межуровневому перемещению наиболее талантливых и эффективных сотрудников федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— оптимизация численности государственных гражданских служащих Российской Федерации за счет исключения избыточных полномочий и дублирования функций, совершенствования организационно-штатной структуры органов, в том числе путем централизации обеспечивающих функций;
— повышение привлекательности и престижа гражданской службы для «молодых талантов» и квалифицированных специалистов государственных и коммерческих организаций, способствующих расширению доверия общества к системе государственного управления.

Кроме того, предлагается реализовать меры, направленные на обеспечение неподкупности, беспристрастности и антикоррупционного поведения гражданских служащих посредством:
— профилактики возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей;
— внедрения профессиональной культуры и формирования механизмов, позволяющих усилить влияние нравственных норм на соблюдение запретов и ограничений, требований к служебному поведению, а также способствующих формированию и развитию этического климата в государственных органах;
— исключения кланово-корпоративного принципа формирования кадрового состава на гражданской службе и введения системы оценки заслуг, профессионального потенциала и мотивации;
— введение присяги на гражданской службе.


Список литературы

  1. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ; в ред. Федер. закона от 01.07.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 30, ст. 3586; 2017. — №27. – ст. 3929.
  2. Демичев, А.А Основы таможенного дела: учебник. / А.А. Демичев, А.С. Логинова. СПб., ИЦ «Интермедия», 2014. – 433с.
  3. Иванов, М.К. Совершенствование дея¬тельности таможенной службы России на современном этапе (социологический анализ): автореф. дис. … канд. соц. Наук / М.К. Иванов. — М., РАГС, 2004. – 27с.
  4. Кулешов, А.В. Таможенная служба в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / А.В. Кулешов. — Люберцы, РТА, 2012. – 188с.
  5. Новиков, А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического сообщества: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.Б. Новиков. — СПб., СПГУЭиФ, 2011. – 26с.
  6. Основы таможенного дела: учебник для вузов / под общ. ред. А.П.Джабиева. М., Юрайт, 2017. – 455с.
  7. Ступников, А.А. Административно-правовое регулирование таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.А. Ступников. — М., МГЮА, 2013. – 27с.
  8. Чернявский, А.Г. Таможенное право: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Чернявский. — М., Юсти¬ция, 2016. – 547с.