УДК 33

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ И МЕРЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

№15,

Экономические науки

Павлова Светлана Алексеевна (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ; НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ; СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА; СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ; ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ; CRIME RATE; DRUG TRAFFICKING; SOCIAL ENVIRONMENT; SOCIAL RELATIONS; ECONOMIC SITUATION; OVERCOMING CRIME.


Аннотация: Статья посвящена анализу факторов внешней среды, оказывающих первостепенное влияние на распространение преступности в сфере незаконного оборота наркотиков. Результаты исследования доказывают, что не только деятельность правоохранительных органов, но и активная социально-экономическая политика органов власти на всех уровнях управления может способствовать снижению распространения как преступности, так и наркоугрозы.

Обстановка с преступностью напрямую связана не только со сферами экономической деятельности страны, региона, но и с наличием объективных причин для ее проявления. Объектом исследования в данной статье будет выступать Красноярский край, который по обстановке с преступностью на протяжении значительного числа лет занимал верхние рейтинги среди субъектов Российской Федерации. Так, по числу зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек в 2008 г. край занимал 13 место в Российской Федерации из 83 анализируемых территорий. Это период в жизни региона, который пришелся на мировой финансовый кризис, затронувший многие сферы экономической жизнедеятельности края.

В частности, на рынке труда Красноярского края в период 2009-2011 гг. выделялись следующие негативные тенденции: увеличение численности сокращенных из организаций работников, значительное увеличение количества организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников, введение в организациях режимов неполной занятости. [1] Так, к концу 2008 года двадцать организаций края заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, за три последних месяца 2008 года увеличилась на 32,4% (на 8,9 тыс. человек – с 27,2 до 36,1 тыс. человек). Аналогичные процессы наблюдались в стране повсеместно.

Негативные процессы на рынке труда были обусловлены высокой степенью неупорядоченности и неопределенности самой рыночной среды хозяйствования, что способствовало в целом снижению деловой активности и снижению отдачи от экономического сектора страны (рост безработицы, низкая производительность труда и др.). Согласно литературным данным, [2] структура выборки предприятий по продолжительности их существования показывает, что уже в первый год создания распадается 41,7% предприятий, во второй год еще 33,3 %. Подтверждается тезис о том, что, обладая компетенцией в той или иной сфере профессиональной деятельности, руководители предприятий, как правило, не имеют устойчивых квалифицированных навыков предпринимательской деятельности в условиях неопределенности, высокой степени риска, низкой доходности стандартных решений.

Закрытие и ликвидация предприятий ведет не только к росту безработицы, но и ее негативным последствиям, в частности, способствует росту преступности. По данным ГУ МВД Красноярского края почти половина преступлений совершается лицами, не имеющими работы.

Наличие безработных среди молодежи, трудные жизненные обстоятельства, поляризация доходов различных социальных групп, способствующая формированию особых субкультур и новых направлений моды в поведении, появление и быстрое распространение новых источников информации (сети Интернета) – все это и представляет основу социально-экономических причин преступности, в том числе, потребления наркотиков.

Если рассмотреть Российскую Федерацию в целом, то, как видно из таблицы 1, последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось всплеском преступности. Если в 1990 г. было выявлено 897,3 тыс. человек, совершивших преступления, то в 2000 году этот показатель составил 1741,4 тыс. человек, т.е. более полутора миллионов человек, как правило, трудоспособного возраста. Начиная с 2011 года по 2016 г. число лиц, совершивших преступления, не опускалось ниже 1 млн. человек в год. [3] При этом удельный вес осужденных в числе выявленных лиц, совершивших преступления на протяжении двадцатилетия (1990-2010 гг.) повысился с 59,9 % до 75,1 %. [4] На протяжении длительного времени почти половину всех зарегистрированных преступлений (43,7 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем краж – 871 084, грабежей – 61 524, разбоев – 11 416. [5]

В тоже время удельный вес осужденных за незаконные действия и нарушение правил обращения с наркотическими веществами и психотропными средствами от общего числа осужденных лиц неуклонно растет и с 2000 г. до 2015 г. вырос в 1,9 раза (в 2015 году удельный вес осужденных за незаконный оборот наркотиков (НОН) к числу осужденных всего лиц составил 15,67 %).[3] Это говорит о смещении в структуре преступности в сторону незаконного оборота наркотиков. Распространение употребления наркотиков способствовало и росту такого показателя как число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Если минимальное их количество было зарегистрировано в 2005 г. что составило 8,1 тысяча преступлений в РФ, то ежегодно наблюдался их рост и по данным официальной статистики число таких преступлений в 2015 году уже составило 33,2 тысячи. Таким образом, рост данных преступлений за десять лет составил 4,1 раза.

Таблица 1.

Количественные критерии о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков [6]

Показатели 1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Выявлено лиц, совершивших преступления, всего тыс. чел. 897.3 1741,4 1297,1 1360,9 1317,6 1256,2 1219,8 1111,1 1041,3
Число осужденных за НОН, тыс. чел. 7,0 99,1 61,2 77,1 90,4 99,7 105,4 105,1 103,6
Удельный вес осужденных за НОН к числу осужденных всего лиц, % 1,3 8,4 7,0 8,5 9,7 10,8 11,8 12,4 13,2
Темп роста осужденных за НОН, % 100 1415,7 61,7 126,0 117,2 110,3 105,7 99,7 98,6
Число осужденных в возрасте до 30 лет за НОН, всего тыс. чел. 5,0 66,5 33,5 43,0 51,0 54,8 55,5 53,3 49,2
Темп роста осужденных в возрасте до 30 лет за НОН к числу осужденных за НОН всего лиц, % 100 1330,0 50,3 128,3 118,6 107,4 101,3 96,0 92,3

Опасной тенденцией, как для демографических, так и социально-экономических последствий страны является, в том числе и фиксация всплеска в 2000 году темпа роста осужденных в возрасте до 30 лет за НОН по сравнению с 1990 г. до 1330 %. [4]

Прямая связь (+ 0,63) между числом лиц осужденных в возрасте до 30 лет за НОН и числом преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения дает возможность утверждать, что большая часть преступных деяний совершается молодыми людьми в возрасте до 30 лет, находящимися в состоянии наркотического опьянения.

Таблица 2.

Количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения [7]

Годы 2012 2013 2014 2015
Количество преступлений 25772 28338 33096 33194

Цифры, приведенные в таблице 2 свидетельствуют о дальнейшем нарастании последствий распространения наркотиков в обществе по сравнению с 2011 годом (см. таблицу 1). Так, на 2014 год количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения по сравнению с 2011 годом выросло на 175 %. В 2016 году данных преступлений было зарегистрировано более 28 тысяч (28237). [8]

Социально-криминологическая характеристика преступности за 2015 год показывает, что преступления совершаются преимущественно в группе (47,7 %) несовершеннолетними или при их участии (21,7 %), а также лицами, ранее совершавшими преступления (20,9 %). Количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения на конец 2015 года составило 33194, из них тяжких и особо тяжких – 18740, что составляет около 56,4 %.

Характеристика лиц, совершивших преступления, показывает, что наибольший удельный вес занимают лица, не имеющие постоянного источника дохода (в 2015 г. 66,6 %), из них ранее совершавшие преступления (51,8 %).

Правительство страны в последние годы, занимаясь проблемой трудоустройства населения, делает ставку на развитие малого и среднего бизнеса. Для преодоления негативных явлений во многих регионах страны приняты и действуют Программы социально-экономического развития, в которых развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений. Так, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках принятой правой базы, [9] может обеспечить реальную преемственность решений органов государственной власти, в том числе в субъектах РФ с целью развития инвестиционной деятельности, малого предпринимательства, видов деятельности, облагаемых только патентом с использованием механизмов и форм государственной поддержки.

Развитие малого предпринимательства в стране и регионах направлено, в том числе, на создание и сохранение рабочих мест, т.е. обеспечение занятости и самозанятости населения.

Но, в настоящее время необходимо для сокращения негативных социально-экономических явлений преступного характера (в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков) активизировать решение таких институциональных вопросов, характерных для многих регионов страны, как устранение территориальных диспропорций в уровне развития муниципальных образований; развитие организационной структуры для поддержки малого и среднего предпринимательства; активное формирование рынков информационных и консультационных услуг; решение проблем экологии и качества жизни населения; развитие отраслей с глубокой степенью переработки исходного сырья, в том числе продукции лесной отрасли и сельского хозяйства; модернизация средств производства в производственной сфере и агропромышленном комплексе; формирование рынка труда квалифицированных кадров нужных экономике профессий, повышение уровня профессиональной подготовки; увеличение активности органов местного самоуправления по развитию всех форм предпринимательства на муниципальной территории проживания населения. [9]

Итак, только комплексные меры, направленные на вовлеченность всех заинтересованных групп населения на совершенствование, повышение эффективности и адресности социальной поддержки от органов власти, четкая ориентация на поддержку трудовой активности населения, неформальная заинтересованность органов власти на местах в успешном результате социальной политики принесут свою позитивную отдачу в виде сокращения противоправных деяний среди населения и постепенное сокращение угрозы наркопотребления. Это в средне- и долгосрочном временных периодах позволит снизить расходы бюджетов всех уровней на противодействие наркопреступности, уменьшить социально-демографические и экономические издержки, выраженные в масштабах распространенности наркобизнеса (криминального сектора экономики), сократить потери валового регионального продукта и воспроизводства населения.


Список литературы

  1. Постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 30-п (в долгосрочной целевой программе «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Буянов, В.П. Рискология (управление рисками) / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов. – М., 2003.
  3. Россия в цифрах. 2016. URL://crimestat.ru/offenses_table (дата обращения 22.07.2018 г.)
  4. Павлов Д.О. Количественные критерии для анализа наркоситуации / Д.О. Павлов // Молодежь, наука и цивилизация: межвузовский сборник тезисов докладов курсантов и студентов. Выпуск 16 / отв. ред. Д.Д. Невирко; Сибирский юридический институт ФСКН России. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. – С.69-73.
  5. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года URL://crimestat.ru/BinaryData/OBJ1127693 (дата обращения 22.07.2018 г.)
  6. Количественные критерии о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков URL://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/10-02.htm (дата обращения 03.04.2018 г.)
  7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 года URL://crimestat.ru/BinaryData/OBJ1126801 (дата обращения 03.04.2018 г.)
  8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года URL://crimestat.ru/BinaryData/OBJ1127693 (дата обращения 03.04.2018 г.)
  9. Приложение к Закону края от 20.12.2007 №4-1130. Приложение № 3 к государственной программе Красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС КонсультантПлюс.