УДК 378.6

О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ МЕРАМ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

№15,

Педагогические науки

Быстрянцев Александр Федорович


Ключевые слова: БИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; МВД РОССИИ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ; СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; BINARY TECHNOLOGIES; PERSONAL SECURITY; THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA; EDUCATIONAL ORGANIZATIONS; THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES.


Аннотация: Статья посвящена практике использования образовательными организациями МВД России бинарных технологий, выступающих эффективным инструментом формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

На нынешнем этапе развития российского общества, сопряженном с многочисленными вызовами правопорядку со стороны деструктивных элементов, вопросы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел занимают одно их приоритетных мест как на стадии обучения и подготовки личного состава, так и в процессе самой правоохранительной деятельности. Специалисты отмечают, что обучение сотрудников ОВД формам и методам обеспечения своей безопасности, грамотным и четким действиям в экстренных ситуациях является важнейшим направлением профессиональной подготовки [5, с. 98].

В современном понимании личная безопасность сотрудника ОВД – это упорядоченное единство тактических, психологических, защитных и правовых мер, которые позволяют не только сохранить жизнь и здоровье сотруднику, но и поддерживать при этом высокий уровень профессионализма. В этой связи нельзя не согласиться с теми учеными, которые утверждают, что обучение сотрудников личной безопасности представляет собой многоуровневую системную задачу, требующую комплексного решения [4, с. 209].

К основным направлениям системы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД следует отнести:
— обеспечение физической безопасности;
— обеспечение психологической безопасности;
— обеспечение морально-нравственной и правовой безопасности;
— обеспечение профилактики профессиональной деформации.

Физическая безопасность сотрудника зиждется на трех составляющих: общефизической подготовке, тактической выучке и боевых приемах борьбы. Психологическая безопасность предполагает овладение сотрудником различными приемами и способами предотвращения стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, обучение его психологическим основам самоанализа и саморегуляции. Морально-нравственная и правовая безопасность включают в себя способы противодействия шантажу, провокациям и т.п. Профилактика профессиональной деформации непосредственным образом связана с морально-нравственной безопасностью и состоит из соответствующей психологической техники и тактики действий.

Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности представляет собой сложное интегративное профессиональное качество, включающее в себя:
— сформированную систему специальных профессиональных установок на обеспечение безопасности;
— наличие комплекса профессиональных привычек, способствующих обеспечению безопасности;
— усвоение специальных знаний, необходимых для обеспечения личной безопасности [6, с. 275].

Профессиональная подготовка кадров для органов внутренних дел на современном этапе основывается на образовательном процессе сотрудников полиции, включающем в себя элементы тактического и методического обеспечения личной безопасности, уверенным и правильным действиям в условиях чрезвычайной ситуации [2, с. 16].

На сегодняшний день перед профессорско-преподавательским составом образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации стоит задача оптимизации учебного процесса путем рационального сочетания традиционных методов передачи и закрепления информации с новыми возможностями преподавания [3, с. 10]. Исходя из комплексного характера обучения личной безопасности, видится целесообразным проводить подобные занятия в ведомственных вузах с использованием бинарных технологий, выступающих эффективным инструментом формирования профессиональной компетентности будущих специалистов [1, с. 388].

Бинарные занятия представляют собой одну из форм интеграции междисциплинарных курсов, а также реализации междисциплинарных связей. В данном случае занятие проводится двумя (тремя, четырьмя и т.д.) преподавателями различных дисциплин (реже – несколькими преподавателями одной дисциплины). Подобные занятия способствуют интеграции знаний из смежных областей для решения единой задачи, предоставляют возможность реализовать полученные ранее знания на практике. Бинарное занятие дает возможность установить связь разных учебных дисциплин, придает обучению целостный и системный характер.

При традиционной системе подготовки специалистов теоретическое обучение предшествует практике. Иными словами, сперва накапливается определенная база знаний, которые в дальнейшем обучаемый должен реализовать в сложных практических ситуациях. При проведении бинарных занятий, теоретический материал сразу же используется в практических действиях. Таким образом, курсантам и слушателям полученная информация становится доступной и понятной, что позволяет более оперативно разбираться в новом материале. Соответственно, тема легче усваивается, а знания становятся прочнее. Переключаясь с практической деятельности на теоретическую и наоборот, обучаемые в меньшей степени подвержены утомлению, что способствует поддержанию высокого уровня работоспособности в ходе всего занятия. При использовании данной формы обучении соединяются усилия двух (нескольких) преподавателей, что позволяет рационализировать учебный процесс.

Теоретически бинарное занятие может быть запланировано по различным типам и формам занятий. Например, при изучении нового материала на комбинированной лекции, либо при закреплении знаний на практическом занятии или консультации. Однако наиболее эффективными и целесообразными видятся бинарные занятия при комплексном применении полученных знаний, их систематизации и обобщении, а также при контроле и оценке.

Бинарное занятие в силу своей нетрадиционной основы сопряжено с массой сложностей, а потому может быть успешным только при условии его скрупулезного планирования.

Этапами подготовки к проведению бинарного занятия являются:
1. Проведение анализа рабочей учебной программы на предмет наличия в ней взаимосвязанных тем.
2. Подбор наиболее оптимальной формы проведения занятия.
3. Планирование бинарного занятия в тематическом плане междисциплинарного курса (модуля).
4. Последовательная совместная разработка бинарного занятия двумя (несколькими) преподавателями.
5. Подготовка необходимой дидактической и материально-технической базы.

При планировании бинарных занятий необходимо в обязательном порядке разрешить неизбежно возникающие сложности, к числу которых относятся:
— разногласия в календарно-тематическом плане (смежные темы могут изучаться на разных этапах подготовки).
— ограниченные возможности учебных аудиторий и полигонов (оснащенность, наполняемость и т.п.);
— несогласованность занятий у представителей различных кафедр по учебному расписанию.

Очевидно, что доля междисциплинарного взаимодействия при обучении курсантов и слушателей мерам личной безопасности будет неизбежно увеличиваться, что обеспечит повышенный уровень практической направленности формируемых знаний и умений.


Список литературы

  1. Безукладицына М.В. Бинарные занятия как инструмент формирования профессиональной компетентности будущих специалистов // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2017. №12. С. 388-396.
  2. Бочкин Д.В. К вопросу использования инновационных методов обучения на практических занятиях по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственные редакторы А.А. Каримов, А.А. Сысоев. 2018. С. 16-19.
  3. Гричанов А.С. К вопросу использования инновационных методов на практических занятиях по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД // В книге: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2017. С. 8-11.
  4. Калинин С.В., Морозов В.А., Чернов Ю.Н. Комплексный подход при обучении личной безопасности сотрудников полиции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-3 (73). С. 207-209.
  5. Толдиев А.Б. К вопросу обеспечения личной безопасности сотрудников МВД России // Теория и практика общественного развития. 2016. №3. С. 97-99.
  6. Устинова Л.Г. Обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудника ОВД // Вестник университета. 2014. №2. С. 275-279.