УДК 339.543

НОВАЯ ПАРАДИГМА РАБОТЫ С РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ: ОТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ К КОНТРОЛЛИНГУ

№15,

Экономические науки

Арсентьева Валентина Сергеевна


Научный руководитель: Скворцова В.А., старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, Россия, г. Люберцы.


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ; ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО; РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ; КОНТРОЛЛИНГ; ТАМОЖЕННЫЙ РИСК; RISK MANAGEMENT; CUSTOMS; RISK MANAGEMENT; CONTROLLING; CUSTOMS RISK.


Аннотация: В статье рассматривается такое понятие, как управление рисками в таможенном деле. Приводятся риски, которые прямо или косвенно влияют на деятельность таможенных органов и в целом на таможенное дело. Подчеркивается важность руководителя при принятии управленческого решения, которое смогло бы минимизировать риски.

В настоящее время много внимания уделяется системе управления рисками (далее – СУР) при проведении таможенного контроля. СУР является базовым принципом современной системы таможенного контроля. [1] Однако существует множество других рисков, которые необходимо учитывать в таможенном деле и, как следствие, уметь управлять ими для того, чтобы предотвратить негативные последствия.

Согласно статье 376 главы 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, управление риском – это систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления. [2] Таможенное регулирование, согласно статье 2, главы 1 Федерального закона № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело – это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, их нахождения и использования в РФ или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством РФ, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами. [3]

Таким образом, система управления рисками при проведении таможенного контроля, является лишь частью огромного механизма управления рисками в таможенном деле, как в системе.

Таможенное дело, в первую очередь, экономическая система. Как и любой системе, таможенному делу присуще такое явление как управленческое решение. Однако неполная предсказуемость результатов управленческих воздействий порождает возможность несоответствия достигнутого результата ожидаемому, что в свою очередь можно назвать риском.

Риски можно классифицировать по разным признакам.

Политические риски. Это риски, вызванные обострением политической ситуации между странами. Например, экономические санкции. Роль таможенных органов в такой ситуации многократно возрастает. Ведь именно таможенная служба контролирует перемещение товаров через таможенную границу и должна не допустить проникновения санкционных товаров на внутренний рынок страны.

Экологические риски. Риски, которые вызваны негативными природными явлениями, чрезвычайными ситуациями. Яркий пример – радиационная авария в 2011 году в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Как следствие, Россия запретила ввоз продовольствия из префектур, окружающих пострадавшую из-за аварии на ядерном реакторе Фукусиму.

Демографические риски. Данный вид рисков связан с миграцией населения. В случае неблагоприятной обстановке в одной стране, люди стараются уехать из такого государства, ища более комфортное место жительства. Тем самым возрастает нагрузка на таможенные органы.

Риски, обусловленные экономическими циклами и депрессивные риски (как подвид). Этот вид рисков связан с естественными колебаниями экономики. Спад, сменяемый ростом, стагнация, а потом опять спад и так до бесконечности. Депрессивный же риск представляет собой «стагнацию на дне», то есть тот момент, когда экономика достигла максимальной точки спада, а подъем еще не наступил.

Структурные риски. Эти виды рисков можно классифицировать, например, по отраслям или структурные географические риски и другие. Например структурные географические риски связаны с ориентацией того или иного субъекта федерации на экспорт отдельного продукта. Так Дальний Восток главный экспортер рыбной продукции, а Москва, Московская область и Калужская область – продукции военно-промышленного комплекса. Риск состоит в том, что в случае невозможности одного субъекта поддерживать экспорт на необходимом уровне, другой регион, с большей долей вероятности, не сможет его заменить.

Финансовые риски. Финансовые риски больше характерны для сферы внешнеэкономической деятельности и ее участников. Это риски связанные с уровнем инфляции (инфляционные), с колебанием курса валют (валютные) и другие. Разновидностью финансовых рисков являются трансфертные риски – это риски, связанные с невозможностью осуществление банковских переводов в стране.

Человеческие риски. Этот вид рисков подразумевает, что человек, выполняющий какую-либо функцию, не сможет в определенный момент ее выполнить. Например, заболеет, возьмет взятку, покинет место работы и т.п.

По характеру последствий риск можно разделить на чистый и спекулятивный риск. Чистый риск – это такой вид риска, который в случае наступление несет только негативные последствия. Например, это природный катаклизм, или автомобильная авария. Спекулятивный же риск может принести как благоприятные последствия, так и неблагоприятные. Это, например, инвестиционный риск или валютный. Инвестор, вкладывая свои деньги в какой-либо проект, может либо понести убытки, либо получить выгоду от проекта.

Управление рисками зачастую называют риск-менеджментом. Риск-менеджмент – это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией. Риск-менеджмент — это циклический процесс, который заключается в последовательном выполнении таких операций как:

— определение целей предстоящих действий;
— сбор и анализ необходимой для управления информации;
— планирование предстоящих действий;
— постановка задач исполнителям;
— контроль выполнения поставленных задач.

Главная задача риск-менеджмента – учет рисков. Учет рисков сводится к тому, чтобы минимизировать отрицательные последствия наступления рисковых событий и, по возможности, максимизировать положительные последствия.

Процесс учета рисков, также, как и процесс риск-менеджмента можно представить в виде последовательности действий:

— анализ внешних и внутренних условий деятельности экономической системы;
— выявление рисков;
— анализ возможности наступления рисковых событий;
— оценка их последствий для экономической системы;
— формирование (выбор) возможных методов снижения негативных последствий рисковых событий;
— сравнительная оценка методов и выбор рационального.

В случае если после выбора рационального метода вероятность несоответствия достигнутого результата ожидаемому все еще имеется, необходимо возвращаться к первому этапу и заново анализировать внешние и внутренние условия деятельности экономической системы.

Для внешнеторговой деятельности, как для деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью характерно такое понятие, как внешнеторговый риск. [4] Внешнеторговые риски представляют собой предполагаемые непредвиденные ситуации, приносящие лишние затраты или иной вред предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Внешнеторговые риски, также можно классифицировать по разным основаниям и признакам.

Говоря о сфере внешнеторговой и внеэкономической, нельзя не упомянуть таможенный риск. Определение таможенного риска дано в статье 376, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Таможенный риск или просто риск – это вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. [2] Именно с этой категорией рисков работают сотрудники таможенных органов. С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д.

Можно сделать вывод, что таможенному делу как макроэкономической системе присущи различные виды рисков. Таможенные органы работают, в основном, с таможенным риском. Однако и другие виды рисков прямо или косвенно оказывают влияние на деятельность таможенных органов и должностных лиц. Возникает необходимость создания такой системы управления рисками в таможенном деле, которая бы смогла в значительной мере минимизировать отрицательные воздействия всех вышеперечисленных рисков на таможенное дело. Тренд современной СУР – это автоматизация процесса выявления объекта таможенного риска. В таких условиях возрастает роль риск-менеджмента и, как следствие, значимость субъекта управления (руководителя) в процессе принятия решения и объекта управления (персонал, сотрудники) в части выполнения управленческого решения.

Достижение прогнозируемых результатов таможенного контроля и оптимального использования ресурсов таможенного органа достигается за счет осуществления руководителем ФТС России (на уровне ФТС России) и первыми заместителями начальников таможенных органов (на уровне таможенных органов, подчиненных ФТС России) планирования, организации и контроля процесса управления рисками в таможенном органе, организации взаимодействия субъектов СУР и иных структурных подразделений таможенных органов в ходе функционирования СУР, а также контроля единообразного применения тактики СУР. [5]

Одной из наиболее перспективных концепций управления, отражающей все основные тенденции развития теории и практики управления в государственных службах на современном этапе, является контроллинг.

Контроллинг представляет собой, во-первых, философию и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие организации в долгосрочной перспективе; во-вторых, ориентированную на достижение целей систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности организации. Таким образом, значимость управленческого решения многократно возрастает.


Список литературы

  1. Скворцова В.А. Совершенствование категорирования участников внешнеэкономической деятельности при выборе объектов таможенного контроля / В.А. Скворцова // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – № 3. – С. 166–172
  2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
  3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ
  5. Приказ Федеральной таможенной службы от 18.08.2015 № 1677 «Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками»