ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№5,

Юридические науки

Свекатун Александр Михайлович


Ключевые слова: ВОЗБУЖДЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ; СТАДИИ; AROUSAL; ADMINISTRATIVE VIOLATION; TRAFFIC; STAGES.


Аннотация: В данной статье рассмотрим производство по делам об административных правонарушениях и обратимся непосредственно к принципам, которые определяют его особенности, формы, методы и содержание.

Сегодня наука административное право не приходит к одному мнению о системе принципов производства по делам об административных правонарушениях.

Мы соглашаемся с тем, что основой производства по делам об административных правонарушениях является строгое соблюдение принципов.

Выше отмеченные принципы содержаться в нормах Основного закона и Кодексе об административных правонарушениях.

В связи с федеративным устройством России, административное законодательство состоит из двух уровней.

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное законодательство». [1]

Так в Республике Хакасия действует Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях». [2]

Указанный закон содержит нормы об ответственности за административные правонарушения, которые не предусмотрены российским законодательством, а также устанавливает должностных лиц, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, на основании этого устанавливается подведомственность данных дел.

По мнению Н.М. Конина «к принципам производства по делам об административных правонарушениях относятся: «срочность разбирательства; его гласность; широкое и точное установление законом участников процедуры; широкие организационные и правовые гарантии законности; различные виды контроля и надзора». [3]

По мнению З.К. Соковой, следует выделять «конституционные и юрисдикционные принципы, относя к последним принципы объективной истины, оперативности, ведения дела на родном языке, компетентности, доступности, публичности, гласности, состязательности, обеспечение права на защиту и другие». [4]

Автор статьи соглашается с классификацией принципов, предложенной З.К. Соколовой. Достоверным принципом из данной классификации выступает принцип законности, так как он берет свое начало из статьи 15 Основного закона России.

Другим основополагающим принципом, содержащемся в ст. 1.4 КоАП РФ выступает принцип равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. [5]

Третьим принципом из данной классификации выступает презумпция невиновности, которая закреплена в статье 1.5 КоАП РФ, данный принцип понимает под собой, то что, человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана, согласно нормам КоАП РФ. Кроме всего, лицо, которое привлекли к административной ответственности, не должно и не обязано доказывать свою невиновность.

Но существую ограничения данного принципа, которые содержаться в примечании к ст.1.5. КоАП РФ, то есть гражданин, которого привлекли к ответственности, не должен и не обязан доказывать свою невиновность, за исключением главы 12 КоАП РФ.

Одним из юрисдикционных принципов является принцип открытого рассмотрения дел, который прописан в ст. 24.3 КоАП РФ. Данный принцип проявляется в том, при открытом рассмотрении дела может присутствовать публика, при этом на данное дело может прийти любой желающий.

Статьей 24.2 КоАП РФ предусматривается ведение производства по делу об административном правонарушении на русском языке, который является государственным в Российской Федерации. Одновременно с русским языком, дело об административном правонарушении может рассматриваться на государственном языке республики, уполномоченный орган либо должностное лицо которой рассматривает данное дело. Лицо, которое участвует при рассмотрении дела и не владеет языком, используемом при рассмотрении дела, имеет законное право пользоваться родным языком, либо языком, который лицо может свободно выбрать, кроме того, лицо вправе воспользоваться услугами профессионального переводчика.

Согласно еще одному принципу, закрепленному в ст. 24.4 КоАП РФ лицо, участвующее в деле, имеет право заявлять ходатайства в письменной форме, при этом судья, либо орган (должностное лицо такого органа), рассматривающий дело обязан немедленно рассмотреть такое ходатайство. При отказе в удовлетворении ходатайства выносится решение в форме определения.

Последним принципом является принцип сбора и оценки доказательств. Согласно данному принципу, доказательствами по делу могут являться следующие: протокол об административном правонарушении либо постановление прокурора, объяснение лица, в отношении которого ведется дело, показания потерпевших, свидетеля, заключение эксперта, вещественные доказательства, показания специальных технических средств, протокол об изъятии чего-либо. Органу, рассматривающему дело, надлежит оценить их по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть следующие моменты.

Сегодня наука как административное право не приходит к одному мнению о системе принципов производства по делам об административных правонарушениях.

Автор статьи соглашается с классификацией принципов, предложенной З.К. Соколовой. Достоверным принципом из данной классификации выступает принцип законности, так как он берет свое начало из статьи 15 Основного закона России.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ // Собр. Законодательства РФ. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.
  2. Об административных правонарушениях: Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91-ЗРХ: в ред. от 12.10.2015 // Вестник Хакасии. 2008. 23 декабря.
  3. Конин Н.М. Российское административное право. М., 2013. С. 304.
  4. Сокова З.К. Единство права и морали в административно-юрисдикционной деятельности милиции общественной безопасности: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 13.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20.12.2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2001 г.: в ред. Федер. закона от 05.12.2016 г. № 412-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек. 2016. 05 дек.